MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Без категории > Тимофей Жалнин: “В кино идут за удивлением”

Тимофей Жалнин: “В кино идут за удивлением”

Молодой питерский режиссер Тимофей Жалнин снял уже несколько успешных короткометражных фильмов. Его новую картину «F5» показали на нескольких российских фестивалях, а сейчас она включена в программу Short Film Corner 66-го Каннского кинофестиваля. Тимофей рассказал о том, каково это – быть молодым режиссером в нашей стране и как найти свое место в кинематографе. - Расскажи подробнее,…

Молодой питерский режиссер Тимофей Жалнин снял уже несколько успешных короткометражных фильмов. Его новую картину «F5» показали на нескольких российских фестивалях, а сейчас она включена в программу Short Film Corner 66-го Каннского кинофестиваля. Тимофей рассказал о том, каково это быть молодым режиссером в нашей стране и как найти свое место в кинематографе.

Тимофей Жалнин– Расскажи подробнее, как складывается фестивальная судьба твоего фильма?

– Достаточно успешно, и это не может не радовать. Фильм был представлен на шести фестивалях и везде получил разные награды – где-то гран-при, где-то приз за лучшую режиссуру, где-то за актерскую работу. На Армянском международном фестивале «Ес эм» – за лучшую операторскую работу… Но это еще не конец, надеюсь. Мы возлагаем большие надежды и на международные фестивали. «F5» – уже вторая моя работа, которая участвует в Каннской программе. До этого был «Черновик», и даже (я этого никак не ожидал) какие-то связи у меня появились после этого… Так что я доволен, что «F5» тоже будет там представлен.

– В коротком метре ты себя уже зарекомендовал. Есть желание снять полный метр?

Есть несколько предложений, я их рассматриваю. Кроме того, собираюсь снимать полный метр вместе с компанией «Ливандия». Сейчас заканчиваем работу над сценарием. Дай Бог, конечно, запуститься с полнометражным дебютом. Но и короткий метр мне по-прежнему интересен. У меня есть в запасе какие-то замыслы, заявки на короткий метр, и я хотел бы их реализовать. Но поскольку я уже вышел после вуза во взрослую жизнь, то собираюсь ковать железо, пока горячо, то есть снимать, прежде всего, полный метр.

– Какие проблемы тебе приходится решать как начинающему режиссеру?

– Проблему выживания. Особенно это касается Петербурга… Все постоянно говорят о московских киношколах – ВГИК, ВКСР… А те, что в Петербурге, часто обходят стороной. А ведь там есть талантливые ребята, я знаю. Но они все, конечно, оглядываются на Москву, ищут работу в столице. Жаль, что у нас не так, как в США – нет кинематографа Западного и Восточного побережья. У нас все варится в Москве. И из-за этого зачастую падает творческая конкуренция. Да и вообще, Петербургу было бы неплохо сохранить свое собственное видение, которое всегда было у ленинградской киношколы. Не обязательно что-то копировать, надо сохранять самобытность, свой взгляд на кинематограф.

– Как этого можно добиться?

Есть мастера, которые передают этот особый питерский взгляд своим ученикам. Не навязывают свой вкус и свое видение мира, нет, а передают традиции, которые были у нас на протяжении многих лет и поддерживались такими людьми, как Герман, Сокуров, Авербах. Это замечательно, интересно, ни на что не похоже! Я сейчас возлагаю, конечно, большие надежды, на филиал Молодежного центра Союза кинематографистов в Петербурге. Я сам с удовольствием помогу им наладить связи со своим университетом. Ведь после окончания ВУЗа, у нас зачастую не остается контактов даже друг с другом. Разобщенность – большая проблема. Вторая – куда идти после ВУЗа? Вот ты закончил учебу, и если у тебя нет хорошей фестивальной истории…. Да даже если она есть, это все равно не дает никаких гарантий.

– Какой жанр или направление в кино тебе интересно?

Я за авторское массовое кино. Мне интересен «артхаус», но я бы не хотел сужать свой круг общения через экран, делать кино только для горстки интеллектуалов. У меня много друзей – самых обычных зрителей, и мне хотелось бы говорить с ними, делиться своими мыслями и впечатлениями не на каком-то языке клинописи, а на простом, внятном и понятном всем.

– Как ты относишься к интернет-пространству? Первую твою студенческую работу кто-то без твоего разрешения выложил в сеть…

Да, и я только благодарен этим людям. Интернет для меня пока – хорошо со всех сторон. В плане пиара, в первую очередь. Я тщательно слежу за этим пространством. Ведь по первому образованию я пиарщик, так что знаю, насколько легко с помощью Интернета и социальных сетей донести информацию до людей. Главное – находить новые способы продвижения и придумывать их самому. Мы, кстати, ощутили это на питерской премьере «F5», когда организовали показ в «Авроре», где зал на 600 человек. Мы заполнили этот огромный зал во многом благодаря соцсетям,  и некоторые люди еще даже в проходах стояли.

– Как, на твой взгляд, интернет может повлиять на современный кинематограф?

Думаю, что со временем у интернет-кинотеатров, к примеру, появится какой-то свой медиа-продукт. Потому что каждое новое средство массовой коммуникации создает продукт под себя. То же самое ведь и с телевидением произошло – вначале там были только фильмы, потом появились сериалы.

– Скажи мне, как режиссер сценаристу, почему нам так трудно находить друг друга? Почему многие режиссеры, особенно начинающие, стремятся использовать сценаристов как пишущую машинку, которая просто может зафиксировать их гениальные мысли? Я с этим сталкиваюсь и не перестаю удивляться.

Когда-то я тоже был таким режиссером, но сейчас, поработав в соавторстве над полнометражным сценарием, понимаю, что хороший тандем обогащает творческий замысел. Сценарист – не раб. Если он будет заглядывать тебе в рот, если это просто «негр», который записывает твои идеи, то такой сценарий не сработает. Для меня важен критический, неожиданный взгляд на ту или иную ситуацию. У меня были случаи, когда в споре рождалось, может быть, что-то третье, но уникальное и интересное.

– То есть ты считаешь, что в творческом тандеме каждый должен заниматься своим делом и не должен перетягивать одеяло на себя?

В нашей сфере важно уметь находить своих людей. Если люди дышат в разном ритме, смотрят в разные стороны, то союз, конечно, невозможен. Но он должен быть – и с композитором, с оператором. Я только за совместную работу. Меня, конечно, настораживает вариант, когда над блокбастером работает большая группа сценаристов. То есть я понимаю, что такие проекты – это вообще вотчина сценаристов. Потому что здесь главное – «железный», до автоматизма доведенный сценарий, выверенный по математической схеме. Может быть, поэтому некоторые фильмы кажутся нам примитивными. Ты сидишь в зале и, может, не знаешь, что именно сейчас произойдет, но чувствуешь, что тебя готовят к чему-то. Что сейчас эту ложку тебе засунут в рот. Это уже неинтересно. Мне кажется, сейчас все больше и больше зрителей испытывают аллергию на эту ложку. Либо они играют с фильмом в поддавки – тоже ничего хорошего. Вот я общаюсь со своими друзьями и знаю, что они не за этим идут в кино. Они идут за удивлением.

– Скажи, ты смотришь в сторону Запада? Тебе интересно, что там делают?

На самом деле я очень внимательно слежу за работой западных режиссеров, делающих авторское кино. Мне было бы интересно там поработать, узнать больше о кинематографических школах. Например, мне очень нравится польская киношкола. А еще недавно открыл для себя кубинскую: посмотрел их программу на фестивале «Кинопробы» в Екатеринбурге. Там было всего четыре фильма, но настолько самобытные, интересные, оригинальные… Ты просто погружаешься в абсолютно другую реальность. Для меня лично это было открытием, «новой волной», можно сказать.

Молодежный центр СК России

Беседу вела Мария Трубникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image