Иван И. Твердовский: «Зрителя ждет панорама короткометражного кино»
В рамках Российских программ ММКФ уже второй год в Белом зале пройдет программа короткометражного кино. В прошлом году куратор программы Иван И. Твердовский отобрал для показа в Доме кино такие фестивальные «хиты» как «Ноги-атавизм» Михаила Местецкого, «Дорога на ..» Таисии Игуменцевой, «Шиповник» Нигины Сайфуллаевой, «Мальчики» Ильи Казанкова, «Одна минута» Елены Галяниной, «Связь вещей» Максима Зыкова, Qurban Анара Аббасова, «Песня механической рыбы» Филиппа Юрьева, и, конечно, «F5» Тимофея Жалнина.
— Иван будет ли в этом году столько интересных картин, которые, в дальнейшем, будут иметь успешную фестивальную судьбу?
— На самом деле в короткометражном кино был очень сложный год. На лицо резко упал общий уровень работ, не знаю с чем это вообще связано. На фоне этого особенно радуют победы «F5» Тимофея Жалнина, премьера которого состоялась в рамках нашей прошлогодней программы. Несмотря на это, в этом году я отобрал 50 короткометражных картин, сделав особый акцент на документальном кино, докудрамах и мокьюментори. Всего с января месяца отсмотрел больше 400 фильмов. Больше чем отборщики «Кинотавра», в основном за счет обилия документальных короткометражек.
— А если вернуться к прошлому году — когда первый раз смотрели F 5 – чувствовали, что это лучшая короткометражка года?
— Ну определенно было, что одна из лучших. Поэтому фильм мы поставили на вечерний сеанс, на сеанс закрытия программы короткого метра. Были и другие фильмы. Все же при всей любви к картине Жалнина «F5», как и к предыдущей его работе «Черновик», нельзя говорить, что она лучшая. Фестивальный успех не всегда говорит о принципиальном качестве картины. Призы и участие в крупных киносмотрах всего лишь выборка отборщиков и жюри. «F5» это действительно история, которая того стоит. И для меня это пример удачной и сложившейся дипломной работы.
— Какие акценты были сделаны в программе в этом году?
— Основной упор я делал на создание широкой панорамы короткометражного кино, которая отражала бы все тенденции существующие на сегодняшний день. От документального «Артемкиного нового свитера», снятого на телефон до эпичного «Come and play» Дарьи Беловой. При этом будут и докудрамы, мокьюментори, например «Кардо» Светланы Сигалаевой, документальный трэш Олега Ушакова «Ъ» или игровой мегатрэш «Ритуал». Будут и вполне жанровые истории, семейные фильмы категории 0+, научно-познавательные фильмы, криминальные драмы, детектив. И даже эротическая драма в стиле ню-арт.
— Что для вас оказалось интереснее: снимать или выбирают работы других авторов?
— Для меня это независимые вещи совершенно. Отсматривать безумно интересно, поскольку ты волей не волей получаешь целиковую картину всего короткометражного кинопроцесса. Фильмы которые ты иной раз не увидишь, пропустишь, проспишь — попадают в твой мозг. Поэтому безумно интересно было, но честно говоря подустал.
— Прошла информация, что Вы начинаете работу над своим полным метром, расскажите о Вашем проекте?
— Полным ходом идет препродакшн. Рабочее название картины «Класс Коррекции». Продюсер Наталья Мокрицкая позвала на этот проект и, честно говоря, я очень доволен! Сейчас очень сложно, вообще, доверять людям, а уж тем более продюсерам. Но Наталью я полюбил буквально с первой встречи. И конечно мне приятно, что продюсер «Изображая жертву», «Юрьева дня», «Мой папа Барышников» доверила мне очень сложную картину. А вот про сам проект пока не очень хочется говорить. Будем тянуть интригу.
— Почему решили снять игровое кино, при том сразу полный метр?
— Для меня нет никакой разницы снимать игровое или документальное кино. Кино бывает живое и дохлое. Дохлым бы не хотелось заниматься.
— Ваш мастер Алексей Ефимович Учитель учит снимать и игровое и документальное кино. Как Вы считаете, какие фильмы снимать проще: игровые или документальные?
— Кино вообще не просто снимать. Главное красиво занырнуть в съемочный, чтобы воздуха хватило до монтажа. И тут не важно документальное кино или игровое. А Учитель нас очень правильно учил. Игровое кино, документальное, реклама, телек имеют совершенно разную специфику режиссуры. И полноценная профессия заключается как раз в разноплановом опыте. Ветеринар лечит и собачек и кошек. И, наверное, вы убьете того ветеринара, который откажется лечить вашу кошку только потому, что он собачник. Как то так.
— Давайте немного поговорим о Вашей последней работе — «Собачий кайф». Картина успела собрать множество призов. Расскажите о ее фестивальной судьбе.
— У нас хорошо все началось. Премьера фильма прошла в конкурсной программе IDFA в Амстердаме. Это Канны для документалистов, самый крупный и уважаемый в мире фестиваль документального кино. И конечно это не могло нас не радовать. Потом был Артдокфест и Лавровая ветвь в Москве. На сегодняшний день самый значимый фестиваль документального кино в стране. Там мы получили Лавровую ветвь за лучший короткометражный фильм. После фильм, единственный от России, отобрали на Международную конференцию INPUT, которая в этом году проходила в Сальвадоре. На «Святой Анне» мы получили один из призов за лучший документальный фильм. Приятно было, что Виктор Косаковский когда жал руку на сцене сказал: «Вань поздравляю! Ты молодец! Но по моему тебе уже хватит в студенческих фестивалях участвовать…» Это мой особый приз. На фильмах Косаковского я можно сказать вырос. А потом был «Кинотавр», где я неплохо отдохнул. Вообще все очень хорошо прошло там, хоть мы ничего и не получили. Получим в другой раз значит. Сейчас на Московском фестивале будут последнии показы фильма. Больше не планируем показывать его, надо ехать дальше.
— Будете ли Вы снимать документальные фильмы дальше?
— Да безусловно. Огромное количество планов. Впереди выход нового документального фильма. Надеюсь с ним будет какая-нибудь история не хуже чем с предыдущим. Но пока основной упор хочу сделать на «Класс коррекции» и написание нового сценария.
— Когда ожидается выход документальной ленты? И можете немного рассказать о ней?
— Это большой фильм об андеграудном поэте и музыканте Данае Давыдовой. Это документальная притча, на грани жизни и смерти, в которой пройдя через покаяние героиня перерождается. В общем это очень странная история. Лучше наверно смотреть, чем говорить.
— Вы являетесь членом Гильдии неигрового кино. Расскажите о деятельности обновленной Гильдди.
— За несколько месяцев обновленная Гильдия сделала то, что не делала на протяжении всей своей истории. Наконец, ведется продвижение российской документалистики на крупнейших международных фестивалях. Разработана новая айдентика и скоро перезапустится сайт. Готовятся серьезные образовательные программы. Налажен диалог с Минкультом и телеканалами. Много проблем очень, но я думаю уже к концу года мы увидим, что Гильдия неигрового кино будет единственной функционирующей в стране киногильдией.
— Ваше отношение к Молодежному центру Союза кинематографистов..
— Всячески готов помогать Молодежному центру. Его очень долго ждали, так как потребность в нем крайне велика. Те проекты, которыми занимается Молодежный центр СК, можно назвать подвижничеством. Советую всем не пропускать ивенты. Я вот пропустил пару мастер классов, а теперь жалею.
— Ну если что, всегда можно посмотреть на youtube.
— Ухты! Значит не пропустил. Можно спать. Спасибо!
Беседу вела Кристина Деева