Джон Труби: «Чтобы писать, нужен постоянный драйв»
С 22 по 24 июня впервые в Москве школа Александра Митты провела семинар известного голливудского сценариста, педагога, «сценарного доктора» Джона Труби. Курс прошел в переполненном зале Центрального Дома Архитектора и, по словам многих слушателей, позволил систематизировать и структурировать сценаристу полученные ранее знания. Среди 150 счастливчиков оказалась молодой сценарист, журналист Мария Трубникова, которая специально для нашего сайта сделала интервью с мистером Джоном. Предлагаем Вашему вниманию беседу.
— Есть такая фраза: «Можешь не писать — не пиши». Все ее знают, но никого это почему-то не останавливает. Тысячи, десятки тысяч людей постоянно что-то пишут. При этом успешными становятся единицы. Почему так, Джон?
— Писательство — самое сложное ремесло в мире. Оно психологически очень тяжелое, потому что писатели работают в одиночестве. Для того, чтобы писать, нужен постоянный драйв. И если ты хочешь быть успешным, невозможно писать без желания, без этого драйва, без страсти.
— Что бы вы могли сказать начинающим сценаристам? Как им сохранить страсть и драйв? Как оставаться сильными?
— Одна из главных причин, почему новички терпят неудачу — они пытаются писать, опираясь только на вдохновение, а не на ремесло. С вдохновением они пишут первые пятнадцать страниц сценария… и сдаются. Они начинают думать: «У меня нет никакого таланта». Но это неправда! Просто новичкам, если они хотят стать настоящими писателями, нужно освоить ремесло. Так что первая вещь, которую я говорю новичкам: изучайте это ремесло и шаг за шагом применяйте полученные знания в создании вашей истории. Да, это отнимает много времени, но без этих навыков вы не сможете двигаться вперед. Только когда вы научитесь пользоваться всеми техниками, у вас будет фундамент, на котором можно будет строить историю.
— Я совершенно с этим согласна, хотя у нас писательство традиционно считается искусством, а не ремеслом.
— На своих мастер-классах я часто повторяю студентам: я не учу искусству писать. Я учу ремеслу. Никто на свете не сможет научить вас искусству писать. Но если вы овладеете ремеслом, вы, может быть, сможете творить.
— После вашего семинара я стала смотреть на сценарии совершенно по-другому, научилась видеть «анатомию» истории. Но также осознала, как трудно этими техниками пользоваться.
— Да, это очень сложно. Но я надеюсь, что очень скоро вы обнаружите, что написали отличную историю. Вы, может быть, даже не будете до конца понимать, как вам это удалось, но поверьте, однажды это случится.
— А как применить вашу систему к короткометражкам? Ведь в коротком метре мы очень ограничены во времени…
— Первое, о чем я рассказываю на своих семинарах, — это семь ступеней, через которые должна пройти каждая хорошая история. Эти семь шагов есть в любом фильме любой длины и любого жанра, включая даже 30-секундные рекламные ролики. Это тот минимум, который нужен, чтобы рассказать историю. Кроме того, в короткометражке как можно ближе к финалу должен быть один значительный поворот, который станет большим сюрпризом для зрителей.
— Плох тот русский сценарист, который не мечтает покорить Голливуд. Стоит ли получать кинематографическое образование в Америке и пытаться делать карьеру там?
— Не думаю, что русским писателям стоит ехать в Лос-Анджелес. Университетские программы не так уж хороши и при этом неприлично дороги, а кроме того, вас там ждет тотальное одиночество. Лучше остаться здесь, изучать ремесло, практиковаться, обрастать связями. Для того, чтобы сделать успешную карьеру, сценаристу нужно зарекомендовать себя профессиональным писателем. Нужно иметь фильмографию, снятые сериалы, опубликованные истории. А учитывая психологическую сложность писательского ремесла, важно оставаться там, где ты живешь, где у тебя есть эмоциональная поддержка. Именно это нужно писателю, чтобы он продолжал работать.
— А может ли русский сценарист написать международную историю? Такую, которая бы трогала людей в Америке, Азии, да вообще где угодно?
— В какой бы стране я не проводил свой мастер-класс, первый вопрос, который задают мне студенты: сможем ли мы писать такие же истории, как пишут для телевидения в Америке? Никто не интересуется, как написать фильм. Все хотят писать сериалы для ТВ (смеется). И причина, конечно, в том, что качество американского ТВ намного выше, чем кино. Вторая причина — на международный кинорынок выйти очень трудно. Зато выйти на международный телерынок вполне реально. Самый известный жанр в мире — теленовелла. Она популярна в Америке, в Восточной Европе, в России, и может привлечь аудиторию за пределами страны. Поэтому многие студенты осваивают мои техники, чтобы писать телесценарии. Я думаю, это правильно. Нет причины, по которой на русском ТВ не может быть таких же качественных шоу и сериалов, как на американском ТВ. В России такие же таланты, как и в Америке. Просто русским сценаристам нужно освоить ремесло.
— Я думаю, что даже самый талантливый сценарист не напишет в одиночку «Безумцев» или «Клан Сопрано». Но teamwriting (коллективное творчество писателей, которые работают над сериалом — ред. ) у нас на телевидении до сих пор не популярен.
— Да, teamwriting — это одна из главных причин, почему телеконтент в Америке такого высокого качества. Невозможно придумывать истории с такой скоростью и стабильно выдавать сезон за сезоном, если ты не пишешь в команде. Без поддержки ты никогда не сможешь написать такой сериал, как «Остаться в живых». Каждый его эпизод невероятно сложен. И только если у вас есть команда, если вы работаете вместе, в одной комнате, вы можете придумать историю.
— Какие тренды, по вашему, будут на ТВ и в кино в ближайшие годы?
— Думаю, что в кино еще какое-то время будут появляться истории про супергероев. А на ТВ продолжат выходить горизонтальные сериалы со сложными и иногда негативными персонажами (антигероями). Другой сериальный тренд, который безусловно сохранится, — ситкомы.