Итоги XXI фестиваля архивного кино «Белые столбы»
«Подсчитано, что в мире с момента изобретения кино навсегда исчезло 80% немых картин и половина лент, созданных до 1950 года. Чтобы этого никогда больше не было, и работают синематеки в разных странах мира, в том числе и Госфильмофонд России. Для нас очень важно, что мы имеем возможность собирать эту огромную коллекцию, потому что мы твердо знаем изнутри мирового кинопроцесса, что если этого не сделаем мы, то никто в мире не соберет больше коллекции нашего российского отечественного кино. Мы также твердо знаем, что если не Госфильмофонд и другие наши коллеги, в мире будут очень мало знать о развитии российского отечественного кино и не выйдут за пределы нескольких известных имен. А оно бесконечно разнообразнее, бесконечно интереснее, бесконечно важнее, чем это принято считать в мире. Мы считаем себя чернорабочими мировой кинокультуры и отечественной кинокультуры. И отнюдь не стесняемся этого. Потому что без нашей работы, без наших фильмов, невозможно соединение прошлого и настоящего и невозможен никакой прорыв в будущее».
Этой цитатой из интервью покойного создателя, вдохновителя и художественного руководителя фестиваля архивного кино «Белые Столбы» Владимира Дмитриева предварялось вручение новоучрежденного специального приза кинофестиваля его имени – его удостоилась сотрудник ВГИК Наталья Чертова – она же, по сути, является девизом, лейтмотивом самого фестиваля.
Подводя итоги XXI-го смотра, его нынешний художественный руководитель Петр Багров был в некотором затруднении: «Я не знаю, какие у него итоги. («Хорошие!» – кричали из зала.) Спасибо, но я думаю, что на самом деле итоги фестиваля подведете вы – наши гости. Во-первых, критики и журналисты, которые напишут, что-нибудь хорошее или что-нибудь плохое. Во-вторых, те гости, которые приедут или не приедут на следующий фестиваль. И в-третьих, зрители, которые придут на программу фестиваля в кинотеатр «Иллюзион» и проголосуют рублем, хотя и очень небольшим. Это и будут итоги фестиваля. А все остальное – приложится.
На самом деле итог для меня и моих коллег, которые делали этот фестиваль и программу фестиваля, следующий: у нас всю жизнь в Советском Союзе (и не только у нас) говорили про то, что такое зрительское кино, что такое незрительское кино – споры шли бесконечно, начиная с 10-х годов. Так вот на самом деле мы до сих пор живем штампами – представлениями о том, что зрители будут смотреть, что не будут смотреть. И наш фестиваль, как мне кажется, по крайней мере с точки зрения тех, кого я опрашивал – людей разных возрастов и профессий, показывает, что все эти рамки нужно ломать… Надо показывать разное кино, надо экспериментировать, и что-то получится – будем делать это и дальше».
В этот вечер гостями церемонии, которую вела Ангелина Вовк, стали режиссеры Марлен Хуциев, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Валерий Усков и Владимир Краснопольский, Юлий Файт, Александр Аскольдов, актеры Наталья Варлей и Аристарх Ливанов. У последнего за день до закрытия на фестивале прошел знаковый, грандиозный для всех участников фестиваля показ документальной ленты «Судьба моя – КамАЗ» (1974).
Режиссер с болью в голосе рассказывал, как после запрета легендарного «Комиссара» (1967) был изгнан из партии и из профессии, отправился рабочим на строящийся в Набережных Чернах завод «КамАЗ». Там познакомился с тогда первым секретарем Татарского обкома Фикрятом Табеевым, который предложил опальному режиссеру снять фильм о грандиозной стройке. Аскольдов снимал картину совместно с режиссером-неигровиком Владимиром Левиным не столько о стройке, сколько о людях, которые строят для себя новую жизнь.
В программе вечера были показаны три студенческие фильма («Студенческое кино» – теперь постоянная рубрика фестиваля). Каждый из них по-своему уникален. Первый – «Репортаж с асфальта» (1971) – это еще и архивная находка. Все эти годы лента лежала дома у режиссера, пока он, Вадим Абдрашитов, не сдал ее в Госфильмофонд (пока фильм не передан в архив, он считается потерянным, так как специалистам о нем не известно).
Выступая на сцене (режиссер признался, что внимание двух людей к работе, снятой на первом курсе мастерской Михаила Ромма, приподняло ее в его собственных глазах; люди эти – Михаил Ромм и Петр Багров), Вадим Абдрашитов выразил неуверенность в том, нужны ли высшие учебные кинозаведения – но уверенность, что нужно пачками, автобусами привозить студентов, начинающих кинематографистов в Белые столбы и сутками им показывать кино, тогда они научатся снимать.
«Мы живем в стране, где идет классовая борьба за историю как таковую. Поэтому любой факт, который является модульным, является на самом деле историей настоящей. И любой вид сохранения этого факта – будь то рукопись или фильм – является сохранением истории. Госфильмофонд, помимо всего прочего, выполняет вот эту, на мой взгляд, одну из основных функций, задач – сохранение истории. Неизвестно, что там будет впереди. Но если будет сохранено много фактов как таковых, есть надежда, что история как таковая будет сохранена. И мы должны не только как кинематографисты или как зрители, а как граждане этой страны, у которых растут дети, внуки, быть благодарны всем тем людям, которые сохраняют факты – не интерпретации – этой истории. За что им большое спасибо!» – закончил свою речь режиссер.
Студенческую работу режиссера Юлия Файта (которая также стала дипломной для замечательного оператора Владимира Чумака) «Маяка с реки Бикин» (1958) представлял не только создатель, но и автор дикторского текста Александр Митта: «В те времена документального кино в нашем понимании не было вообще – было только официальное. Документальное кино – это был перечень праздников и разных государственных мероприятий. И по тем временам это была просто новаторская работа».
В марте Юлий Файт отметит 80-летие, поэтому еще один фильм режиссера «Мальчик и девочка» был показан на Открытии фестиваля.
Третьим студенческим фильмом, представленным этим вечером, стала курсовая работа (засчитанная мастером как диплом) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова – режиссеров легендарных советский сериалов «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Студентов послали снять плановый фильм под названием «На страже порядка» о дружинниках – так появился фильм «Тени на тротуарах». На фоне кадров пьяных драк, звучит написанный Галиной Шерговой дикторский текст: «Завтра, когда проснется город и выветрится ваша пьяная боевитость… Завтра, когда проснется город и по тротуарам зазвучат шаги – ровное сердцебиение улиц… – Вы превратитесь в безымянный инцидент в людской памяти, останетесь просто мечущейся тенью от разорванного плаща и трусливо занесенного кастета. И вам нет нужды закрывать лица: ведь тень – понятие плоскостное, она лишена человеческого лица. А улица, тротуары которой вы запятнали, многолика!»
Одна из главных находок Госфильмофонда этого года – любительский игровой фильм «Богатый Яша» (1926), об удачливом молодом человеке, выигравшем в лотерею огромные деньги. Его нашел буквально на помойке – возле овощного магазина один мальчик 20 лет назад. Передал брату – студенту ВГИКа, а тот своему преподавателю – историку кино Николаю Изволову. К слову, главная ценность картины – виды Москвы 20-х годов. Например, в одной из сцен, когда герои катаются на открытом автомобиле по Красной площади, за их спинами едет трамвай – действительно, трамвай ходи по Красной площади с 1909 по 1930 годы.
В этот вечер было вручено немало наград, в том числе два диплома, традиционно присуждаемых по итогам голосования гостей и зрителей кинофестиваля по итогам прошедшего года. Диплом российскому критику Ларисе Малюковой за яркие актуальные статьи о кино. Диплом за вклад в отечественное киноведение Олегу Ковалову.
Приз за объективное освещение деятельности Госфильмофонда России был вручен Олегу Кармунину.
Приз Народному артисту СССР Марлену Хуциеву – президенту кинофестиваля архивного кино «Белые столбы» вручал генеральный директор Госфильмофонда России, лауреат Государственной премии России Николай Бородачев. «Я верный поклонник и патриот этого фестиваля был, есть и буду до скончания века», – поблагодарил режиссер за награду. Двумя потрясениями этого фестиваля для себя он назвал фильмы «Шестое июля» Юлия Карасика (был показан в рамках программы «Столетие революции» XXI-го смотра) и «Сегодня премьера» Семена Арановича о репетициях режиссера БДТ Георгия Товстоногова.
Специальный диплом за многолетний труд по изучению истории кинематографа в Казани был вручен Елене Алексеевой (которая в этот вечер также отмечала День рождения).
Самая неожиданная (и новая для фестиваля) номинация, возникла, как выразился Петр Багров, практически по заявкам трудящихся: «Который год подряд к организаторам фестиваля подходят зрители и спрашивают про одного и того же человека: кто он такой, как мы его нашли и как его еще можно увидеть и услышать». Это тапер фестиваля – 20-летний Филипп Чельцов, игра которого сопровождала в этот вечер показ фильма «Богатый Яша». Музыкант получил диплом «За возрождение искусства тапёра в России».
Вся программа XXI фестиваля архивного кино «Белые столбы» будет показана с 6 по 12 марта в кинотеатре «Иллюзион». Подробности по ссылке: http://illuzion-cinema.ru
Подготовила Наталия Егорова
Фото — Александр Никитин, Василий Грачёв