Вручили анимационную премию «ИКАР»
8 апреля, в День российской анимации, в Москве в третий раз вручили Национальную анимационную премию «Икар».
В этом году российской анимации исполняется 105 лет, что отразилось в оформлении всей церемонии – костюмах ведущих (Виктория Привалова и создатель и вдохновитель премии Сергей Капков), оформлении зала (площадка – Культурный центр ЗИЛ), анимационных роликах для номинаций (их сделали студенты факультета «Анимация» Scream School Юлия Сиротинина, Мария Лев, Надя Гурская, Ирина Лобашева, Ольга Бадалова) – сплошные жучки и паучки, которые становились героями первых фильмов пионера отечественной анимации Владислава Старевича: именно 8 апреля 1912 года в Москве состоялась премьера кукольного мультфильма Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей».
Вручение премии сопровождало живое звучание Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством легендарного дирижера Сергея Скрипки.
Главного «Икара»-2017 (номинация «ФИЛЬМ») получила режиссер из Екатеринбурга Анна Буданова за работу «СРЕДИ ЧЕРНЫХ ВОЛН». Рассказанная бесконечными оттенками серого с редким вкраплением красного история по мотивам древней северной легенды, гласящей, что души утонувших людей превращаются в морских животных: охотник крадет шкуру девушки-тюленя, и она, не имея возможности обратно превратиться в животное, становится его женой; но ее настоящая жизнь – в море.
Летом картина будет представлена в рамках ведущего международного анимационного фестиваля в Анси, номинация «Короткометражный фильм». Фильм стал также триумфатором Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале – главного отечественного смотра мультипликации. Там картина получила Гран-при, а также стала победителем профессионального рейтинга (закрытое голосование всех участников фестиваля). «Для меня очень важно, что мнение жюри, и зрителей, и коллег совпало. Мне казалось, что у меня такого никогда не произойдет. Для меня сейчас это и неожиданно и радостно. «Анси» для меня очень важный фестиваль: когда-то он стал первым местом, открывшим мне фестивальную жизнь. В этом году я с опаской и надеждой ждала результатов селекции», – поделилась Анна.
Двух «ИКАРов» за уже побывавшую на изрядном количестве фестивалей и завоевавшую множество наград (в том числе «Нику» и премию Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон») «Кукушку» получила Дина Великовская. За работу композитора и звукорежиссера над этим фильмом получил премию Артем Фадеев.
Три награды получил еще один фильм в технике кукольной анимации – «поэтичная» (как отметило жюри Суздальского фестиваля) картина режиссера Светланы Андриановой «Два трамвая». Работа создана в сложной технике сочетания двухмерных героев и трехмерного пространства. Фильм также вошел в конкурсную программу «Анси» (номинация «Короткометражный фильм»).
РЕЖИССЕР
Дина ВЕЛИКОВСКАЯ «КУКУШКА»
СЦЕНАРИСТ
Дина ВЕЛИКОВСКАЯ «КУКУШКА»
КОМПОЗИТОР
Артем ФАДЕЕВ «КУКУШКА»
ХУДОЖНИК
Анна ДЕСНИЦКАЯ, Ольга УСАЧЕВА «ДВА ТРАМВАЯ»
АНИМАТОР
Алла СОЛОВЬЕВА «ДВА ТРАМВАЯ»
ПЕРСОНАЖ
ТРАМВАЙ-МАМА и ТРАМВАЙ-СЫН «ДВА ТРАМВАЯ», художники-постановщики Анна Десницкая и Ольга Усачева
ЗВУКОРЕЖИССЕР
Артем ФАДЕЕВ («Кукушка», «Два трамвая», «Злой колдун», «Кивиак», «Рыбы, пловцы, корабли»)
АКТЕР
Дмитрий НАЗАРОВ «ЗЛОЙ КОЛДУН»
Светлана Андрианова: «В основе фильма лежит книга «Два трамвая» Осипа Мандельштама с иллюстрациями художницы Анны Десницкой издательства «Самокат». Я в первый раз в жизни увидела, что бы художник так заморочился: Аня смастерила настоящие декорации улиц Петербурга 30-40-х годов, населила их рисованными персонажами – фотографиями этих декораций и была оформлена книга. Именно это сочетание кукольной техники и рисованной меня и привлекло. Мне главное было все не испортить. Я написала сценарий по мотивам стихотворения, превратив двух братьев в маму и сына: это мне оказалось ближе, так как у меня самой есть сын и именно эти взаимоотношения я перенесла на образы трамваев. Студия «Союзмультфильм» выкупила права на экранизацию у издательства, и Аня начала рисовать эскизы недостающих декораций и персонажей. И все дальнейшее производство фильма шло под ее присмотром.
Мне очень сложно было найти художника, который бы воплотил все эти декорации в жизнь. Я столкнулась с огромной проблемой нехватки кадров в кукольном кино. Наконец, к фильму присоединилась Ольга Усачева – художник с огромнейшим опытом, которая и создала все эти дома и улицы. Ей помогали художники Наталья Варламова, Алена Немых и декораторы Роман Романов, Юрий Аксенов.
Также горжусь своими аниматорами Аллой Соловьевой и Екатериной Рыковой: именно они вложили в этот фильм ту душу, которая так цепляет зрителя.
Над созданием персонажей работали аж семь человек – Аня рисовала различные варианты трамвайчиков, я их финализировала, Ольга Усачева рисовала чертеж, по которому Игорь Хилов и Геннадий Богачев делали сами куклы, Николай Закляков мастерил шарниры, Татьяна Платонова раскрашивала.
Для меня эти награды за лучшего аниматора, лучшего художника-постановщика и за лучшие персонажи не были неожиданностью!»
В номинации «МАСТЕР» «Икара» удостоен классик анимационного кино – режиссер, сценарист Андрей Хржановский. Он признался: «Я не причисляю себя к мастерам, потому что очень мало знаю, очень мало умею и катастрофически мало успеваю. А это очень обидно. Но главное, что я пытаюсь осуществить – это плыть, и плыть зачастую приходится против течения. И если это удается, если я чего-то достиг, то только благодаря тому, что я работал и продолжаю работать с замечательными мастерами». Режиссер посвятил награду этим мастерам – он вспомнил Геннадия Шпаликова, Альфреда Шнитке, Анатолия Петрова, недавно ушедшую Лидию Ивановну Маятникову и многих других.
Напомним, в 2015 году звания «Мастера» в рамках премии была удостоена советский режиссер и сценарист мультипликации Инесса Ковалевская, в 2016 – художник-постановщик Владимир Зуйков.
Премия объединяет в себе и авторскую, и условно «коммерческую» (или индустриальную) анимацию. Для последней выделены номинации «Фильм в прокате», «Эпизод» (оценивается новая серия анимационного сериала), «Стартап», «Дело» (прикладная анимация). Здесь картина выглядит так:
ФИЛЬМ В ПРОКАТЕ
«СМЕШАРИКИ. ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ДРАКОНЕ»
Режиссер Денис Чернов
Продюсеры Илья Попов, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский
ЭПИЗОД
«ПАПА ЗА МАМУ» (сериал «ТРИ КОТА»)
(Metrafilms, режиссер Дмитрий Высоцкий)
Немного истории: изначально, был задуман мультсериал под названием «Котополис» о жителях техногенного города антропоморфных котов. Из-за технических сложностей продолжения сериала не последовало, кроме того создатели поняли, что данная тема не очень подходящая для детей. Вместо этого Дмитрий Высоцкий предложил снять сериал про семью котов для самых маленьких детей, который впоследствии назвали «Три кота» (на самом деле, так звучал электронный адрес художника-постановщика сериала Андрея Сикорского – ему же принадлежала и идея назвать всех котят на букву «К» (а поскольку Папа-кот работает на кондитерской фабрике, то все его дети должны иметь «сладкие» имена). Так появились Коржик, Карамелька и Компот. Как признаются сами создатели, на идею мультсериала и его графическое примитивное исполнение 2D-мультипликации сильно повлиял британский мультсериал «Свинка Пеппа». В настоящее время началось производство 3 сезона сериала (1 сезон – 26 серий).
Дмитрий Высоцкий адресовал «победную» речь своей команде: «Вообще сериал – это стайерская дистанция. И для всей команды, которая работает, очень важно в течение многих лет, когда делается сериал, получать такие подтверждения ненапрасности своих усилий. И мы с нашей большой командой в Питере разделим этот приз поровну – по рюмочке каждому. Но здесь в зале еще присутствуют братья Яковели – замечательные, великолепные! – один из них композитор нашего сериала, другой – звукорежиссер. Алексей Яковель, Игорь Яковель, вам спасибо гигантское! Это в огромной степени и ваш приз».
СТАРТАП
Сериал «СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ»
(фильм «ТАНЦУЮТ ВСЕ!», студия «Паровоз», режиссер Наиль Мубинов)
ДЕЛО
«IMAGE PAR IMAGE»
Режиссеры Юлия Аронова Евгений Бойцов
ПРОДЮСЕР
Сергей СЕЛЬЯНОВ, Александр БОЯРСКИЙ
«за стабильный успех в российском кинопрокате»
«Все фильмы студии «Мельница» покрыли производственные затраты и принесли прибыль. Это не означает, что у нас нет проблем. Нам, так же как и любой студии, тяжело сворачивать в сторону с удачной франшизы. Но мы чуть более свободны, чуть более мобильны, чем другие. «Стабильный успех» позволяет нам экспериментировать, позволяет искать и развивать новые направления – и творческие и технологические», – прокомментировал награду Александр Боярский.
Примечательные «несколько слов», вручая приз Дмитрию Высоцкому, сказал генеральный директор студии «АНИМАККОРД», один из продюсеров (авторского, как он сам считает) сериала «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко: «Пока наша замечательная авторская анимация спорит с нашей бурно развивающейся полнометражной анимацией, кто из них дороже родине, наша сериальная анимация потихонечку отвоевывает международный плацдарм для того, чтобы эти две анимации – авторская и полнометражная – со временем взлетели на первые места в мире».
Учитывая тему громко прозвучавшего на фестивале в Суздале Круглого стола «Полный метр и авторская анимация в зоне конфликта?», этот вопрос, кажется, станет ключевым для предстоящего анимационного года.
Текст: Наталия Егорова
Фото: Максим Должанский, Валерий Рябин