«Мобильное кино – это способ дать любому талантливому человеку еще один инструмент для творчества» — Максим Муссель, создатель проекта Mobile Filmmaker
В настоящее время сложно представить нашу жизнь без смартфона. О том, как с помощью мобильного телефона создать настоящее кино редакция Moviestart поговорила с создателем и идеологом проекта «Mobile Filmmaker», соавтором книги: «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма», консультантом по разработке и исследованию корпоративных брендов Максимом Мусселем.
Максим, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Mobile Filmmaker».
На сегодня в рамках проекта существует несколько направлений, которыми мы продуктивно занимаемся. Первое направление – общеобразовательное. Мы предоставляем знания любому желающему жителю нашей страны, а в перспективе и мира. И в рамках этого направления появилась книга «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма». Весь смысл книги – донести знания до любого человека, как профессионала, так и не имеющего никакого отношения к кино. По сути, это книга-самоучитель для человека, который в первый раз пробует осознанно снимать видео на мобильный телефон. Книга вышла в дружественном нам издательстве «Альпина Нон-Фикшн», она прекрасно продается.
Второе направление тоже из области знаний – профессиональное обучение. Больше года назад совместно со Школой Дизайна Высшей Школы Экономики у нас появился курс дополнительного профессионального образования, который называется «Основы создания мобильного видеоконтента». В России профессиональных аналогов этому курсу нет, мы выпустили уже 5 потоков студентов. Лекции здесь читают преподаватели из ВГИКа, Московской школы кино, практикующие режиссеры и операторы. В дополнение к базовому курсу в этом году мы запускаем продвинутый курс. Он абсолютно новый. Это следующий этап – практикум съемки мобильного кино и веб-сериалов. Курс мы делаем в партнерстве с моим другом и коллегой, режиссером Борисом Гуцем. Он – создатель первого в России полнометражного художественного фильма «Фагот», снятого на мобильный телефон, который был в прокате. Я – куратор данного курса, а Боря – мастер. В марте этого года будет набор. На него мы ждем людей с «киношным бэкграундом», которых не нужно знакомить с азами кино. Мы научим их, как применять уже имеющийся опыт и знания при съемке фильма на мобильный телефон, потому что у такого рода съемки по сравнению с классической – колоссальная специфика.
Третье направление – продюсерская лаборатория, которую мы также создали с Борисем Гуцем. Это уже не обучение, а этап функционирования своеобразного творческого акселератора. Мы бесплатно набираем до 10 проектов людей из индустрии, которые не боятся экспериментировать со съемками на мобильный телефон. В каждом таком проекте мы выступаем сопродюсерами, наряду с авторами фильма. Особенность лаборатории в том, что мы стараемся все 10 проектов довести до стадии съемок. Мы создаем продукт, например, серию веб-сериала, сцену из полного метра, своего рода продвинутый девелопмент, а дальше его показываем продюсерам, он-лайн площадкам и другим каналам распространения.
Заключительное на данный момент направление нашей деятельности – Международный фестиваль мобильного кино. В этом году в первый раз мы сделали его международным. До этого был отечественный фестиваль мобильного кино. В апреле мы будем проводить Неделю мобильного кино в Москве. Наши партнеры – сеть кинотеатров Москино и Музей Москвы. В рамках недели будут организованы мастер-классы, показы, финальное вручение наград конкурса.
Вы выступаете продюсером и координатором проекта. Почему Вас заинтересовало именно мобильное кино?
Я всю жизнь увлекался кино. После школы не сделал это профессией, хотя создал свое рекламное агентство и все время находился «рядом с визуальным творчеством». Лет 7 назад я понял, что хочу вернуться к своим старым идеям и попытаться снимать. Я пошел на разные краткосрочные курсы, снимал «учебные работы» на большие камеры и понял, что мне все нравится, кроме самого технологического процесса, включающего множество людей, громоздкую технику. На отдыхе в Португалии на мобильный телефон я снял короткометражный фильм «Lisbon Live», 5-минутное эссе о городе. Я отправлял его на разные фестивали и в том числе конкурсы мобильного кино, на одном из фестивалей в Сан-Диего получил награду. В этот момент включился мой продюсерский талант, и я решил побольше узнать о направлении мобильного кино. Изучив тему, я понял, что в России никто этим глубоко не занимается. В мире тоже немного людей продвинутых именно в этой сфере. Также я понял, что мобильное кино – это способ дать любому талантливому человеку еще один инструмент для творчества, стать автором еще в одном виде искусства. До этого такую возможность имели лишь люди из индустрии.
В чем заключается экономия съемки фильма на мобильный телефон?
Стоимость продакшена мобильного кино, по разным причинам, достаточно небольшая. Например, не секрет, что фильм «Фагот» был снят за полмиллиона рублей. Экономия происходит, в первую очередь, за счет скорости съемки, количестве съемочного времени. Между съемками кадров почти нет перерывов – не нужно передвигать кучу техники, гораздо меньше времени уходит на выставление кадра. Также на съемочной площадке необходимо присутствие гораздо меньшего количества людей, поскольку исчезает надобность во многих технических специалистах. Конечно, нельзя экономить на полноценном звуке, необходимом свете, гриме. Еще одно преимущество мобильного кино – гораздо легче пригласить на проект звезду, поскольку потребуется намного меньше времени на съемку, а в условиях их плотного графика это очень важно. Борис Гуц, к примеру, недавно закончил съемку второго полнометражного фильма “Смерть нам к лицу», созданного полностью с помощью мобильного телефона и потратил на него всего 6 съемочных дней. Сопродюсерами картины выступили Игорь Мишин и я.
В мобильном кино специфика производства определяет и специфику сценария?
Главный критерий, по которому мы отбираем фильмы в нашу продюсерскую лабораторию – если эту историю лучше снять на «большую» камеру, она нам не подходит. Условно, можно выделить следующие категории историй, хорошо подходящих для съемок на мобильный телефон: истории рассказанные от лица оператора, человека, который снимает (блогер, репортер), съемки POV (от первого лица), мокьюментари, истории, где телефон является частью культурного контекста. Мобильный телефон дает возможность снимать актера в естественной среде: в автобусе, в магазине, в баре, вам никто не скажет слова и не обратит внимания. По сути, у вас получается минимальное влияние съемочного процесса на окружающую действительность и совершенно другой уровень достоверности. Во время съемок все пространство вокруг гармонично, ничего не огорожено, реальность остается реальностью. Технически, любую историю, кроме «голливудского» блокбастера, можно снять на мобильный телефон, это не будет плохо и чаще всего незаметно для обычного зрителя. Если же мы говорим о новом киноязыке, то он, скорее всего, лежит в той плоскости, которую я обозначил.
В мобильном кино также существует «проблема нехватки хороших сценариев»?
У профессионалов из индустрии, действительно, все меньше хороших идей, но есть возможность хорошего воплощения. А если брать «людей с улицы» – у них может быть хорошая идея, но не хватит профессионализма довести ее до конца. Такой разрыв – очень серьезный. Поэтому мы и организовали лабораторию – мы вместе со всеми участниками по определенному формату пытаемся «дотянуть» историю и реализовать её с помощью смартфона.
Мобильное кино – это прокатное кино, которое быстрее может окупиться?
Абсолютно верно. Единственный момент заключается в том, что, есть хрошее кино, снятое на мобильный телефон, и плохое. В мобильной съемке некачественность видна нагляднее, например, плохая игра актеров. Её уже не скроешь за красиво снятое картинкой.
Каким должен быть хороший актер для мобильного кино?
Максимально аутентичным и естественным. Органичность ситуации, диалогов крайне важна для мобильного кино с точки зрения восприятия. Вообще, у актеров, как правило, меньше зажатости перед телефоном. Ведь это не выглядит для них как гигантски и сложный съемочный процесс. Режиссер всегда ближе к актерам и само ощущение близости камеры к актеру создает такой визуальный язык, который в итоге влияет зрителя.
На какие телефоны, в основном, сейчас снимают?
В основном, на iPhone. В первую очередь, это связано с тем, что, исторически сложилось так, что у Apple, кроме оптических возможностей камеры, ещё и наиболее качественное и разнообразное программное обеспечение, приложения, которые можно использовать для работы с видео изображением. С точки зрения качества съемки, оно сравнимое у всех флагманских смартфонов, например у Samsung, Pixel, Huawei. Если говорить о девайсах, нами, в основном, используются разного рода риги, на которые крепится дополнительное оборудование и которые оператор удерживает руками, либо автоматические стабилизаторы, своего рода, маленькие стедикамы. Это вопрос задачи. Если нужно создать ощущение «живой» камеры, то кадр снимается только «с рук». Также востребованы специальные объективы, причем основной объектив – портретный, с меньшей глубиной резкости, чем у телефона. Главное же устройство оператора мобильного кино – портативные аккумуляторы.
Можно ли всю жизнь быть «режиссером мобильного кино» или же это некий эксперимент?
Есть, например, Стивен Содерберг и Борис Гуц. Оба сделали подряд два фильма, снятые на мобильные телефоны. Это говорит о том, что для них это не просто разовый эксперимент. Им понравилось. Вернется ли Содерберг когда-нибудь к «большим» камерам? Последнее его громкое заявление – никогда. Вполне можно предположить, что вернется, когда для реализации его истории понадобится «большая» камера. То же самое можно сказать и про Бориса Гуца. Теоретически и практически он может снять фильм на «большую камеру», но, как он однажды сказал: «Пока люди ищут деньги, я снимаю кино». Мобильная съемка – один из способов рассказать историю. Кто-то может на этом способе «зависнуть» надолго или навсегда, развивать его. Кто-то может уйти, а потом вернуться. Но это не просто эксперимент. Я думаю, появятся профессиональные режиссеры, и они уже есть, которые будут снимать кино только на мобильный телефон.
Редакция сайта Moviestart
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!