Все о фильме «Юморист»
1 марта в прокат выходит картина Михаила Идова «Юморист». Moviestart собрал самые интересные факты о премьере.
О фильме:
Жанр: драма
Режиссер и автор сценария: Михаил Идов
В ролях: Алексей Агранович, Юрий Колокольников, Алиса Хазанова, Павел Ильин, Артем Волобуев, Полина Ауг, Семен Штейнберг, Вильма Кутавичюте, Ольга Дибцева, Даниэль Шифрин, Вера Идова, Александр Марин, Анатолий Котенев и Юлия Ауг
Продюсеры: Артем Васильев, Андрей Савельев, AijaBerzina, Alise Gelze (Латвия), Artemio Benki (Чехия)
Сопродюсеры: Сергей Корнихин, Глеб Руденко, Виктория Шамликашвили
Оператор-постановщик: Alexander Surkala
Композитор: David Mason
Художник по костюмам: Александр Осипов
Художник-постановщик: Aivars Zukovskis
Студии: «Метрафильмс» при участии компании «Сага» и онлайн-кинотеатра ivi, совместное производство Tasse Film и Sirena Film, при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Латвийского национального центра кино, Рижского Фонда кино, Чешского Фонда Кино, Фонда поддержки совместного кинопроизводства при Совете Европы «Евримаж»
Производство: Россия, Латвия, Чехия, 2018
Синопсис:
У эстрадного юмориста Бориса Аркадьева в жизни все хорошо: счастливая семья, обожание миллионов, очередь поклонниц и благосклонность властей. Но комику не дает покоя несвобода и внешняя, и внутренняя: чем громче его успех на сцене, тем сильнее в нем назревает протест. И вот уже самый смешной становится слишком опасным.
▪ Сценарий фильма, как признается Михаил Идов, был написан примерно за 10 дней.
▪ Путь от готового сценария до старта съемок был пройден всего за год.
▪ Работая над сценарием, Михаил Идов прочитал и отсмотрел огромное количество материала: от классических миниатюр Михаила Жванецкого и Ефима Смолина до целых выпусков «Вокруг смеха» на YouTube, но в результате не пытался имитировать кого-то конкретного.
▪ Фильм был снят за 22 смены летом 2017 года в Латвии.
▪ Михаил Идов называет Латвию идеальным местом для кинопроизводства: «Там великолепная комбинация пластичной натуры (и Восточная Европа, и Западная), небольших расстояний и ультрапрофессиональных, спокойных людей. Не нашли мы в ней пока только одно — казахскую степь, ее пришлось нарисовать».
▪ Картина снята на реально существующих объектах, включая два с особенным прошлым: дача Брежнева на Рижском взморье и советский бункер связи в Лигатне.
▪ Единственная декорация, построенная специально для съемок, — генеральская баня, где разворачиваетсяключевая сцена: по режиссерскому замыслу помещение должно было быть идеально круглым и напоминать римский сенат.
▪ Художник по костюмам Александр Осипов отсмотрел много часов развлекательных, в частности, юмористических телепередач 80-х годов: «Вдохновением служила именно одежда артистов и зрителей из этих программ».
▪ Все костюмы в кадре – винтаж, настоящая одежда той эпохи, приобретенная или взятая напрокат в Москве и Праге.
▪ Для съемок использовались особые анаморфотные объективы, сделанные на заказ для «Шпионскогомоста» Стивена Спилберга.
▪ В саундтреке к фильму, написанном Дэвидом Мэйсоном, можно услышать орган рижского Домского собора истарые аналоговые синтезаторы.
▪ В начале и конце ленты звучит кавер Дэвида Мэйсона на известную песню «Млечный путь» из советского кинофильма «Большое космическое путешествие». Певица Джулия Фархат не знает русского и выучила слова песни на слух, и так хорошо, что изначально задуманную «инородность» композиции придает лишь очень легкий акцент.
▪ Сцена разговора директора Аркадьева с гэбистом — импровизация актеров на заданную тему во время парных проб, попавшая в финальную версию сценария.
▪ Герои Алисы Хазановой, Павла Ильина и Артема Волобуева писались специально под этих актеров.
▪ Полю, дочку Аркадьева, играет дочь Михаила и Лили Идовых Вера.
ДЕБЮТ И СЦЕНАРИЙ
Михаил Идов, автор сценария и режиссер:
Это история, которая в какой-то форме сидела во мне всю жизнь. Я даже в университете пытался писать курсовую про советский юмор. Так получилось, что я с детства окружен детьми юмористов — впрочем, учитывая, что юмор в СССР был профессией почти полностью еврейской, в этом меньше совпадения, чем кажется. И меня всегда поражал тот феномен, что в стране, в которой мало о чем было позволено шутить, одними из самых ярких звезд были профессиональные шутники. Так что это фильм о поколении моих родителей и их друзей, но в некотором роде и о моем собственном детстве. В фильме есть персонаж как раз моего года рождения — Поля, дочка Аркадьева, и ее играет моя дочка. В конце концов, именно Аркадьев и ему подобные создавали тот шумовой фон моего детства, сквозь который буквально через год-два после событий «Юмориста» стала пробиваться музыка героев «Лета». (Тогда казалось, что вслед за альтернативной музыкой скоро возникнет и альтернативный юмор, но этого, как ни странно, не произошло. Коллективный Аркадьев выжил и жив до сих пор. По-настоящему другую школу юмора я открыл только попав в США. И об этом в фильме тоже говорится). Кроме того, действие первой части фильма неспроста происходит в Латвии, где я родился и вырос. По сюжету мне нужен был Советский Союз, но не «выученный» по книгам, как было с сериалом «Оптимисты», а построенный на моих личных воспоминаниях и ощущениях. А единственный кусок доперестроечного СССР, который я хорошо помню сам —это Юрмала в 80-е.
Сам сценарий был написан одним бешеным рывком, дней за десять, но потом еще месяц писались отдельные шутки к нему: очень сложно воссоздавать юмор другого времени, особенно если он местами идет вразрез с твоим собственным стилем. А дальше я рискую навлечь на себя гнев коллег, потому что весь процесс оказался поразительно прост: сценарий понравился Артему Васильеву, нашлись латвийские и чешские сопродюсеры, собралась великолепная команда и артисты, с каждым из которых я был бы счастлив работать снова. Путь от сценария к съемкам был пройден всего за год, что с дебютантами бывает нечасто.
Алексей Агранович, исполнитель роли Бориса Аркадьева:
Сценарий, который мне прислал Артем Васильев, продюсер картины, меня очень впечатлил. Я понял, что такого героя мне было бы очень интересно сыграть!
С Михаилом мы раньше знакомы не были, но довольно быстро нашли общий язык. У нас с ним есть общие черты. Единственное, рядом поначалу все время маячило ощущение того, что мы оба по большому счету дебютанты (поскольку я в полнометражном кино никогда не снимался), и был некий… не то чтобы страх — некое опасение, допущение того, что мы, возможно, чего-то не знаем; что он как режиссер может в чем-то ошибаться. Помогало то, что работа у нас была построена таким образом, что мы очень много разговаривали и до съемок, и во время, и после. Михаил очень умный человек, что прекрасно.
Алиса Хазанова, исполнительница роли Эльвиры Аркадьевой:
Это один из лучших сценариев, которые мне приходилось читать за последние годы, именно такой, какой ты хочешь получить, о каком мечтаешь. Он замечательно написан. Помимо этого, собралась очень хорошая команда. Все как-то сложилось одно к одному.
Артем Васильев, генеральный продюсер:
Сценарий зацепил меня сразу же, потому что перекликается с историей моей семьи. С 60-х по 80-е годы мой дед был главным редактором отдела сатиры и юмора Всесоюзного радио с его знаменитыми программами «С добрым утром», «Опять 25», откуда вышло и с которыми сотрудничало большое количество юмористов тех лет. Многих из тех людей я часто встречал в гостях у своего дедушки, когда был маленьким. Я ценю и помню ту эпоху, так что не мог не взяться за это кино. Кроме того, сценарий действительно блестяще написан — он по-настоящему захватывает. Меня сразу поддержал мой постоянный партнер Андрей Савельев. Остальная продюсерская команда собралась тоже очень быстро: появились латвийские и чешские коллеги, фонд «Евримаж» поддержал проект (что уже большой успех для дебюта). Нашлось и несколько прекрасных российских сопродюсеров — Сергей Корнихин, Виктория Шамликашвили, Глеб Руденко, и известный всем онлайнресурс ivi. В результате нам удалось сделать практически идеальный совместный ко-продукционный проект.
Особенность этого кино и в том, что, хотя российская компания выступает главным продюсером, в нем нет ни одного российского кадра: все снималось в Латвии, а пост-продакшн проходил в Праге. В Москве практически не шла никакая физическая работа над проектом.
Опыт работы с Михаилом был максимально позитивен, и в результате мы развиваем с ним сейчас несколько новых историй.
ЧЕШСКИЕ И ЛАТВИЙСКИЕ КОЛЛЕГИ
Михаил Идов, автор сценария и режиссер:
По условиям сотрудничества с чешскими сопродюсерами нам нужен был оператор-постановщик из Чехии, и мне прислали длинный список их лучших операторов и работ. (Заодно, кстати, удалось подтянуть знание чешского кино: «чешская новая волна» была моей дипломной темой в университете). В Чехии, как известно, снимается много голливудского кино, и у первого эшелона чешских операторов есть как бы двойной опыт: местный арт-хаус и работа на больших американских проектах. Именно это мне и нужно было, так как «Юморист» заведомо находится где-то посередине между кино фестивальным и коммерческим. Мне очень понравилась работа Александра Суркалы в фильме «Карамазовы», мы списались, встретились в Риге и быстро нашли общий язык и отправные точки (например, немецкая «Жизнь других», один из главных моих референсов). Именно через него у нас, например, оказались особые, сделанные на заказ анаморфотные объективы, при помощи которых снимался спилберговский «Шпионский мост» (не такие же, а конкретно те самые).
Я, как выяснилось, не из тех режиссеров, которые ищут «зерно» сцены на площадке — особенно, будучи дебютантом, мне важнее всего было каждую смену приходить на съемки с максимально четким представлением о том, как, что и как долго мы будем делать. Этот подход оказался очень созвучным тому, как работают латвийские и чешские коллеги, поэтому мне было с ними чрезвычайно комфортно — особенно помогли Юргис Тубелис, второй режиссер, и художник-постановщик Айварс Жуковскис. Вместе с ними и Суркалой мы прошли «по ногам» все сцены, нарисовали раскадровки и обсудили расположение камер задолго до начала съемок.
Ну и, конечно, шанс смонтировать и смикшировать фильм в Праге превратил пост-продакшен практически в подобие отпуска. Особенно я рад, что удалось поработать с режиссером монтажа Михалем Лански — это живая связь с той самой чешской новой волной, которую я в свое время изучал. Ну и вообще полезно работать с людьми, для которых мой идол Милош Форман не божество, а периодический собутыльник. Форман умер, пока мы были в монтаже, и это было огромным ударом для всех. Я бы посвятил этот фильм его памяти, если бы это не выглядело претенциозным со стороны какого-то российского ноунейма.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Михаил Идов, автор сценария и режиссер:
Это фильм про несвободу внешнюю и внутреннюю. Со внешней все понятно — сюжет «художник против власти»известен всем. Но меня не меньше интересуют оковы, в которые герой заключает себя сам. Одна из главных бед Аркадьева в том, что он мнит себя серьезным писателем и считает юмор ниже себя, поэтому, чем успешнее он становится на этом поле деятельности, тем больше себя ненавидит и тем ужаснее ведет себя по отношению ко всем, кто его окружает. Сам я с таким разделением на «высокое» и «низкое» категорически не согласен, и в этом плане Аркадьев совсем не мое альтер эго. Так что главная тема этого фильма — зависит ли вообще внутренняя свобода от внешних обстоятельств, и стоит ли успех компромисса. Эта тема, увы, не перестает быть актуальной из года в год.
Алексей Агранович, исполнитель роли Бориса Аркадьева:
Это картина про жизнь обыкновенного, не очень талантливого человека в безвоздушном пространстве. Про его взаимоотношения со своей совестью, которая, с одной стороны, в нем хотя бы жива, с другой стороны, он – конформист… Если совсем просто, это картина о том, как человек приспосабливается к обстоятельствам, среде, времени. И как оказывается на пороге бунта, устремившись к правде.
Алиса Хазанова, исполнительница роли Эльвиры Аркадьевой:
Для меня главное в фильме — это размышление о том, быть или не быть артистом. Это тяжелый выбор. О том, как судьба человека связана с выбором профессии. Как непросто быть загнанным в определенные рамки. Это могут быть рамки жанра, политики, воспитания. О том, как не потерять внутренний стержень, чувство собственного достоинства. И о том, что жизнь у человека одна, и никто не знает, в каких обстоятельствах придется ее проживать.
Полина Ауг, исполнительница роли Лины:
На мой взгляд, это история о масштабе личности и таланта. О том, как сложно талантливому человеку остаться самим собой в условиях постоянного компромисса. И о том, как рано или поздно талант, невзирая на голос разума и инстинкт самосохранения, с разрушительной силой вырывается на волю. Что в наших реалиях весьма чревато.
Артем Васильев, генеральный продюсер:
Думаю, у нас получилась довольно редкая в наших краях киноработа: за фильмом стоит явное авторское «я», но при этом кино совершенно открыто для любой аудитории — это так называемый арт-мейнстрим. После тестовых показов не было равнодушных зрителей, первые отзывы о фильме очень теплые.
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!