«Я уверен, что пришло время запускать наши российские социальные киновселенные»: Интервью с режиссером Вадимом Валиуллиным
Недавно фестиваль Кинотавр объявил свою программу. В конкурс короткометражного кино попала учебная работа студента Академии Н. С.Михалкова, уфимца Вадима Валиуллина«Выкупить за 60 секунд». Это третья картина режиссера, участвующая в конкурсе престижного смотра. Сам Вадим называет себя «режиссером, сценаристом, продюсером, композитором, монтажером, художником, еще часто водителем, грузчиком и реквизитором на своих проектах».Moviestart поговорили с ним о региональном кино, учебе и супергероях.
Вадим, с чего началось Ваше увлечение кино?
Я родился в 1987 году, в Уфе. Закончил художественно-графический факультет Башкирского Государственной Педагогической Университета по специальности «Художник-дизайнер», работал в области компьютерной графики, 3d моделирования, vfx ипостпродакшена. В 2011 году закончил киношколу Булата Юсупова по специальности режиссура и актерское мастерство. В 2013 годуосновал компанию “FromOuterSpaceProduction”,спродюсировал и снял ряд короткометражных фильмов, социальных и коммерческих рекламных видеороликов.
Назовите Ваши самые яркие работы.
Короткометражный фильм «Террорист»(2015г.) завоевал ряд призов на российских кинофестивалях. Короткометражный фильм «Кредит» (2016г.) завоевал Гран-при на фестивале «Кинотавр», приз за лучший сценарий на фестивале «Короче-20 16», специальный приз на кинофестивале «Котбус-2016», Германия. В 2015г. снял полнометражный фильм «Мертвым повезло», который участвовал в основном конкурсе полного метра на «Кинотавре-2017». Фильм «Выкупить за 60 секунд» — курсовая работа, снятая в рамках обучения в Академии Н.С. Михалкова. Фильм снят одним кадром, и он достаточно короткий – идет всего 3 минуты. Но за это время герои проходят огромный путь, они испытывают надежду, ненависть, страх, катарсис и даже погибают. Это своего рода анекдот с грустным концом.
Вы сняли фильм в регионе и победили на Кинотавре, жизнь после этого как-то изменилась?
Да, я познакомился со многими топовымипродюсерами Москвы и написал штук 5 полных метров за это время. Один из сценариев – социальный супергеройский, где простые молодые пацаны из глубинки получили сверхспособности… Вот теперь думаю, как егозапустить.
Почему после съёмок полного метра вы почувствовали потребность учиться и почему выбрали именно Академию Н. С. Михалкова?
Я понял, что мне необходимо высшее режиссерское образование, чтобы стать профессионалом в полном смысле этого слова. Академия Н.С. Михалкова оказалась идеальным вариантом, это огромная честь учиться и перенимать опыт у таких мастеров как Владимир Хотиненко и Владимир Фенченко. Я считаю, что профессиональное образование — это уверенность в ремесле и любимом деле, когда ты точно знаешь, чего ты хочешь и как этого добиться. Иметь образование – это как иметь в темноте фонарь, ты точно видишь, куда идешь, а не натыкаешься на стены в темноте. Внастоящий момент я заканчиваю обучение и сейчас приступаю к съемкам короткометражного дипломного фильма.
Чем для вас отличается региональное кино от столичного?
Региональное кино в каком-то смысле, проще, дешевле, мобильнее, и честнее. Но имеет один минус. Даже при хорошем творческом результате, оно имеет низкий уровень продакшнвэлью, из-за чего ему сложно добраться до экранов кинотеатров. Хотя в интернете, со смартфонов люди смотрят его совершенно спокойно. Столичное кино – это деньги, без денег на запуск, снять что-либо вменяемое очень сложно. Когда в регионе просишь локацию «А мы кино снимем…» тебе говорят: «О! Кино! Круто!». Когда просишь локацию в Москве тебе говорят: «А, опять кино? Надоели. 50 тыщ. за сутки». А если серьезно, то в Москве больше профессионалов, техники и возможностей снять действительно качественный продукт, но все это стоит денег. И есть еще один момент, зачастую, люди которые снимают кино в Москве уже 10-20 лет забывают как живет страна за МКАДом. А там живет 90% зрителей! Поэтому часто столичное кино выходит непонятным массовому зрителю, который живет не в Москве. В идеале, конечно же, совместить честность регионального кино с возможностями столичного и тогда, я верю – российский кинематограф покажет «кузькину мать»Голливуду, в рамках социальной комедии точно.
Какие у вас сейчас творческие планы?
Я уверен, что пришло время запускать нашироссийские социальные киновселенные. Как делает «Марвел», как делает «Игра престолов». Только про наших, простых российских ребят, с минимумом графики и максимумом юмора. Я сейчас работаю над российской социальной супергеройской вселенной, где все пропитано нашим родным российским колоритом и менталитетом. Уже написан полнометражный сценарий первого фильма из серии, где простые пацаны из глубинки получили сверхспособности… И они не бегут сразу спасать мир, они открывают инопланетной штукой пиво, используют способности так, как использовали бы их 90% россиян живущих за МКАДом. А люди там не живут, в выживают, именно через такую призму, на мой взгляд, и нужно запускать супергеройское кино в России, показывать не борьбу с зелеными монстрами, которая стоит 200$ млн., а борьбу человека, который привык выживать, борьбу с самим собой, внешними обстоятельствами и антагонистом. Это все достаточно дешево. Сейчас я думаю, как бы это все запустить. Надеюсь, «Кинотавр» мне в этом поможет.
Кто и что вас вдохновляет в творчестве?
У меня очень большой список любимых режиссеров. Но сейчас меня больше вдохновляют продюсерские работы, запуск киновселенных и киносериалов. Мне кажется – за этим будущее.
Какие, на ваш взгляд, сейчас стоят вызовы перед современным молодым режиссёром?
Для меня вызов один – сделать действительно востребованное, честное социальное жанровое кино и сделать его качественно. Это сложно, так как в реальном мире часто бывает, что 90% зрителей выросли в глубинке страны. А людикоторые делают кино, часто уже много лет ездят с личными водителями и живут в центре Москвы. Отсюда разные представления о жизни. Я тоже вырос в глубинке и часто сталкиваюсь с тем, что люди, которые принимают решения, просто не знают и не понимают этой жизни. Еще остро стоит вопрос поколений, как правило, продюсеры старше режиссеров на 10-20-30 лет. Например, режиссер говорит на языке «Марвел», а продюсер, на языке «Человека-паука» и «Людей Икс» 2004 года. А ведь прошло уже 16 лет! Индустрия не стоит на месте. Я не говорю, что это плохо, это данность, которую нужно принять и найти идеальный вариант, когда увлеченность режиссера современными молодежными тенденциями и жизненный опыт и возможности продюсера выльются в синергию общего дела и принесут миллиардные сборы и радость зрителю, который на широком экране увидит настоящую жизнь. Именно так и было с «Горько»:там все сошлось и фильм стал хитом. И именно поэтому фильмы про гламурного фотографа Макса, который ездит на Феррари, проходят без какого-либо резонанса. В городах-миллионникахвообще нет Феррари! Ни одного! Вот если бы гламурный фотограф Макс выехал на Феррари за МКАД, провалился в открытый канализационный люк или яму в дороге и судился потом с ЖКХ… Вот тогда бы зритель и потянулся.
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!