В Канне представили альманах российских короткометражных фильмов GLOBAL RUSSIANS
19 мая 2019 года в Российском павильоне на 72-м Каннском международном кинофестивале прошла презентация Global Russians 2019. Альманах российских короткометражных фильмов компания РОСКИНО составляет каждый год, автор и куратор проекта, созданного в 2011 году, — генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе. В разные годы в качестве приглашенных кураторов Global Russians выступали сценарист и режиссер Алексей Чупов, кинокритики Андрей Плахов, Виктор Прокофьев, продюсеры Иван Лопатин и Дмитрий Якунин.
В этом году альманах составлен из 6 картин в Инстаграм-формате (хронометраж 60 секунд) на тему «Милосердие — капитал будущего», снятых специально для мультиформатного инклюзивного проекта «Кинообразование без границ». Участники проекта лично представили свою работу на презентации в Российском павильоне, а также получили возможность участвовать в студенческих программах в рамках Каннского кинофестиваля, в том числе Short Film Corner, обмениваться опытом с коллегами, встречаться с профессионалами индустрии, находить партнеров для будущих проектов.
Проект «Кинообразование без границ» организован РОСКИНО при поддержке Сбербанка и направлен на вовлечение людей с ограниченными возможностями в индустрию творческих профессий. Главная цель проекта — развитие доступной среды и интеграция всех категорий населения России в полноценную культурную жизнь.
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО: «Я еще раз хочу поблагодарить Сбербанк за поддержку нашего проекта «Кинообразование без границ»: идея того, что такие инициативы нужны, в России только приживается. Мы обязательно будем ее развивать, и у нас запланирован ряд событий в Москве – ретроспектива фильмов о героях, которые сталкиваются с трудностями, мастер-класс, панельная дискуссия. К сожалению, в кино становится все больше коммерции, все больше разговоров о бокс-офисе и все меньше — об искусстве. Для нас же очень важна и тема — милосердие. Фильм, который не дает никакой надежды, никакого проблеска в конце, может быть сильным произведением, но приносит ли он благо? Это очень сложно – показывать истории про людей, жизнь которых может тяжела, но делать это так, что с фильма выходишь окрыленным. Мне кажется, во всех картинах, которые мы показываем сегодня, это есть».
Как и накануне на выступлении молодых российских продюсеров, павильон дал площадку кинематографистам, только начинающим свой профессиональный путь: все фильмы сняты студентами мастерской Николая Лебедева в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики. В альманах вошли фильмы Антона Шебанова, Ольги Тарасовой, Вячеслава Ширяева, Ирины Садчиковой, Елены Нодель, Заура Цогоева. Режиссеров, лично приехавших на фестиваль показать работы, представляли генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе и режиссер, сценарист, руководитель мастерской в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики Николай Лебедев. В начале встречи выступила одна из основателей киношколы «Арка» Кристина Волошина: «Большое спасибо РОСКИНО и лично Кате Мцитуридзе за проделанную работу, за индивидуальный подход к каждому студенту. Спасибо Николаю Лебедеву за всю душу, что он вложил в ребят. Спасибо всем нашим участникам за их труд. И Сбербанку за неоценимую поддержку».
Николай Лебедев — ведущий российский режиссер, известный своими блокбастерами «Легенда 17», «Экипаж», «Звезда», с каждым своим студентом проходит все этапы подготовки картины от сценария до монтажа. Основная цель курса — развитие творческой индивидуальности и поиск «своего почерка».
Николай Лебедев, режиссер, сценарист, руководитель мастерской в Высшей школе кино «Арка»: «Замечательно, когда двери в профессию распахиваются на крупнейшем международном фестивале. Я очень рад, что выпускники моей режиссерской мастерской получили возможность оказаться в Канне и делом доказать, на что способны. Это талантливые, пылкие, ищущие люди. Я надеюсь, у них впереди большой и яркий путь. Спасибо дирекции Каннского фестиваля и кинорынка за такую замечательную площадку, открытую для участников со всего мира, и спасибо РОСКИНО и лично Кате Мцитуридзе за поддержку новых имен и за шанс, который дается ребятам. Они не подведут!»
«Для меня нет разницы между полным и коротким метром. Фильм есть фильм. У нас получилась просто замечательная репрезентативная выборка, ленты получились абсолютно разными, но все они заслуживают особого внимания», — говорит Борис Нелепо.
«Неважно, каков хронометраж кино и как оно снято – даже на айфон. Можно даже сказать, что это тренд современного кино. И Российский павильон идет в ногу со временем. Я считаю, что все остальные режиссеры скоро к нам подтянутся», — отметил Денис Катаев.
«Каннский фестиваль был бы очень динамичным, если бы все фильмы были по 60 секунд. Из-за такого хронометража сразу становится яснее качество режиссуры. Хочу заметить, что очень высокий уровень был не только в выбранных шести работах. Выбор был хоть и единогласным, но очень сложным», — рассказал о выборе работ для альманаха Денис Рузаев.
Антон Шебанов представил фильм «Заряд». Это кино об очень современной проблеме зависимости от гаджетов. Как говорит сам режиссер, «уходя в мир технологий, люди не замечают того, что на самом деле важно». По признанию режиссера, главная сложность в работе заключалась в создании абстрактной реальности с яркими, запоминающимися персонажами, не похожими на обычных жителей мегаполиса. «Кино для меня — не бизнес и не работа, а необходимость, — сказал Антон Шебанов на презентации. — Крайне важно иметь возможность рассказывать истории, создавать миры и так общаться с большим количеством людей. Поэтому я со всей ответственностью отношусь к исключительной возможности быть включенным в этот альманах на таком значимом в мире кино мероприятии».
Действие короткометражного фильма Заура Цогоева «Кража» происходит ночью — два грабителя в масках вскрывают квартиру с целью наживы. Хозяином квартиры оказывается слепой старик, ветеран Великой Отечественной Войны. «Для меня участие в таком проекте — это новый опыт, новые знания, новые возможности, — говорит режиссер. — А самое главное, что труд тех людей, в которых живет дух кино и благодаря которым у меня появилась такая возможность, был не напрасным».
По сюжету 60-секундного фильма «Кукла Надя» две девочки на прогулке находят куклу без ноги. Одна из них выбрасывает ее, потому что считает, что безногая кукла никому не нужна. А вторая с сочувствием поднимает куклу и забирает к себе домой. По мысли режиссера Елены Нодель, в детях сочувствие к другим людям важно развивать с самого раннего возраста, ведь дети – наш главный капитал. «Сценарий фильма родился как-то очень быстро, на одном дыхании. У меня всегда к горлу подступает комок, когда я его перечитываю. В инстаграм-формате главное краткость и чистота кадра, отсутствие перегруженности, — рассказала Елена. — Я очень рада быть включенной в альманах. Это для меня щедрый аванс, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие».
Минутный фильм «Повторение» охватывает несколько десятилетий: завязка происходит на излете СССР, а развязка в наши дни. Работа режиссера Вячеслава Ширяева — о проблеме отцов и детей, но не о разности их мировоззрений, а о балансе отдачи и получения. Во время обсуждения фильма зрители отметили музыку, звучащую в фильме: ее специально для проекта написал начинающий композитор Олег Берков-Синюков. «Для меня включение в программу Global Russians — отличная возможность узнать что-то о себе самом, — признался Вячеслав Ширяев. — Могу или нет сказать что-то важное? Нужно ли мне вообще заниматься кинематографом? Люди творческие — всегда сомневающиеся. Развеять сомнения способен именно такой смотр, как Каннский кинофестиваль. Если отзывы на мою работу будут хорошими — я получу дополнительный импульс к дальнейшей самореализации в кино».
Идея снять историю о глухом мальчике, который дирижирует настоящим оркестром, появилась у режиссера Ольги Тарасовой после прочтения романа Йозефа Рота «Иов». Так получился фильм «Пожалуйста, повернись ко мне». Дирижер Владислав Лаврик согласился сняться в роли самого себя, Российский национальный оркестр решил участвовать полным составом, так что с учетом съемочной группы в минутном фильме приняло участие более 80 человек. На презентации присутствовала продюсер Мария Чемберлен, и вместе с режиссером они отдельно выразили огромную признательность всему оркестру. Фильм особенно растрогал гостей павильона, в том числе иностранных. Представитель из Алжира, который участвует в кинорынке в Канне в первый раз, признался, что для него эта короткометражка в который раз доказала, что такие истории про людей с ограниченными возможностями очень важны. И неважно, откуда ты – из Африки, из Европы или любой другой страны. «Герой нашего фильма пробивается к нам симфонией Шостаковича, — говорит Ольга Тарасова о замысле фильма. — Наверное, поэтому и актриса в роли мамы заплакала на съемках по-настоящему». Ольга посвятила фильм своему кузену Денису, который передвигается с помощью инвалидной коляски с самого детства.
Фильм «Ученик» рассказывает о студенте, неудачно сдавшем экзамен в университете. Преподаватель ставит вопрос об его отчислении. Проходит 20 лет, молодой человек возвращается в тот же университет, но уже в качестве ректора. Ему предстоит сократить персонал и решить, что делать с тем самым преподавателем. Режиссер Ирина Садчикова говорит, что создание фильма в Инстаграм-формате похоже на любое производство – даже 60-секундный фильм требует сценария и планирования работы на площадке. «Идея моего проекта проста: милосердие – это круговорот, — сказала режиссер на презентации. – Если вы помогаете кому-то, не ожидая ничего взамен, помощь придет к вам в самый нужный момент и от неожиданного человека. Участие в проекте Global Russians – большая честь, возможность окунуться в мировую киноиндустрию, познакомиться с последними тенденциями. За этот огромный аванс хотелось бы поблагодарить Екатерину Мцитуридзе, которая поверила в нас, и мастера Николая Лебедева, который всегда был рядом».
В конце презентации Екатерина Мцитуридзе подарила Николаю Лебедеву первый экземпляр книги фотографий «Москва в движении», над которой РОСКИНО и Антон Ланге работали полтора года. Книга сделана в поддержку Московской кинокомиссии за 120 съемочных дней в разные сезоны.
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!