Дмитрий Якунин: «Питчинг дебютантов – важное событие не только для молодых кинематографистов, но и для индустрии, в целом»
В декабрьском номере газеты Союза кинематографистов России «СК-Новости» опубликовано интервью с директором Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрием Якуниным, посвященное промежуточным итогам и перспективам проекта «Всероссийский Питчинг Дебютантов».
Публикуем интервью на нашем сайте.
Дмитрий, расскажите об основных результатах Питчинга дебютантов 2018-2019.
Я напомню, что данный проект был учрежден Молодежным центром Союза кинематографистов России еще в 2013-м году, поддержан Сергеем Лазаруком, и впервые прошел в рамках Российских программ ММКФ. За это время в конкурсе приняло участие более 6000 проектов, всего проведено 13 московских, 40 региональных питчингов, а по его итогам уже снято более 100 фильмов. В 2017-м году конкурс был впервые поддержан Фондом Президентских грантов и прошел в 15 регионах страны. В 2018-2019-м годах проект снова был поддержан Фондом и был проведен в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Нижнем Новгороде, Иркутске, Казани, Уфе, Петрозаводске, Ставрополе, Кемерово, Челябинске, Ялте, Тюмени с общим призовым фондом 10 миллионов рублей (500 т.р. победителю каждого конкурса). Помимо этого, при нашей поддержке в течении года прошли питчинги и сценарные конкурсы в Бурятии, Тыве, Архангельске, Чувашии.
На каких площадках проходил питчинг?
Мы начали в прошлом году в Санкт-Петербурге, на площадке «Киноэкспо», затем проводили питчинги в рамках фестивалей «Евразийский мост», «Человек и Природа», «Белая акация», Горький фест», «Ноль Плюс», «Видение», «Предчувствие», Шукшинский кинофестиваль, «Будем жить», в рамках образовательных инициатив в регионах. Конкурс в рамках региональных питчингов проходит в номинациях «Сделано в …», привлекая тем самым к участию местных кинематографистов, либо представителей других регионов, желающих снимать в регионе, в котором проводится конкурс. Кроме того, питчинги проводятся в отдельных тематических номинациях. Например, на фестивале «Будем жить» — в номинации «Образ Москвы», на «Евразийском мосту» — «Региональное игровое кино», в рамках «Ноль плюс» — «Детско-юношеское кино».
Но, по традиции, главный питчинг, проводимый нами, организуется в рамках Московского международного кинофестиваля. Конкурс проводится в 5 номинациях – «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Ворк-ин-прогресс» (проекты в стадии производства), а со следующего года будет введена номинация «Веб-сериалы». В данном конкурсе нет тематических или региональных ограничений, в нем может принять участие любой проект.
Как выбираются регионы для проведения питчинга?
Безусловно, для нас важен статус, имидж площадки, где проводится конкурс, вовлеченность местных властей в организацию конкурса, их участие в экспертной комиссии. Безусловно, важно, когда регион дополнительно выделяет свой призовой фонд для его лауреатов, как например, в Казани, Челябинске, Иркутске. Также стоит отметить, что грант Фонда не может покрыть всех расходов, связанных с полноценным проведением конкурса. Поэтому, приоритет отдается регионам и фестивалям, берущим на себя часть расходов по организации питчинга. Но, пожалуй, самый важный факт- это вовлеченность в процесс местного киносообщества, прежде всего, молодежного. Для нас важно, проводя конкурс, понимать, что его проведение даст дополнительный импульс для развития кино в регионе, позволит выстроить систему поддержки, наладить диалог местного киносообщества с властью, а также федеральными экспертами. Именно поэтому, в рамках питчингов проводятся круглые столы, совещания по развитию кинематографа в регионах.
Как осуществляется отбор, экспертиза проектов на питчинге?
Сразу скажу – для участия на питчинг необходимо заполнить анкету, в которой необходимо предоставить следующую информацию: информацию об авторе и съемочной группе, логлайн и тэглайн, стадия готовности проекта, предполагаемый бюджет, целевая аудитория и т.д. Кроме того, автор должен предоставить синопсис, а в случае вхождения в шорт-лист, сценарий.
На региональных питчингах, где, в среднем, поступает на конкурс от 50 до 100 заявок, в отборочную комиссию входят представители регионального отделения Союза кинематографистов, Молодежного центра – федерального и регионального, а также, в случае необходимости, представители местной власти. За собой оставляю должность руководителя отборочной комиссии, так как за долгие годы проведения конкурсов в регионах, прекрасно знаю уровень многих молодых кинематографистов, их потенциал и степень готовности к презентациям. В экспертную комиссию же мы приглашаем представителей региональной власти, руководителей региональных представительств Союза кинематографистов, представителей ведущих продюсерских компаний, а также местных продакшнов и технических партнеров. В этом году участие в региональных питчингах принимали участие такие известные кинематографисты и эксперты, как Сергей Мирошниченко, Михаил Пореченков, Владимир Грамматиков, Василий Соловьев, Елена Гликман, Наталья Иванова, Олег Иванов, Андрей Сорокин, Владимир Котт, Юрий Храпов, Александр Архипов, Алена Смирнова, Кирилл Зайцев — за что им огромное спасибо.
Что касается московских питчингов, здесь мы с моим коллегой Олегом Богатовым, к участию в отборе привлекаем редакторов ведущих киностудий – «СТВ», «Марс медиа», «Арт пикчерс», «Хорошо продакшн», «Миг пикчерс», «Гамма продакшн», «Остров», «2Д Целлулоид» и др. В итоге, рейтинговым голосованием формируется сначала лонг-лист, а затем шорт-лист, допускаемый до итоговой защиты – презентации проектов перед экспертами.
На чем делается акцент при отборе и оценке проектов?
Если посмотреть список наших лауреатов и участников шорт-листа – то это абсолютно разножанровые, уникальные проекты. Безусловно, при отборе мы учитываем предыдущий опыт, внятность истории, ее коммерческий или фестивальный потенциал, оригинальность сюжета. Очень важно, чтобы молодой автор знал тему, о которой пишет, четко прописал бы героев, их конфликты. Безусловно, нам интересны сюжеты, основанные на мифологии, истории, традициях региона. Дополнительным, но не обязательным плюсом является знание авторами основ маркетинга, продвижения проекта, умение привлечь целевую аудиторию. Отборочная комиссия обращает внимание на качество оформления заявки, ее соответствие регламенту – ведь для успеха в киноиндустрии важен не только талант, но и четкое выполнение правил, вообщем-то, не самых сложных.
Совокупность этих знаний и компетенций- путь к успеху.
Можете немного рассказать о лауреатах питчинга?
Победителем конкурса в Иркутске стал документальный проект выпускницы, а ныне педагога ВГИК Юлии Бывшевой и оператора Яна Ионова «Валентин Распутин. Народное слово» о знаменитом сибирском писателе. В настоящее время проект отснят, ведется пост-продакшн. В Санкт-Петербурге лауреатом стала Надежда Карпова со сценарием хоррора «Вырса», основанного на карельском эпосе. Проект поддержан одной из ведущих компаний и в настоящее время идет девелопмент. В Казани победителем стал Павел Москвин с короткометражным фильмом «Солдатская шапка». Это история про двух солдат времен Великой Отечественной Войны, татарине и русском, решающих межнациональный конфликт. Картина уже снята и скоро будет представлена на фестивалях. Помимо этого, денежный приз в размере 2 млн рублей от Минкульта Республики Татарстан получил полнометражный фильм «Я приду» Булата Сабитова — история о взаимоотношении двух трудных подростков, сбежавших из колонии. Помимо этого, 2 полнометражных проекта – «Кахексия» Алины Галимуллиной и «Не называй меня Вася» Альфии Шакирзяновой – в дальнейшем были завершены и в скором времени также будут представлены на фестивалях и в региональном прокате. На питчинге в Уфе победил сценарий полнометражного игрового фильма «Гильза» Алины Нигматуллиной и Динары Абдрашитовой – о хоккейной детской команде из маленького башкирского села. О лауреатах московского питчинга, прошедшего в рамках ММКФ, мы уже подробно рассказывали, но стоит отметить, что молодежная комедия «Хандра» Алексея Камынина, победившая в номинации «Ворк-ин-прогресс» совсем недавно была представлена на Международном фестивале «Белые ночи» в Таллине и получила хорошие отзывы критиков и зрителей. На питчинге в Карелии лауреатом стал короткометражный фильм «Спасибо» Елизаветы Тихоновой и Марии Шульгиной, известных как сценаристы дебютного фильма Анны Пармас «Давай разведемся». Это история рассказывает о сложной и важной теме- донорстве костного мозга в необычном жанре- комедии. Данный фильм уже снят, и мы с большим нетерпением ждем премьеры и реакции зрителей. В Ставрополе, где питчинг проводился для жителей СКФО, лауреатом стал чеченец, проживающий в Чечне, Шамиль Агаев с проектом «Хэллоу, Грозный». Это история врача, практикующего в Лондоне и приехавшего в Чечню за невестой. В роли английского чиновника снялся известный швейцарский актер Филипп Рейнхардт. Пожалуй, самым сильным по представленным проектам был конкурс в Нижнем Новгороде, в рамках кинофестиваля «Горький фест». Главный приз получили Евгений Кудельников и Дарья Голованова с пилотной серией веб-сериала «Контакт». Чуть позже в Барнауле победила Олеся Андриевская с авторской трогательной историей «Одни» о конфликте подростка-девочки, потерявшей мать, со своим отцом. Фильм реализован при поддержке Молодежного центра кинематографистов Алтая, а оператором выступил легендарный Алишер Хамиходжаев. В рамках фестиваля «Будем жить» жюри отметило проект короткометражного фильма сценариста Глеба Кузьминского «Метро Университет» о сотруднике метрополитена, влюбившегося в юную студентку. Помимо этого, эксперты высоко оценили новый проект Бориса Акопова «Кэт», однако, он не вполне соответствовал тематике конкурса – «Образ Москвы». На питчинге в Челябинске фаворитом стал документальный фильм «Уральское дерби» Андрея Ананина и Юлии Серьгиной о конфликте хоккейных клубов «Магнитка» и «Трактор». Причем, не только на уровне команд и болельщиков, но и юных спортсменов и их родителей. Помимо денежного гранта 500 т.р., проект получил финансовую помощь от губернатора региона. Также денежным призом от региона был отмечен короткометражный фильм «Закрывая двери» Семена Рябухи — социальная драма о уличном воришке. В Иркутске лауреатом стал проект Елены Емельяновой из Бурятии «Под вечным синим небом» — истории деревенской бурятской женщины, потерявшей на войне свою семью.
На питчинге в Крыму эксперты поддержали игровой фильм Михаила Кулунакова из Горно-Алтайска «Волки» — история вражды двух этнических кланов и авторскую, уникальную историю Марии Вихровой «Кантия». Данный проект был представлен 1,5 года назад на питчинге в Севастополе, получил продюсерскую поддержку от компании «Ханжонков-фильм», а на питчинге в рамках «Евразийского моста» получил финансирование на пост-продакшн. Уверен, этот проект ждет большое фестивальное будущее. В Тюмени главный приз получил проект короткометражного фильма «Толстяк на ветке» Евгений Никитина, в центре которого – борьба со страхами мальчика, застрявшего на дереве. И совсем недавно в Кемерово на питчинге главный приз получил проект «Подснежница» Евгения Шальнева и Алексея Гончарова – о девушке, застрявшей на заброшенной трассе и операторе колл-центра, случайно дозвонившейся до нее, пытающейся ей помочь, но обязанной действовать по инструкциям офисного распорядка. Также эксперты отметили документальный проект Дарьи Брыкаловой и Дмитрия Меньшова «Калина Красная», рассказывающего о героях одноименного эстрадного конкурса для заключенных.
В целом, благодаря питчингу, поддержке Фонда президентских грантов и региональных властей, наших партнеров, появились или в ближайшее время появятся ряд интересных, самобытных проектов, многие из которых будут лицом кинематографа в своих регионах. Кроме того, уверен, среди них окажутся фильмы, которые станут заметными на федеральном, а, возможно, и на международном уровне.
Со своей стороны, мы будем помогать данным проектам в информационно, юридически, а также оказывать консультации по фестивальному продвижении и дистрибьюции.
Недавно на Санкт-Петербурском международном культурном форуме вы подписали соглашения с партнерами питчинга о проведении конкурса на следующий год. Расскажите, что ждет его участников в 2020м году?
На следующий год Союз кинематографистов России получил грант на проведение уже 25 питчингов с общим призовым фондом 25 миллионов рублей. Уже известно, что конкурсы, по традиции, пройдут в рамках ММКФ, фестивалей «Евразийский мост», «Человек и Природа», Шукшинский фестиваль, «Видение», «Предчувствие», «Горький фест». Причем, в рамках ММКФ добавится новая номинация – «веб-сериалы». Ведутся переговоры с новыми регионами и новыми площадками. В рамках региональных конкурсов будут проводиться не только питчинги, но и локейшн-туры для продюсерских компаний с перспективой съемок в данных локациях. На ряд питчингов мы будем приглашать зарубежных продюсеров и экспертов, желающих плотно сотрудничать с нашей страной. Подробное расписание питчингов и старт приема заявок на ХIV Московский Питчинг Дебютантов мы представим в рамках образовательной программы Всероссийской акции «День короткометражного кино-2019» в точке кипения Агентства стратегических инициатив 14-15 декабря.
Можете дать несколько советов молодым авторам, потенциальным участникам проводимых Молодежным центром конкурсов?
Перед каждым питчингом мы проводим интенсивные тренинги для его участников, на которых критически относимся к презентациям и видеоматериалам, представляемым на защите. На тренингах мы с авторами выявляем наиболее сильные стороны каждого проекта, проверяем бюджет, тщательно рассматриваем каждый слайд, его необходимость в презентации, выстраиваем саму драматургию защиты. Зачастую, после тренинга, авторы кардинально меняют свою презентацию, и это приносит свои плоды.
Эксперты всегда отмечают и с большим вниманием относятся к проектам с креативной, неожиданной подачей. Например, проект «Калина Красная», о котором я рассказывал, авторы представили в виде допроса милиционера и заключенного, а проект «Панчер» на Тюменском питчинге, рассказывающей о боксере, пытающемся с помощью боев спасти больную сестру, был представлен целой командой взрослых и юных спортсменов.
Наш питчинг поддерживает среди дебютантов тенденцию прозрачности и открытости бюджетов, продвигаемую Министерством культуры. Я, подчас, говорю ребятам – «На питчинге, как в кабинете у врача – раз пришел, то говори всю правду».
И еще. Питчинг дебютантов, зачастую, ментально меняет авторов. После 2-х дневных матер-классов и тренингов, публичной защиты, они задумываются о зрителе, целевой аудитории, имеют возможность сравнить свои проекты с проектами коллег, получить обратную связь от профессионалов киноиндустрии.
Мне приятно, что наш проект, выросший из инициативы молодых кинематографистов и поддержанный руководством Союза кинематографистов России, стал одним из важных событий не только для дебютантов и представителей регионов, но и для индустрии, в целом.
Какой Вы видите дальнейшую перспективу проекта?
Безусловно, все наши усилия должны привести к дальнейшим шагам. Мы благодарны крупным компаниям, которые дают свои ресурсы для реализации проектов, лауреатов питчинга. Но было бы логичным создание единой студии, своеобразного бизнес-инкубатора, который бы оказывал молодым кинематографистам различного вида поддержку – экспертизу, отбор лучших проектов, помощь в поиске инвестора (так называемую «упаковку» проекта), скрипт-докторинг, подготовку документов для грантовых конкурсов, помощь при съемках и пост-продакшне, а в дальнейшем – дистрибьюция снятых фильмов. В этом случае очень важным видится сотрудничество государства, частного бизнеса и общественных организаций. Мне кажется, Союз кинематографистов может стать одним из инициаторов подобного проекта.
Беседовала Юлия Волкова