Новые форматы в кинематографе
За последнее время новые технологии проникли в кино настолько сильно, что стало появляться множество новых форм создания и воспроизведения фильма. Всё началось ещё с 3D формата, выстрелившего в начале 2000-х и возродившего интерес зрителя к кино. Однако уже спустя буквально десять лет 3D формат начал терять свою популярность и уходить в прошлое. Взамен ему начали появляться новые формы для просмотра и создания фильма. Про некоторые из этих форматов мы сегодня и расскажем.
1. VR/360°. Вообще говоря, «видео 360°» и «VR» чаще всего используются взаимозаменяемо, но на самом деле это достаточно разные вещи. Видео 360° – это обычные панорамные изображения, позволяющие зрителю, оставаясь на месте, поворачивать голову и осматриваться вокруг. А вот полную свободу действия в виртуальных мирах предоставляют лишь VR-технологии.
Прогремев в 2017 году, VR/360° открыли зрителю возможность попасть внутрь фильма. Это интригует и создаёт массу новых впечатлений. Пожалуй, главное отличие от привычных для нас фильмов состоит в том, что это индивидуальное восприятие с попаданием в совершенно другой мир и потерей ощущения нашей реальности. Дистанция между человеком и происходящими в виртуальной реальности событиями таким образом перестаёт существовать.
И ещё одним отличием можно назвать то, что кино в своём обычном понимании мы можем смотреть с телевизора, компьютера, телефона и т.д. Фильмы в технологии 360°, к примеру, нуждаются в специальных приспособлениях, а для VR нужно подключение к компьютеру или же специальный технически оснащенных рюкзак.
Создание сценария для фильмов в технологии VR/360° также отличается от создания сценариев для привычных для нас фильмов. Различие состоит в том, что в данном случае сценаристу требуется прописать сразу все параллельные сюжетные линии и всех персонажей, участвующих в сцене.
Будущее VR-технологий в кинематографе пока сложно определить. Безусловно, данный формат уже закрепился на рынке и формат VR/360° присутствует на большинстве крупных кинофестивалей (ММКФ, Венецианская Биеналле). Вполне возможно, что очки виртуальной реальности в скором времени станут для нас новым киноэкраном.
2. Screenlife. Это такой формат фильма, где всё его действие происходит на экранах электронных девайсов. То есть, нет привычной для нас постановки кадра со светом, а есть просто экран компьютера или телефона, на котором и разворачивается основной сюжет фильма. Мы видим героев только тогда, когда они общаются по скайпу или в мессенджерах.
Термин для данного типа кино придумал Тимур Бекмамбетов, режиссёр и основатель кинокомпании Bazelevs — именно она сейчас занимается продвижением десктоп-фильмов. Из ещё одной особенности данных фильмов можно назвать отсутствие сцен, снятых обычной кинокамерой и отсутствие закадрового голоса, а соответственно, возможности узнать, о чём думает герой – есть только его сообщения и поисковые запросы.
В плане производства фильмы формата screenlife достаточно легки. Не требуются сложные декорации, костюмы, реквизит и дорогие камеры. Фильмы этого формата снимаются довольно быстро, в связи с чем не
требуют больших затрат. Самое долго в screenlife фильмах — это постпродакшен, в среднем он занимает 6-9 месяцев.
На данный момент существует несколько работ в формате screenlife. Это, прежде всего, фильм «Поиск», снятый дебютантом Анишем Чаганти и получивший приз зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс», после чего его купила компания Sony, совершив самую крупную сделку на фестивале – пять миллионов долларов. А также фильм «Профайл» самого Тимура Бекмамбетова, взявшего приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. Среди уже вышедших работ есть такие фильм, как «Убрать из друзей» (реж. Леван Габриадзе, 2015) и «Днюха» (реж. Роман Каримов, 2018). Готовится к выходу ещё около пятнадцати новых фильмов формата screenlife.
3. Интерактивное кино. Сам феномен появился далеко не в последние десять лет, а ещё в 60-е годы прошлого столетия. В 1967 году в Чехословакии был проведён такой эксперимент – 9 раз в кинотеатре воспроизведение фильма «Человек и его дом» останавливали и проводили опрос и уже в связи с результатами опроса фильм продолжался. Затем было много попыток сделать подобное, а также в моду вошли книги с интерактивным выбором, потом реклама и наконец, видеоигры.
Кино, таким образом, оставалось в стороне этого продвижения интерактивности долгие годы. И, как раз таки в последнее десятилетие оно начало своё возрождение, так как появились новые технические возможности для создания и показа фильмов.
Так, в 2017 году Стивен Содерберг совместно с телеканалом HBO запустили свой проект «Мозаика», который был выпущен в двух форматах: как сериал и как приложение для смартфона, где зритель мог выбирать персонажа и с его точки зрения смотреть историю. Также
предполагались некие флэшбеки – «открытия», которые раскрывали некоторые детали истории.
После этого, платформа Netflix занялась разработкой интерактивных проектов. Им стал нашумевший в 2018 году эпизод сериала «Черное зеркало» — «Брандашмыг». Его действие происходит в 1984 году, где программист Стефан занимается разработкой компьютерной игры. На протяжении всей серии зритель примерно каждые три минуты должен выбрать дальнейшее развитие событий: от того какую музыку поставить герою до того, что ему делать с трупом.
Таким образом, новые форматы для кино могут возникать абсолютно внезапно, а иногда новое – это хорошо забытое старое. Нет точной вероятности того, что, к примеру, те же 3D фильмы не вернутся к нам через десять лет, но уже в преображенном виде. Однако, кинематограф остаётся кинематографом вне зависимости от своего формата. И если и можно отказаться от операторов и костюмов, то от стандартного продумывания сюжета и персонажей, увы, не денешься никуда.
Подготовила Данилова Анна