MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Новости > Ведущие продюсеры обсудили влияние пандемии на киноиндустрию

Ведущие продюсеры обсудили влияние пандемии на киноиндустрию

В период пандемии все сферы нашей жизни переживают не лучшие времена. Рынок киноиндустрии в России и мире особенно остро ощущает невозможность съемок и перенос релизов фильмов и анимационных картин, в которые были вложены деньги и человеческий труд.  Как изменится кино после пандемии? Что будет с не выпущенными фильмами? Соберут ли кинотеатры вновь полные залы?

«Стоп! Не снято! Киноиндустрия в период коронавируса», – так звучала тема онлайн-конференции, организованной на платформе государственного информационного агентства ТАСС совместно с «Ассоциацией продюсеров кино и телевидения». Спикерами – экспертами стала группа людей, чьи имена хорошо известны всем, кто так или иначе связан с кинопроизводством: председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, кинорежиссер и руководитель кинокомпании “СТВ” Сергей Сельянов, генеральный директор кинокомпании “Студия ТриТэ” Леонид Верещагин, генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева, создатель и глава продюсерской компании “Профит” Игорь Толстунов, кинопродюсер, соучредитель продюсерской компании Cosmos studio Александр Акопов и директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аналитик в области культуры и кинематографии Олег Иванов.

Участники дискуссии отвечали на вопросы, заданные в ондайн-формате и рассуждали, какая стратегия может привести к наименьшим потерям в индустрии. Обсуждались такие проблемы, как неминуемые убытки продюсеров, дистрибуторов, кинотеатров; нарушение графика премьер; потеря рабочих мест. Также эксперты поговорили о региональном и дебютном кино и представили, как может измениться портрет зрителя.

«Съемки остановлены, кинотеатры закрыты»
«По нашей индустрии нанесен большой удар, лет на 5. Видимо новых запусков фильмов в этом году не будет. Общий объем потерь индустрии на ближайший год – 73 млрд. рублей, на три года – около 150 млрд. рублей»
, – констатирует Сергей Сельянов.
Игорь Толстунов, в свою очередь отметил, что в год выпускается около 100 полнометражных и более 500 телевизионных фильмов. Это 600 творческих коллективов. Таким образом, огромная армия кинематографистов остается без зарплаты».

«Глобальные потери кинопроката»
Большое внимание в ходе дискуссии было уделено кинопрокату, который, на данный момент наиболее пострадал в ходе пандемии. Эксперты опасаются, что не вышедшие релизы образуют «пробку» к моменту возобновления проката. Порядок будет зависеть от зрительских ожиданий, от самих работ, от вложенных в них средств. Дефицита отечественных картин с концом пандемии точно не будет, замороженные фильмы выйдут на экран, однако, если вначале лета нельзя будет начать работу над новыми продуктами, мы рискуем недополучить фильмы в следующем году.
Леонид Верещагин отметил, что кинопроизводителям очень важно на площадке Министерства культуры РФ договориться и совместно согласовывать свои графики релизов.

Что будет с дебютным кино?
Редакция Moviestart задала вопрос о будущем российских дебютов. Эксперты, присутствующие на трансляции, утверждают, что дебютное кино сохранит финансовую поддержку и внимание со стороны продюсеров. Обусловлено это тем, что в нашей стране появляется все больше молодых  режиссеров, а Министерство культуры и «Фонд кино» делают мощную ставку на новые таланты в сфере кино.
Александр Акопов«Дебютное кино – то, чем должны заниматься производители. Они заинтересованы в поиске новых имен».

«Производство в регионах»
Сергей Сельянов рассказал, что продюсерами, совместно с Агентством стратегических инициатив регионам была предложена модель взаимодействия, на которую некоторые откликнулись.
Сейчас около 15 регионов проявляют активность в сфере кинопроизводства. Большую роль в кинематографическом развитии регионов играет поддержка местных властей.
Леонид Верещагин подчеркнул важность работы кинокомиссий и рибейтов в регионах, при этом он отметил, что кинокомиссии в регионах не должны выполнять продюсерские функции.
Олег Иванов отметил активность молодежных сообществ в ряде регионов, которые инициируют проведение стратегических сессий по развитию кино, снимают независимое кино на собственные, привлеченные и грантовые средства.

«Новая эпоха»
«Мы навсегда будем разделять нашу кинематографию на до и на после.
Закончился период больших бюджетов, это объективно и печально – мы теряем большое кино. Рискну предположить, что ситуация с прокатом будет ухудшена в 2 раза», – выразил свое мнение Олег Иванов, аналитик в области культуры и кинематографии.
Продюсеры с ним не согласились. Они отметили, что российский кинематограф не раз переживал разного рода кризисы и довольно быстро восстанавливался. Александр Акопов призвал не поддаваться социальным фобиям и не распространять их. Он уверен, что спустя время все будет по-прежнему. Леонид Верещагин и Юлия Слащева подчеркнули, что кино – не самое дорогое времяпровождение, зритель соскучится по большому кино и уйдет с диванов в кинотеатры, чтобы вновь окунуться в необыкновенную атмосферу, которую всегда дарит большой экран.
Кроме того, в рамках ответов на вопросы прессы продюсеры обсудили и вопрос взаимодействия с телеканалами и онлайн-платформами. Они подчеркнули: для того, чтобы индустрия  окрепла и через 30 лет не опиралась на финансирование государства, необходимо, чтобы  у продюсеров были максимальные права на конкурентную реализацию своей продукции, что осложняется отчуждением прав заказчиками (телеканалами и онлайн-платформами).
Александр Акопов отметил, что сейчас – время обсуждать будущее и находить пути развития, в том числе в этом направлении. 

«Прогноз – дело не благодарное»
Каждый из участников онлайн-встречи высказал собственное предположение о будущем индустрии в 2021 году.
Картины отечественных авторов, не вышедшие вовремя, никуда не исчезнут: отстояв в очереди, они в любом случае выйдут на экраны. К тому же очень много проектов, в том числе у участников пресс-конференции, уже находятся на этапе постпродакшена, а значит и в конце этого и начале нового года зрителям будет, что посмотреть, если, конечно, прогнозы не ухудшатся и Россия оправится от вируса уже в августе. Отсутствие работы рынку киноиндустрии точно не грозит, как раз наоборот, будут выходить как масштабные, так и более бюджетные ленты и скорее будет дефицит рабочей силы, поскольку все специалисты вмиг станут востребованными. Главное, чтобы в следующем году никто не придумал новый вирус, а наша страна справилась с экономическим кризисом, иначе у людей просто не будет возможности ходить в кино.

Материал подготовил Алексей Боганов