Кино в условиях карантина: жизнь продолжается
В условиях сложной санитарно-эпидемиологической ситуации в России и в мире, отмены фестивалей и переноса релизов важной задачей для всех кинематографистов стало продолжение работы в самоизоляции.На данный момент можно говорить о том, что киноиндустрия ищет новые пути работы и взаимодействия с коллегами.
В конце марта министр культуры России Ольга Любимова поручила Департаменту кинематографии проработать возможность перевода приема заявок на получение государственной поддержки и поддержки Фонда Кино в электронный формат. Кроме того, с представителями индустрии министр обсудила возможность онлайн-защиты заявленных проектов. В этом направлении уже можно использовать успешный опыт проведения онлайн-питчинга в рамках Всероссийского Питчинга Дебютантов. 2 и 3 апреля казанский питчинг кинопроектов прошел на онлайн-платформе Zoom. Общими усилиями казанской команды форума «Время кино» и Молодежного центра Союза кинематографистов России состоялась полноценная защита проектов, общение с экспертами. Участники смогли максимально содержательно представить свои работы и получили ценную обратную связь. Экспертный совет в составе Александра Архипова, главного редактора компании «СТВ»; Лии Гильмутдиновой, ведущего советника отдела стратегического планирования и прогнозирования министерства культуры Республики Татарстан; Елены Зуевой, сценарного агента «Агентства Стардаст»; Натальи Ивановой, генерального директора продюсерского центра «Хорошо продакшн»; Екатерины Кононенко, генерального директора кинокомпании Versus Pictures; Натальи Мокрицкой, генерального продюсера компании «Новые люди»; Альбины Нафиговой, руководителя АНО «Дирекция «Время кино»; Евгения Субочева, менеджера по развитию бизнеса профессионального фото и видео компании Canon; Дмитрия Якунина, исполнительного директора Молодежного центра Союза кинематографистов России, и председателя жюри, знаменитого режиссера Александра Митты, в течение двух дней находился на видеосвязи с участниками конкурса.
По итогам питчинга в категории «Игровое полнометражное кино» победил психологический триллер Дениса Тарасова и Елены Гордеевой «Мать моего сына». Проект получит техническую поддержку от компании Canon и продюсерскую разработку от Versus Pictures. Фильм рассказывает о смертельно больной женщине, которая приглашает пожить в своем доме будущих приемных родителей ее пятилетнего сына. Авторы проекта также получили от Киношколы Александра Митты бесплатный сертификат на онлайн-мастер-классы Полат Брауна, которые состоятся в начале мая.
I место в категории «Игровое короткометражное кино» присуждено драме «Хайбулла» режиссера Рустема Шайхутдинова и сценариста Даниила Рази. Проект получил 500 тысяч рублей от Фонда президентских грантов. Фильм расскажет о событиях, происходящих в башкирской деревне во время голодной зимы 1922 года. Казанский проект семейного полнометражного фильма Юлии Захаровой «Мишка» о мальчике Роберте и его лучшем друге плюшевом медведе получил 2 млн рублей от министерства культуры Республики Татарстан в рамках поддержки детского кино.
В рамках питчинга также прошли мастер-классы Александра Митты, режиссера Николая Лебедева, сценариста Андрея Золотарева, продюсера Екатерины Кононенко. Послушать мастер-класс мог любой желающий, при соединившись к событию по ссылке. В онлайн-режиме эксперты отвечали на вопросы и делились своим опытом.
Все трансляции казанского питчинга кинопроектов и мастер-классов сохранены и доступны на ресурсах Moviestart и проекта «Время кино».
Все эксперты отметили рабочий формат мероприятия, и опыт организаторов в этом деле может быть частично использован в будущих питчингах.
Руководитель проекта «Всероссийский Питчинг Дебютантов» Дмитрий Якунин: «Экспериментальный формат питчинга и мастер-классов, организованный нами совместно с командой «Время кино», можно признать вполне успешным. Вовлеченность экспертов, креативные презентации, интересные проекты, познавательные мастер-классы и даже общее фото в Zoom – все атрибуты классического питчинга были представлены на казанской площадке. И если обычно участниками региональных питчингов и образовательных программ становится несколько десятков человек, то мероприятия в онлайн-формате посетило более четырехсот. Поэтому, думаю, формат онлайн-питчингов, которые на данный момент кажутся вынужденной мерой, мы будем активно развивать и после окончания карантина».
В целом можно отметить, что один из крупнейших и старейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов, организаторами которого выступают Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России, Национальный фонд поддержки правообладателей при поддержке Фонда президентских грантов, сумел быстро адаптироваться в сложившейся ситуации и обеспечить возможность дебютантам заявлять о своем кино и развивать свои проекты. Не отступили организаторы и от своих традиций – общая фотография участников питчинга была сделана, правда, в виде скриншота (снимка экрана. – Прим. ред.) во время трансляции мероприятия.
В условиях карантина отправить свои заявки можно не только на Питчинг Дебютантов. Пожалуй, один из самых актуальных конкурсов запустила в конце марта компания Bazelevs. Как известно, основатель компании Тимур Бекмамбетов открыл новый киноязык – screenlife, что дословно переводится как «экранная жизнь», то есть все действие фильма разворачивается на экранах телефонов, ноутбуков и других гаджетов. Уже не первый год компания организует различные конкурсы screenlife-историй. По итогам проведения этого конкурса организаторы хотят показать мир во время пандемии коронавируса. Конкурс проводится для всех – свои сценарии и видеозарисовки из вынужденного домашнего заточения могут присылать как профессионалы, так и обычные люди.
Как отмечают организаторы, «главное – это интересная история о жизни в карантине, рассказанная с помощью экранов гаджетов, основанная на реальных событиях или навеянная долгими часами, проведенными в замкнутом пространстве».
Строгих критериев к оформлению заявки нет. Это может быть обычный текст или видео, а также профессиональный сценарий. В сюжете важны драматургия и конфликт героя. Лучше не помещать на экран телефона и ноутбука истории, которые в этом не нуждаются. Организаторы советуют провести исследование и найти сюжеты, которые уже разворачиваются на экране: «Почитайте друзей в социальных сетях, просите показать личные переписки, зайдите в комментарии к постам в пабликах, ищите новости по тегам, изучайте мифологию Интернета». Также рекомендуется для начала освоить события, которые происходят на одном экране. Если решите писать заявку в формате профессионального сценария, не забудьте делать это от первого лица, а не от третьего, как обычно бывает в классической сценарной записи. Так создается ощущение достоверности и искренности».
«Истории карантина» будут состоять из отдельных новелл, а география проекта станет международной — ведь карантин поставил в одинаковые условия людей из разных уголков мира.
Экранизацией историй займется компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs. Поскольку технологии screenlife позволяют сократить время производства до минимума,т «Истории карантина» станут репортажем о жизни в самоизоляции практически в прямом эфире. Прием заявок продлится до окончания карантина.
Сюжетами самоизоляции заинтересовался и режиссер Андрей Кончаловский, который планирует снять документальный фильм о ситуации в стране под рабочим названием «Карантин по-русски».
Режиссер предложил жителям страны записать небольшие видеоролики с ответами на несколько вопросов, которые он постепенно будет выкладывать, и разместить их в своих соцсетях: «Друзья, мир меняется прямо на наших глазах. Уверен, потребуется время, чтобы осознать все, что сейчас происходит. Но было бы непростительной ошибкой не попытаться зафиксировать эти изменения. Я задумал документальный фильм-исследование, пока я назвал его для себя «Карантин по-русски». И я прошу вас стать моими соавторами». Кончаловский просит зрителей в первых фрагментах порассуждать о том, чем карантин в России отличается от карантина в других странах, или рассказать, какую «самую безумную покупку» они совершили в текущий период. За развитием проекта можно следить на странице режиссера в «Фейсбуке».
Еще один конкурс с нестандартными условиями продлил прием заявок на время карантина. На этот раз организаторы и жюри в лице Игоря Мишина, вице-президента компании МТС, Тимура Бекмамбетова (кинокомпания Bazelevs), Антона Калинкина, основателя фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest, и Александра Щерякова, организатора Всемирного фестиваля уличного кино, ждут истории веб-сериалов, снятые в вертикальном формате. Команда конкурса отмечает, что 76%
пользователей Интернета предпочитает смотреть вертикальное видео и не любит переворачивать экран. Кроме того, вертикальное видео дает дополнительную возможность для специальных художественных решений, будь то формат screenlife или вертикальный полиэкран. Для участия в конкурсе необходимо не только написать и отправить до 31 мая посерийный синопсис первого сезона сериала (минимум 8 серий), но и снять пилотную версию с вертикальной разверткой кадра (до 10 минут). Несомненный плюс – проект можно снять на мобильный телефон. Призовой фонд конкурса – 2 млн рублей. Фаворит получит деньги и контракт на производство сериала. Лучшие работы будут показаны в рамках фестиваля уличного кино и Realist Web Fest.
Возможности, которые может дать каждый из этих конкурсов, реальны. Так что не стоит откладывать свои идеи на потом – надо писать сценарии и участвовать в создании современного российского кино, невзирая ни на какие обстоятельства!
Юлия Волкова