Сергей Мирошниченко: О секретах наблюдения за героем
Как снимать правдивые фильмы о человеке? Режиссер-документалист, сценарист и продюсер Сергей Мирошниченко в рамках Севастопольского питчинга дебютантов-2020 в онлайн-формате поделился опытом продолжительной работы и взаимоотношений с героями и дал ценные советы молодым кинематографистам. Мастер-класс «Длительное наблюдение за героем документального фильма» посвящен одной из его самых известных картин – признанному во всем мире уникальному документальному проекту «Рожденные в СССР», работа над которым ведется уже 28 лет. В рамках проекта каждые 7 лет режиссер встречается со своими героями и общается с ними на камеру.
«Этот проект — хроника, летопись жизни людей последнего поколения из Советского Союза»
В вузах кинематографии не преподают науку, которая изучает жизнь человека. Почему — непонятно. Мне кажется, это необходимо, но почему-то до сих пор продолжает быть сакральным знанием.
Вся серия наших фильмов отталкивалась от цитаты Блаженного Августина: «Дайте мне ребенка в 7 лет, и я скажу, каким он будет человеком». Я согласен, что в 7 лет человек складывается полностью, а потом только отшлифовывается.
В 21 год наши герои выбирали свой жизненный путь, это был фильм о выборе. Мне тяжело дался переход героев от 14 до 21 года. Потому что, когда я приехал, они были уже взрослыми людьми с личной жизнью, а кто-то и вовсе сменил страну. Они замкнулись и старались ничего мне не рассказывать. Мне пришлось подсылать к ним свою дочь. Я с ней сильно ссорился и мои герои,
понимая, защищали ее и открывались ей, рассказывали о своей жизни. А на следующий день я брал интервью. Дочь долгое время обижалась, говорила, что я – ужасный мерзавец. Зато картина вышла очень искренняя и правдивая, и ребята сами очень довольны ей, потому что там нет фальши.
В 28 лет личность полностью воплощается, и мы делали работу об этом воплощении.
Сейчас ведутся съемки фильма «Рожденные в СССР: 35 лет». Знаете, 35 лет — это зенит человеческой жизни. Считается, что до этого возраста взгляд человека обращен в детство, и эта тень детства постепенно сокращается, а потом исчезает. В 35 лет мы перестаем оглядываться и начинаем смотреть в сторону конца. В этот период мы совершаем очень много важных поступков. Тень сокращается, и человек оказывается прямо под палящим солнцем.
О способах взаимодействия с героями документального фильма
Мои герои — мои дети. Это близкие мне люди, и я их стараюсь не мучить своим присутствием. Раз в 7 лет перед началом новой работы мы созваниваемся и встречаемся, а в промежутке между съемками я общаюсь только с теми из них, кто сам этого хочет, и общаюсь с удовольствием. Поймите, мои герои — не из «Дома 2», у них нет такого страстного желания рассказывать о своей жизни. Им сложно пойти на контакт, они не актеры. Единственное, о чем мы договорились, — наш проект будет совместным творчеством. И психологически я напоминаю каждый раз, что мы делаем коллективную работу.
Есть люди, которые могут наковырять побольше грязного, потому что в каждом человеке есть все. И после этого герой, конечно же, уйдет из сериала. Да, это будет фильм, который можно повозить по западным фестивалям, который всех удивит. У меня нет задачи найти какую-то патологию в каждом. Я хочу, чтобы простой человек высказался о том, каково ему жить в этом мире, в этом государстве или в глобальной ситуации. Я стараюсь услышать этих людей. Мы сразу договорились о том, что у нас нет какой-то лжи или цензуры. И люди рассказывают все, но иногда просят меня отложить некоторые вопросы или их высказывания на будущее. И я, конечно же, иду навстречу. Это доверие. Взаимное.
Советы начинающим документалистам
· Вы должны подготовиться к герою. Максимально знать о нем все. Никогда не задавайте выдуманные вопросы, не связанные с этим человеком. Если вы приходите к кому-то, например, из народа, важно знать его профессию, как он живет, как питается, что он любит и кого он любит. Вы должны прийти к нему со знанием.
· Нужно понимать, ради чего вы пришли к этому человеку. Ради интервью? Это глупость. Интервью должно быть во имя чего-то, вам нужен сокровенный смысл.
· Важно иметь собственный взгляд на мир. Тогда человек, с которым вы разговариваете, начнет спорить с вами, в чем-то соглашаться, и произойдет диалог.
· Если ты хочешь, чтобы интервью было как искусство, наблюдай за человеческим лицом. Никакой пейзаж не сравнится с тем, как реагирует человеческое лицо. Нужно выстроить кадр так, чтобы ваш герой смотрел на зрителя. Никогда не делайте интервью в профиль, энергия улетит в сторону и не дойдет до экрана.
· Самое интересное в интервью — это молчание. Когда человек не торопится, а задумывается о том, что говорит. В такие моменты мы видим движение его глаз, мимику. За этим интересно наблюдать. Никогда не вырезайте молчащего человека.
· Объединяйтесь в команды, уйдите от одиночного плавания. Картина никогда не делается одним человеком. Это коллективное творчество. И коллектив твой должен быть не менее талантливым, чем ты сам. Только тогда получается что-то большое.
· Дебютантам нужно идти в Интернет, потому что там есть возможность прорваться. Существуют различные Интернет-платформы, которые дают возможность снимать. Во-первых, это более свободно, а во-вторых, если вы будете делать интересные, успешные проекты, я уверен, что вам дадут деньги. Потом вся ниша будет заполнена, сейчас можно.
Подготовила Елизавета Хисамиева