Поиск новых/старых/вечных чувств: «Дивный новый мир»
16 июля выходят первые три серии сериала «Дивный новый мир», одноименной экранизации известнейшего романа-антиутопии Олдоса Хаксли. Дмитрий Елагин сравнивает новый сериал с «Голодными играми» и «Чёрным зеркалом», чтобы понять, есть ли у «Дивного нового мира» будущее.
В прошлом десятилетии вышло много проектов в жанре антиутопии. Сначала подростки смотрели хитовую серию фильмов «Голодные игры» (2012-2015), потом менее удачных «Бегущих в лабиринте» (2014-2018). Их сюжетная основа – революция против установленного общественного порядка, в авангарде которой стоят не взрослые, а ровесники 16-летней Китнисс. Параллельно аудитория постарше смотрела сериал «Чёрное зеркало» (2011-2019), в котором показано пессимистичное будущее, где люди порабощены технологиями и не имеют шансов вырваться из-под власти своих же изобретений.
Эти проекты были коммерчески удачными, но последние фильмы/сезоны получили худшие оценки и от зрителей, и от критиков. Казалось бы, время футуристических антиутопий ушло, но в этом году выходит новая экранизация всемирно известного романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Произведение Хаксли критикует кастовое/классовое общество, где каждому человеку с рождения уготовано место в идеально работающем механизме. В этом мире все счастливы, а если случается что-то ужасное – всегда есть наркотик «сома».
Базой для экранизации становится не борьба с идеей каст/классов или критика общества потребления, а проблема потери чувствительности. Писатель не был свидетелем компьютера, но предугадал, что человек будущего потеряет что-то важное в общении. Вспоминается перформанс 2015 года, в котором Шайа ЛаБаф с коллегами говорили с незнакомцами по телефону и спрашивали: «Can you touch my soul? / Можешь дотронуться до моей души?»
Как бы вторя этому перформансу, в сериале Бернард из касты А+ спрашивает у девушки Ленины из касты Б+: «Видишь, что внутри у меня?». Проблема бездушности в фильме рождается не из жадного потребления, а из холодного расчёта системы, которая знает только слово «идеальный», теряя прилагательное «настоящий». В мире сериала не существует любви, из динамиков звучит электронная музыка, а дизайн одежды напоминает напечатанные на 3Dпринтере платья Ирис Ван Херпен. Как в «Голодных играх», у «идеального» общества есть то, о чём надо помнить: в «Дивном новом мире» это остров «дикарей», где живут люди, отказавшиеся от благ будущего. Они также встроены в процесс копирования и разыгрывают для туристов гротескные сценки: свадьба с беременной девственницей и безумие «чёрной» пятницы. Все эти детали, от музыки в стиле техно до развлечения бытом туземцев, ставят современного зрителя в неудобную положение выбора «правильных» ценностей, где оба варианта ужасны. Но если у Хаксли борьба невозможна, то авторы экранизации предлагают смотрящим пройти по пути «Голодных игр», в которых пистолеты стреляют не холостыми, а боевыми патронами.
Сериал «Дивный новый мир» доступен онлайн с 16 июля на Кинопоиск HD.
Дмитрий Елагин