MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Смена парадигмы: фестивали на карантине

Смена парадигмы: фестивали на карантине

Пандемия сбила привычный ритм фестивального цикла, устоявшиеся отношения между производителями, дистрибьюторами, фестивалями и зрителями, заставила принимать сложные решения в кратчайшие сроки. Мировые смотры оказались перед выбором: отложить проведение на неопределенный срок, отменить совсем или перейти в онлайн. Последний вариант расколол киносообщество на два лагеря: тех, кто за и тех, кто категорически против. 

Проанализировав опыт онлайн-выпусков международных фестивалей за последние 4 месяца и пообщавшись с зарубежными коллегами, команда Eastwood Agency сделала собственные выводы и в течение июля будет делиться с вами аналитикой, которая поможет сориентироваться в меняющейся на глазах обстановке. В первом материале — разбор, как устроены качественные онлайн-выпуски фестивалей. Во втором — рекомендации, как эффективно на них работать. В третьем материале –  размышления о новой фестивальной парадигме и прогнозы на будущее. 

Чем пугает онлайн

В целом, все опасения рынка можно свести к глобальным вопросам безопасности и удобства формата для работы специалистов и привлечения зрителя. Все профессиональные комьюнити уже обозначили свои pro et contra и вопросы к фестивалям. Большинству режиссеров важно сориентироваться в новом графике и устроить премьеру своего фильма в текущем сезоне 2020 года, а в случае онлайн-формата важно получить внятный фидбек от аудитории и статистику просмотров от платформ.  

Сейлзов, байеров и дистрибьюторов волнуют вопросы безопасности и антипиратские меры, сохранение эксклюзивности контента под будущие закупки. Используют ли фестивали территориальные ограничения в виде геоблокинга (или предлагается схема worldwide) и насколько ограничено будет время доступа к сеансу (единичная трансляция, отложенный доступ на 48 часов и т.п.). Всех волнует, насколько сильно сокращаются возможности и программы фестивалей (рост конкуренции за место в конкурсе), какие бенефиты предлагают оргкомитеты в новой обстановке. Насколько структуры онлайн-версий фестивалей будут повторять оффлайны по профилю программ, кураторскому подходу. Будут ли сохраняться конкурсные секции, работа жюри, призовые фонды. Готовы ли фестивали выплачивать screening fees или делиться доходами с продажи билетов.  

Ключевой вопрос для самих фестивалей — их собственная премьерная политика. Не то чтобы площадки меняют свои уже сложившиеся установки. Дело во внутрицеховом отношении к феномену онлайн-сеансов. 

В то время как регламент правил, которые уже утвердило большинство фестивалей, прорабатывался прямо на ходу на прецедентной основе — за кадром решения об участиях принимались и до сих пор принимаются каждым продюсером индивидуально, исходя из потенциала фильма и контрактов с дистрибьюторами. 

Кадр из фильма “Золотые пуговицы”. За время карантина документальный фильм из каталога Eastwood Agency «Золотые пуговицы» (реж. Алексей Евстигнеев) получил приз IDFA Talent Award в студенческой программе фестиваля Visions du Réel (Швейцария), на Краковском Международном фестивале (Польша) завоевал сразу две престижные награды — Silver Dragon Award и Best European Film. На Nordic Youth FF картина победила в Международном конкурсе. «Золотые пуговицы» посмотрели уже несколько тысяч зрителей благодаря онлайн-формату.

Онлайн или отмена: вот в чем вопрос

Нет сомнений, что многие фестивали и рынки второй половины 2020 года пройдут или в гибридной форме или полностью онлайн. Даже при наличии возможности проведения показов в кинотеатрах, из-за новых санитарных норм заполняемость залов сокращается на 30-50%, поэтому даже частичный онлайн — это страховка фестивалей. Он компенсирует продажу билетов, охват аудитории и аккредитованных гостей, которые не смогут посетить мероприятия. К гибридным формам проведения готовятся IDFA, Toronto IFF, Winterthur IFF, IndieLisboa и многие другие. 

Среди других причин, названных многими коллегами, бюджетные обязательства и сложные схемы финансирования, не допускающие отмены и переноса без глобальных потерь, а также ответственность перед собственными командами, желание сохранить рабочие места. Многие европейские фестивали поддерживаются грантами Creative Europa MEDIA. По словам Анны Гашуц, заместителя директора Filmfest Dresden, условия их контракта с CEM не допускают отмены фестиваля без потери гранта и убытков в 100 000 евро. Форс-мажорный сдвиг обойдется максимум в 30 000 евро (даже с минимальной продажей билетов и тратами на проведение). 

Кроме того,  сбой фестивального цикла разрушительно скажется на репутации кинотеатров как городских центров культуры. В Германии местные власти и фестивали поддерживают кинотеатры совместно. По словам директора Filmfest Hamburg, город покроет расходы фестивальных площадок, заложенные в сметах, при любом сценарии развития событий. 

Отмены фестивалей ударят по системе открытия новых талантов и поощрения лучших фильмов, по циклу номинаций на премии. К чести последних, главные премии мира BAFTA, EFA и AMPAS оперативно доработали свои регламенты на 2020 год и будут принимать к номинации фильмы после качественных онлайн-фестивалей, выполняющих рекомендации индустрии. Естественно, в качестве исключения на время пандемии.

Сделать качественный онлайн-выпуск стоит больших усилий, да и удовольствие это не из дешевых. Для реализации нужна слаженная команда, дополнительный бюджет, многолетний опыт в сфере, крепкие партнерства, прозрачная для индустрии концепция. 

Опыт ужe прошедших Visions Du Reel, CPH:DOX, Krakow IFF, Hot Docs, SXSW, Go Short, VIS, Oberhausen IFF, Aspen IFF, GoEast, ZagrebDox оказался уникальным полем инноваций и экспериментов. Все эти фестивали проявили огромную ответственность перед рынком, авторами фильмов, невероятную мобильность и устойчивость к сверхнагрузкам. Им удалось собрать программы фильмов, не уступающие по объему оффлайновым и привлечь к экранам даже больше зрителей, чем обычно. Поэтому их опыт анализируется, перенимается фестивалями летне-осеннего периода и достоин внимательного разбора. 

Merci. В день предполагаемого открытия Каннского фестиваля на фасаде Дворца фестивалей и конгрессов появился баннер с благодарностью медработникам и каждому, что проявляет в эти дни ответственную

Параметры безопасного онлайн-выпуска фестиваля

Весной Eastwood Agency сделали несколько громких премьер фильмам из своего каталога на онлайн-выпусках Visions du Réel, Vilnius FF Kino Pavasaris, ZagrebDox, Tribeca, Krakow FF, Hot Docs, где они получили хорошие призы и бенефиты для авторов. Аккредитации и работа на этих и других площадках, участие в 8 онлайн-конференциях, где опытом делились представители крупнейших мировых фестивалей (Канны, Венеция, Гамбург, Торонто, Турин, Вена, Штутгарт, Аспен, Лиссабон), дали возможность суммировать наблюдения и оформить их в список характеристик, которые сообщество международных фестивалей уже сейчас принимает как приемлемые для качественного и безопасного онлайн-выпуска кинофестиваля. 

Техническая зона:

  • Использование геоблокинга (как правило, на страну проведения) и невозможность подключения через VPN
  • Ограниченное время трансляций или разовые стримы сеансов
  • Доступ к просмотровой зоне через личный кабинет и регистрацию
  • Продажа ограниченного числа билетов на сеансы, соразмерная числу зрителей в реальном кинозале, где обычно проходила данная секция
  • Отчетность VOD-сервисов перед фестивалями/правообладателями

Форматная зона:

  • Сохранение в онлайне структуры фестиваля по программам и объему фильмов
  • Сохранение кураторского подхода (тематические/кураторские программы/сеансы, модерация отборщиков, стейтменты режиссеров, Q&A)
  • Сохранение конкурсного принципа и жюри
  • Конкретные бенефиты для правообладателей (призовой фонд, screening fees, часть дохода от продажи билетов)
  • Сохранение премьерной политики фестиваля
  • Новые правила регламента, временно позволяющие рассматривать в конкурсные секции фильмы, которые до этого были показаны на качественном онлайн-выпуске другого фестиваля
  • Сохранение дополнительных инструментов взаимодействия с участниками и зрителями: мастер-классы, дискуссии, медиатеки, каналы обратной связи, one-to-one meetings
  • Индивидуальный допуск аккредитованных специалистов в просмотровую зону фестиваля, даже если они находятся за границей геоблокинга (как на сеансы, так и в медиатеки)

Любопытно, что инициаторами осмысления новых правил проведения и рабочей этики стали не только кинофестивали, но и VOD-платформы, и кинопремии. Например, в США фестивали объединились вокруг меморандума крупной краудфандинговой и SVOD платформы Seed&Spark, работающей под слоганом Fund and Watch и собирающей средства исключительно для кино- и телепроектов. В основе лежит общее соглашение рынка, что точечный онлайн-показ на фестивале со всеми принятыми ограничениями не равен VOD-дистрибьюции. Начав с 30 подписей, за 2 месяца петиция объединила более 250 площадок. Подписи оставили не только нишевые и локальные смотры, но и около 30 самых значимых фестивалей США и даже Европы: Raindance, Slamdance, Shnit, топовые документальные Camden, True/False и Doxa, фестивальный кластер Сан-Франциско, старейшие площадки Cleveland IFF, Palm Springs IFF, St. Louis IFF и др. Параллельно Seed&Spark вывели на рынок новую платформу (решение для онлайн-мероприятий) и уже в июне провели несколько онлайн-выпусков калифорнийских кинофестивалей.  

В документальной сфере с аналогичной инициативой выступил худрук Thessaloniki Documentary Festival Орестис Андреадакис. По данным Variety, он предложил индустриальное соглашение 25 фестивалям-партнерам. Его приоритет — безопасность показов, геоблокинг и сохранение эксклюзивных прав под продажи на весь мир. Ключевые короткометражные фестивали обновили свои правила, проведя сразу 4 онлайн-конференции в рамках собственной международной ассоциации Short Film Conference

Церемония закрытия фестиваля “Зеркало”. Немногочисленные отечественные попытки онлайн-фестивалей пока далеки от совершенства. Наиболее интересной из прошедших можно считать «Зеркало».

Технические платформы: обзор успешных кейсов

Онлайн-инициативы уже прошедших или только анонсированных мировых фестивалей очень разнятся по своим целям, объемам, формам. Как разнятся и инструменты, которыми они пользуются. С одной стороны софтверные компании, CRM-платформами которых пользуются кинофестивали по всему миру, получили новый толчок к развитию и не упускают свои возможности. Одни разработали собственный софт для онлайнов (Filmchief), другие формируют новые коллаборации, приводя на фестивальную арену новых игроков (Festival Scope).    

Самой популярной является B2B-платформа Festival Scope, запущенная в 2010 году Алессандро Раджа при поддержке Creative Europe MEDIA Programme для продвижения фильмов среди профессионалов. С 2012 года она поддерживает онлайн-программу Венецианской Мостры Sala Web и помогает биеннале делать дополнительные показы конкурса Orizzonti для первых 500 виртуальных покупателей билетов одновременно с мировой премьерой на большом экране. Система защиты от пиратства в личных кабинетах доказывает свою эффективность уже на протяжении 9 лет. Именно Festival Scope стал партнером весенних онлайн-выпусков топовых документальных фестивалей Европы CPH:DOX и Visions du Reel, а также американского Оскар-бустера в Аспене. 

Для текущих онлайн-выпусков фестивалей Festival Scope предлагает коллаборацию со Shift72 — платформой-конструктором стриминг-сервиса, который можно встроить в любой проект. Схема простая: фестивали загружают фильмы в админку Festival Scope, далее Festival Scope и Shift72 создают сайт со всеми нужными ограничениями и условиями, где аудитория сможет смотреть программу. Именно эту связку инструментов пропагандирует французская софтверная компания Festcine, основанная в кластере Les Arcs IFF и обеспечивающая более 50 топовых кинофестивалей внутренним менеджерским софтом (Karlovy Vary IFF, Festival Series Mania).  

Другую коллаборацию предлагает рынку чешский тяжеловес фестивального софта Eventival, обслуживающий более 130 топовых кинофестивалей по всему миру (Tallinn Black Nights IFF, Mar del Plata IFF, Sofia IFF). Вместе с канадским VOD-провайдером CineSend и крупным билетным-провайдером Eventive, много лет работающем на рынке фестивалей США, Eventival также обеспечивает полный цикл онлайн-выпуска фестиваля, включая геоблокинг, продажу билетов, прямые эфиры, групповые чаты и многое другое.

Нидерланды — пионер по внедрению онлайн-инструментов в зоне кинопоказа. Именно нидерландская платформа Filmchief обслуживает топовые короткометражные фестивали Европы, включая: VIS, Go Short, Oberhausen, Short Waves и выросла из кластера Go Short Nijmegen IFF. По словам Даниэля Эбнера, директора крупнейшего короткометражного фестиваля Европы VIS в Вене, фестивали-партнеры Filmсhief решили пойти по пути создания своей независимой платформы полного цикла, сводящего внешние коллаборации к минимуму и обеспечивающей фестивали не только внутренним CRM, но и стриминговой платформой для онлайн-программ. Стоимость может составить от 2 до 10 тысяч евро в зависимости от сложности проекта и может оплачиваться совместно несколькими фестивалями-партнерами. 

Выгода от собственной разработки неоспорима: инструментом можно будет пользоваться при любой необходимости, она выстроена под индивидуальный запрос и, самое главное, дает доступ к аналитике и цифрам. Со сторонними компаниями эта зона часто остается серой. 

Интересный опыт «дружбы» фестивалей, кинотеатров и VOD демонстрирует и нидерландская платформа билетного софта Picl, которая обслуживает 90% независимых кинотеатров страны. С 2017 года платформа перешла и в зону VOD, по сути используя схему day-and-date релизов. Зрители, покупая на сайте билеты на коммерческие или фестивальные сеансы, могут при желании посмотреть эти фильмы не выходя из дома. При этом платформа не является частной инициативой, а поддерживается государственными фондами и Creative Europa MEDIA.

Знаменитый фестиваль независимого кино Oldenburg Film Festival заявил о планах проводить мероприятие в сентябре в гибридной форме и сразу получил встречное предложение от PornHub, который с весны 2020 года начал закупать и транслировать документальное кино отдельно от своего основного контента. Имея одни из лучших показателей посещаемости в мире и технические мощности, сравнимые с Youtube, PornHub предложил фестивалю эксклюзивную помощь для онлайн-выпуска, правда, официального ответа еще не последовало. Такая тенденция потенциального уравнивания «низкого»/«высокого» контента под крышей успешной бизнес-модели не менее любопытна, чем напряженные отношения между кинотеатрами и стримингами.

Один из самых ярких кейсов онлайн-конкурса короткого метра представил крупнейший в США фестиваль SXSW, который был отменен властями в марте за неделю до старта и фактически первым принял на себя удар пандемии. Экстренные переговоры оргкомитета дали несколько отличных примеров сотрудничества. С 27 апреля по 6 мая 39 фильмов разного формата из разных секций SXSW были показаны на VOD-гиганте Amazon Prime Video для пользователей с личным кабинетом. Платформа обязалась выплатить процент сборов правообладателям. С 22 по 31 мая на Oculus TV вышло 7 проектов из VR-конкурса фестиваля. Наибольший удар пришелся по молодым режиссерам короткометражных секций, для которых премьера такого уровня — профессиональный лифт. Через несколько недель после церемонии награждения коротких метров SXSW объявил о совместном проекте с бутиковым дистрибьютором Oscilloscope Laboratories и компанией Mailchimp, которые в сжатые сроки создали платформу для демонстрации участников по принципу free&worldwide. 75 коротких метров (фактически все участники), согласились с условиями, понимая, что после открытого доступа к фильмам они не смогут продолжить фестивальное продвижение своих работ. Для большинства это решение показалось разумным. Помимо громкого промо под топовыми брендами и широчайшего доступа зрителей, SXSW и Oscilloscope Laboratories позаботились о монетизации процессов. Все правообладатели получили гарантированные fees до 3000 долларов и возможность продления VOD-лицензии еще на 2 года сразу после акции. 

Полупустой кинотеатр. Фестиваль в испанской Уэске одним из первым прошел в гибридном формате с 12 по 20 июня. Программа была доступна по всему миру, кинотеатры принимали зрителей по новым правилам. Все сеансы были бесплатными.

Почему именно сейчас время действовать

Несмотря на то, что онлайн-выпуски не являются полноценной заменой real-life фестивалям (с этим никто не спорит), с марта по июнь мы стали свидетелями и участниками целой череды безопасных и регламентированных онлайн-выпусков киносмотров на проверенных b2b-платформах, с отличным продвижением и статистикой просмотров. Ни на одном не произошло скандала со сливом фильмов в сеть, а большинство оргкомитетов согласно, что нас всех ждет будущее с активным внедрением онлайн-инструментов, обладающих и серьезными достоинствами: мобильная реакция на форс-мажоры, пластичность и дифференциация онлайн-инструментов под разные задачи, демократичный доступ как для зрителей, так и для участников.   

За весну 2020 года международная фестивальная индустрия в Европе и США продемонстрировала серьезную консолидированную работу по выработке общих правил поведения на рынке, включая регламенты проведения и составление нового графика мероприятий. 

Объем дискуссий и прозрачность логики большинства зарубежных оргкомитетов дают специалистам шанс неплохо ориентироваться в происходящем. В России, к сожалению, не появилось ни одной подобной инициативы или объединения фестивального движения. Никто из отечественных фестивальных экспертов не был замечен на весенних международных дискуссиях или в мировых СМИ, что говорит о том, что наш фестивальный рынок не интегрирован в мировой.  

Стоит честно отметить и тот факт, что против онлайн-выпусков выступают прежде всего ключевые производственные студии, которые делают presales проектов уже на стадии разработки и имеют контракты с крупными дистрибьюторами. Именно вокруг таких фильмов международного формата с серьезным коммерческим потенциалом и строится мировая полемика о рисках онлайн-выпусков. И поэтому в дискуссионном поле осторожней всех себя ведут мейджоры рынка закупок контента, которые заняли выжидательную позицию и смело могут себе это позволить. Но ведь существует огромный массив фильмов (прежде всего короткие метры и документальное кино), которым альтернативная стратегия продвижения не нанесет никакого ощутимого ущерба, при этом предоставит аналогичные традиционным участиям полезные бенефиты.   

По словам директоров фестивалей, для режиссеров и продюсеров текущий фронт работы на онлайн-выпусках может оказаться не менее полезен, чем на традиционных смотрах. Для российских режиссеров и в обычное время не просто доехать до большинства зарубежных кинофестивалей, поэтому отработать важные навыки переговоров, small talks, быстрых презентаций проектов и самопрезентации можно пользуясь и демократичными онлайн-возможностями. Не тратьте время на отрицание прогресса, сейчас не время чего-то бояться, но время действовать и интегрироваться. 

Eastwood Agency

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять