MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Кинопроизводство и кинообразование в регионах: развитие индустрии или поддержка местных творцов?

Кинопроизводство и кинообразование в регионах: развитие индустрии или поддержка местных творцов?

В новом номере газеты СК-Новости вышла статья с тезисами онлайн-дискуссии «Развитие кинопроизводства в регионах». Moviestart публикует данный материал.
Мероприятие прошло в рамках проекта «Креативный четверг», реализуемого по инициативе Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив. Региональным организатором выступило пространство коллективной работы «Точка кипения – Великий Новгород».
В обсуждении актуальных вопросов, посвященных деятельности региональных кинокомиссий, приняли участие: Родион Павлючик, член Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, Президент ГК «ПРИОР»; Виктор Будилов – член Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, генеральный продюсер группы компаний «Гамма»; Ольга Жукова – исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения; Дмитрий Якунин – исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России; представители Московской, Калининградской, Сибирской, Астраханской, Ульяновской, Пермской кинокомиссий, Республики Крым (Симферополь), Камчатского края, а также киношкола им. Э. Раненко новгородского Киномузея. Модератором дискуссии выступила руководитель Кинокомиссии Новгородской области Марина Лукашова.
Министр культуры Новгородской области Татьяна Васильева открыла дискуссию и поприветствовала участников. Она подчеркнула, что Новгородская область является активным участником проекта «Кино России», в рамках которого на территории регионов организуется работа кинокомиссий, безвозмездно оказывающих кинокомпаниям помощь в подборе локаций, получении разрешений на съемки, обеспечении безопасности их проведения, в привлечении местных кадров и решении других производственных вопросов. В области также действует система рибейтов – кинопроизводителям компенсируется 20% затрат. Эти меры привели к весомым результатам: за минувшие 2 года в Новгородской области снято 13 кинофильмов, в том числе документальных, и регион, наряду с Ульяновской и Калининградской областью, был отмечен Ассоциацией продюсеров кино и телевидения особой наградой, как площадка, перспективная для киносъемок.
Исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения Ольга Жукова во вступительном слове отметила, что в России на данный момент работает 13 кинокомиссий, и соответствующие соглашения подписаны Ассоциацией с главами 13 российских регионов: это Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская, Ульяновская, Самарская, Новгородская, Иркутская, Ростовская, Вологодская, Псковская области, Краснодарский край, Республика Карелия, Республика Адыгея. Основные конкурентные преимущества, по ее мнению, это рибейты — система компенсаций кинокомпании части ее затрат на съемки из местного бюджета.
Продюсер Виктор Будилов рассказал о взаимном интересе кинопроизводителей и регионов, а также поделился положительным опытом съемок в Ульяновской и Новгородской областях.
Продюсер Родион Павлючик выделил существенные плюсы съемок в регионах: возможность показать новую фактуру, новые лица и придать большую экономическую целесообразность процессу, в том числе, за счет работы кинокомиссий. Также он подчеркнул, что обратный приток денег тоже есть, как за счет съемочной группы, так и в рамках развития кинотуризма. Особую актуальность пиар регионов в кино приобретает сейчас, когда есть все предпосылки для развития внутреннего туризма.
Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин рассказал о ключевых всероссийских проектах Молодежного центра, Всероссийском питчинге дебютантов и акции «День короткометражного кино», в прошлом году прошедшей более, чем на 100 российских площадках, и пригласил всех участников дискуссии к системному сотрудничеству. Также Дмитрий Якунин затронул вопрос кинообразования в регионах, рассказав об успешном опыте проведения кинокампуса в Ставропольском крае, в ходе которого было снято 6 фильмов. В ближайшее время Молодежный центр планирует системно изучить основы кинообразования в регионах и представить итоги исследования на очередном Дне короткометражного кино в декабре этого года.
В рамках дискуссии представитель каждого региона рассказал о своем опыте и задал интересующие вопросы коллегам. Так, представитель министерства культуры Камчатского края Шевцова Екатерина продемонстрировала эмоциональный ролик с видами Камчатки, подчеркнув, что в регионе множество интересных локаций: здесь можно снимать и космос, и Исландию. Кинокомиссия в Камчатском крае только формируется и сейчас ее создатели ищут пути дополнительного финансирования. Эксперты посоветовали камчатским коллегам объединить усилия с Ростуризмом, Российским географическим обществом, обратить внимание на федеральные конкурсы, конкурсы Фонда президентских грантов и, в первую очередь, подумать о возможности компенсации затрат на билеты членам съемочных групп.
Представитель Тульской кинокомиссии Михаил Канаев отметил, что основное преимущество их региона – как раз близость к Москве. Кинокомиссия работает при правительстве Тульской области в режим одного окна – уже отработано 13 проектов, 2 из них международных. На данный момент отлажена работа с питанием, проживанием съемочных групп. Из локаций: Кремль, набережная, 5 гектаров китайских локаций, горы, леса, пещеры, озера, река Ока и многие другие объекты. Михаил пригласил всех на съемки в Тульскую область.
Представитель Сибирской кинокомиссии Николай Бем озвучил две  разные точки зрения на функции кинокомиссий: привлекать столичных кинопроизводителей и воспитывать свои таланты. Для него функция кинокомиссии – развитие кино в конкретном регионе. Сибирская кинокомиссия существует с 2013 года и включает в себя деятельность трех сегментов: образование, производство и показ. Николай Бем призвал коллег мотивировать местных кинематографистов оставаться в регионах и создавать собственную производственную базу для реализации местных проектов.
Представитель Калининградской кинокомиссии Ева-Мария Кока выделила в качестве одного из приоритетных направлений развития – кадровую политику региона. Кадры – база, которая играет немаловажную роль в развитии индустрии. Сейчас в регионе организуются краткосрочные интенсивы, мастерские, нацеленных на прохождение практики на производственных площадках. Есть планы развивать более системное кинематографическое образование, в том числе высшее.
Представитель Ульяновской кинокомиссии Анастасия Макеева поддержала коллег и отметила, что кинематографическое развитие региона должно идти неразрывно с развитием образования.
Представители Перми поделились своим опытом. Кинокомиссия здесь была создана год назад, отличительная черта региона – 50 % рибейты. Также планируется принятие Программы развития кино Пермского края, в том числе по развитию кадров на месте. Выступающие подчеркнули, что крупный бизнес выразил заинтересованность в развитии кинематографической инфораструктуры – строителство павильонов, обустройство гостиниц для съемочных групп, и на данный момент нужна критическая масса проектов, которая бы позволила круглый год задействовать людей и готовить их непосредственно в процессе.
Вопрос о развитии кинообразования продолжил представитель Новгородской области Валерий Рубцов. В своем выступлении он уделил внимание детскому кинообразованию, поскольку первый этап любой подготовки – заинтересованность. Поэтому в настоящее время в Новогородской области на основе киномузея создают киношколу-студию по знакомству с кинопрофессиями.
Рассматривая вопрос о компетенции кинокомиссий в сфере кинообразования, Виктор Будилов отметил, что для него, как продюсера, на сегодня первоочередная задача – найти не технических специалистов в регионах,  а второй творческий состав, в частности, актеров второго плана, которые нужны для крупного и сериального производства. В связи с этим, для регионов  может стать очень перспективным развитие среднего специального образования на базе киноколледжей. Это даст толчок развитию дополнительного образования в регионе.
Дмитрий Якунин поддержал региональных коллег, подчеркнув, что местные творцы хотят снимать сами, они чувствуют код своего региона, не хотят уезжать, а их работы востребованы на международном уровне, побеждают на фестивалях. По его мнению, важно, чтобы местные творцы развивались, пусть сначала и на производстве крупных проектов ассистентами, но чтобы у них была возможность развития собственного творчества.
В завершение дискуссии Родион Павлючик отметил, что образование и работа кинокомиссии – немного разные вещи. Кинокмиссия может поддерживать очень плотную связь с местным министерством образования. А сам уровень образования зависит от того, какую задачу регион ставит: творческую, целевые гранты на съемки региональных фильмов, или производственную – развитие индустрии, окупаемость на местном уровне. Продюсер привел в пример Ярославль, в котором нет системы рибейтов, но развита инфраструктура, есть прекрасный второй состав, поэтому там все с удовольствием снимают. Он подчеркнул, что для развития индустрии нужен системный подход, стабильные вложения со стороны региональных властей в течение 3-5 лет. Это позволит на местах сформировать профессиональное киносообщество и партнерские отношения со столичными кинопроизводителями.
Встреча завершилась инициативой сообщества кинокомиссий о проведении Всероссийского форума кинокомиссий в офлайн-формате.
Источник: СК-Новости 
ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять