Символ счастья, печали, злости, надменности, денег и свободы – история лягушонка Пепе в фильме «Ништяк браток»
1 августа начался BeatFest, в рамках которого показали документальный фильм «Ништяк браток» о лягушонке Пепе. Один из символов эпохи мемов в один момент стал ассоциироваться с расизмом и национализмом. О сложных взаимоотношениях автора, его создания и общества в современности пишет Дмитрий Елагин.
В прошлом году вышел фильм «Покидая Неверленд», в котором двое мужчин рассказывали о сексуальном насилии в детстве со стороны Майкла Джексона. После выхода картины, радиостанции нескольких стран убрали его композиции из своих плей-листов, но позже создателей фильма поймали на лжи, и на в кафе и на радио снова заиграли хиты певца. История лягушонка Пепе близка скандалу с «Покидая Неверленд», потому что отражает изменения в восприятии искусства из-за различных событий в обществе. Пепе пережил полный круг Сансары: его образ, вдохновлённый культурой хиппи, однажды стал символом печали и ненависти, а недавно переродился в символ борьбы за свободу в Гонконге.
Формирование образа — это длительный процесс. В середине 2000-ых художник Мэтт Фьюри нарисовал комикс «Пацанский клуб» со своим альтер-эго, беззаботным, с укуренными глазами лягушонком Пепе. На протяжении документального фильма «Ништяк браток» (Feelsgood man, 2020) Фьюри жалуется, что пользователи интернета «забрали» его персонажа и исказили его образ. Но художник сам загрузил своё творение в интернет и тем самым потерял над ним власть. Многие пользователи форума 4chan не знали об оригинальном комиксе, но искренне увидели в персонаже выражение своих чувств. Их действия нельзя назвать воровством, так как интерпретацией образов и сюжетов занимались художники на протяжении сотен лет. Так, сюжет казни Святого Себастьяна пережил большую трансформацию: в начале художники делали акцент на мученичестве святого, а современные фотографы Пьер и Жиль сделали его сладко-желанным. Но мемы отличаются от картин прошлого универсальностью, поэтому они скорее напоминают народную сказку, где каждый рассказчик добавляет детали от себя.
Обычно у мема нет автора, это достояние общества, поэтому Пепе – это исключение из правил. В борьбе за своего героя Фьюри сначала убивает своё создание, а потом пытается сделать ребрендинг и убрать его из справочника об изображениях ненависти. Несмотря на то, что художник получает отказ, режиссёр-дебютант Артур Джонс подмечает, что всё дело в назывании и обозначении. Он показывает, что история Пепе – это неуправляемый поток событий, которым движет множество людей, часто не осознающих своего влияния и силы. Поэтому в фильме Джонс часто шутит и предлагает зрителю не воспринимать мир слишком серьёзно, чтобы на финальных титрах проникнуться смыслом расслабляющих слов: «Feels goodman».
Дмитрий Елагин