Игорь Угольников о съемках военного кино
Московский кинофестиваль “Будем жить” в 2020 году посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В программе было много мероприятий и фильмов, посвященных этой дате. Актер, продюсер (“Брестская крепость”, “Батальонъ”, “Подольские курсанты”), режиссер и генеральный директор студии “Военфильм” Игорь Угольников в рамках кинофестиваля провел мастер-класс “Как снимать военное кино?”, во время которогоподелился своим опытом и рассказал некоторые подробности о съемках военных картин.
Эмоциональность и достоверность
Главный принцип съемки военных фильмов: достоверность и эмоциональность. Важно снимать фильмы о войне на тех местах, где происходили события. Там тебе словно подсказывают сами погибшие бойцы, земля. Так, “Брестскую крепость” снимали в Белоруссии, “Батальонъ” – в Санкт-Петербурге, в Михайловском замке, а “Подольских курсантов” – в Подмосковье.
Есть события, которые нельзя показывать на экране. Должна быть грань между исторической достоверностью и кино, ведь многие сцены, рассказывающие о том, что происходило тогда, могут оказаться недопустимыми для психики зрителя. Фильмы нужно снимать эмоционально, искренне, но тактично. Военное кино обязано передавать эмоции через экран, где-то даже используя юмор. Если делаешь достоверно, то и эмоции придут.
Для нас важно было понять, что нашими работами мы продолжили линию советского кино о войне. Мы стремимся снять так, чтобы картина заняла место на полке рядом с шедеврами Юрия Озерова и Леонида Быкова.
О герое фильма
Без героя в военном фильме нельзя. У нас должно быть ощущение героя, даже если он совершает не совсемморальные поступки, и, на первый взгляд, выглядит не так, как нам бы хотелось. Некоторые реальные факты можно не показывать на экране, поскольку они могут вызвать у зрителей непонимание и даже ожесточенность, а для раскрытия образа ничего не сделать. Персонаж должен пройти перипетии, сюжетные повороты и переживания, поэтому важно всегда выстраивать драматургию героя.
О диалогах в военных фильмах
Как и для других фильмов, диалоги пишутся по законам драматургии. Но в каждой фразе должна быть достоверность. Необходимо читать много документов, воспоминаний людей, прошедших войну. Одновременно необходимо адаптировать диалоги для современных зрителей.
О работе с актерами
На военных картинах не должны работать хладнокровные люди. Команда должна буквально “звенеть”. Между актерами должно быть сплочение, большая дружба словно они – единый воинский коллектив. Когда я работаю с молодыми актерами, важно чтобы они знали пласт советского кино о войне. Перед съемками мы смотрим классические картины вместе.
Как привлечь зрителей в кинотеатр?
Делать фильмы честно. Подчас, делая фильмы о Великой Отечественной войне, люди не стремятся к достоверности. Потом за эти картины становится стыдно, а зрительское доверие к российскому кино теряется, и его приходится возвращать. Если все будут стремиться к достоверности и эмоциональности, зрители будут ходить в кино, и их не надо будет убеждать это делать.
Анна Самойлова