MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Рецензии > «Девчонка? Женщина. Воин»: О фильме «Мулан»

«Девчонка? Женщина. Воин»: О фильме «Мулан»

10 сентября компания Disney выпускает в прокат игровой ремейк классики анимации «Мулан», где в средневековом Китае девушка вместо больного отца идёт на войну. О новых концептуальных решениях фильма пишет Дмитрий Елагин.

Из пантеона принцесс Диснея выделяется Мулан – она не «дама в беде», ей не нужен принц. В анимационной картине 1998 года серьёзность ситуации, в которую попала героиня, постоянно сбивалась дурачеством дракончика Мушу, детскими шутками и типичными для Диснея песнями. Главное отличие ремейка 2020 года от прародителя – в чёткости посыла – Мулан (Лю Ифэй) больше не принцесса.

Хотя создатели игрового фильма повторяют большинство сюжетных поворотов мультфильма, образ героини взрослее. Нет тех широких улыбок, женской легкости движений, переданной анимацией, перед нами игровой фильм, где телесное и психологическое играют большую роль: девушка малоэмоциональна, у неё трескаются губы от жажды, во время тренировок лицо покрывается потом и грязью. В мультфильме в музыкальных номерах были спрятаны споры о главных ценностях общества и о роли женщины, а в фильме вместо песен – драматургия острых диалогов, которые делают историю более серьёзной в сравнении с оригиналом.

Эстетически режиссёрша Ники Каро не идёт на риск, не делает цветовую палитру натуралистичной, а создает игрушечный мир, наследующий некоторые визуальные решения мультфильма: все жители родной деревни Мулан одеты в одежду разных цветов с разными аксессуарами. Но при рейтинге PG-13 авторша помещает в произведение много телесного юмора и тонко вуалирует жестокости войны – вместо ломания шеи врага трескается деревянное основание оружия.

Оба произведения основаны на средневековой балладе. В новой картине не сильно поменяли образ Мулан, которая через ум, ловкость и силу доказывает, что женщина может воевать наравне с мужчинами. Но здесь появляется фигура колдуньи Сянь Лан (Гун Ли), и между ними возникает спор о том, как женщина в патриархальном обществе должна отстаивать своё место: противостоять ему или доказывать свою ценность делом. Создатели ремейка пошли по безопасному пути повтора большинства эпизодов версии 1998 года c небольшим, но важным изменением: война для Мулан становится перерождением, где она обретает своё истинное обличие. Она не девушка, она не принцесса, она не невеста. Она – женщина. Она – воин.

История Мулан скорее является исключением из правил, но можно вспомнить фильм сестёр Вачовски «Облачный атлас» (Cloud Atlas, 2012), где финальная фраза является ответом на критику индивидуальной борьбы человека против системы: «Чтобы вы не сделали, всё это станет не более чем жалкой каплей в океане! – Но что есть океан, если не множество капель».

Дмитрий Елагин