Балерины, Shazam и высокодисперсная пудра: мастера кино рассказали о креативе на конференции в ЦДП
В столичном центре «Цифровое деловое пространство» 7 сентября прошла конференция «Креатив и медиа». Представители российской и зарубежной кино- и телеиндустрии в рамках своих выступлений рассказали, как современные технологии упрощают съёмочный процесс, поделились секретами продвижения картин и создания ярких трейлеров и титров.
Заместитель начальника управления продюсирования «Пятого канала» Екатерина Кириллова вместе с коллегами из студии «Продакшн дополненной реальности» провела презентацию технологии дополненной реальности на основе parallax digital и рассказала, где можно её применять. По словам спикера, эта техника значительно облегчает съёмочный процесс: не нужно выезжать на натуру, можно сэкономить время на монтаж и сократить количество часов в смене. К примеру, короткий метр петербуржцы сняли за 8 часов и смонтировали его за 2 часа. С помощью этой технологии коллеги из северной столицы транслируют онлайн-мероприятия (в том числе в прямом эфире), снимают симпозиумы, концерты, ток-шоу, клипы и т.д.
Креативный директор онлайн-кинотеатра Amediateka Александра Нелюбина рассказала о кампании по продвижению третьего сезона сериала «Мир Дикого Запада». Для этого на закрытом ужине в одном из столичных ресторанов был организован иммерсивный театр. Гостей — представителей шоу-бизнеса, светской Москвы и блогеров — встречали девушки-роботы. У актрис было несколько «алгоритмов» коммуникации — флирт, панибратство и т.д. Далее приглашённые стали участниками иммерсивного театра, стилизованного под сериал: в разгар мероприятия в зал ворвались «нацисты» и устроили «перестрелку». Затем электронный голос объявил: «Остановить моторику. Выберите развитие событий». После этого в ходе онлайн-голосования гости выбрали сценарий и определили дальнейшее развитие событий. На ужине также прошёл показ премьерной серии 3 сезона «Мира Дикого Запада».
Директор по маркетингу платформы Start Александра Бацуева рассказала о том, как команда продвигала второй сезон сериала «Содержанки». Для этого в одном из клубов Москвы была организована стилизованная вечеринка, на которой собрались столичные селебритис. Промо-акция прошла успешно — маркетологи собрали более 200 тыс. упоминаний в СМИ. По мнению эксперта, осуществить эффективное продвижение проекта иногда помогает материал, оставшийся после съёмок: каверы, бэкстэйджи и пр. В качестве примера девушка привела клип из сериала Сабины Ахметовой «Позови меня с собой». Видео набрало около 10 млн просмотров на Youtube, благодаря чему проект «Содержанки» заполучил новых зрителей. При этом спикер подчеркнула, что удерживать внимание аудитории в целом удалось благодаря участию Константина Богомолова во втором сезоне.
Александра Бацуева также анонсировала съёмки третьего сезона «Содержанок» (режиссёр — Юрий Мороз) и отметила, что продюсеры уже разрабатывают стратегию продвижения картины для максимального охвата аудитории.
«Все участники съёмок — творческие люди. Актёры, режиссёры, сценаристы, операторы — все творческие. Эмоций там хватает, но для работы нужна ещё и прагматика, иначе будет хаос. Это берут на себя продюсеры — они рациональны, постоянно думают о том, что нужно именно зрителю, и тем самым двигают проект», — добавила маркетолог.
Руководитель отдела по монетизации платных сервисов more.tv Владимир Малыженков на примере сериала «Чики» рассказал, как можно продвигать проект через музыку. Одним из способов стало создание саундтрека сериала с помощью приложения Shazam, с помощью которого пользователь может прослушать реальные плей-листы главных героинь, а также «шазамить» треки из сериала. Кроме того, авторы проекта совместно с общественными организациями провели социальную кампанию, направленную на борьбу с домашним насилием. В рамках акции «Домашнее насилие не должно быть нормой» были созданы баннеры с героинями сериала «Чики», а также открыта горячая линия, куда можно обратиться за помощью.
На сессии «Трейлеры и титры» спикеры обсудили техники аудиовизуального оформления картин и поделились секретами мастерства.
Владелец трейлерхауса Trailer Cola Александр Сержантов отметил, что в киноиндустрии назрел запрос на что-то свежее, неординарное.
«В определённый момент появилась накатанная дорожка, по которой все идут, и это стало проблемой», — пояснил эксперт. По его мнению, новизны и альтернативности можно добиться за счёт музыки, необычного построения сюжета и эксперимента с жанром.
В ходе своего выступления Александр Сержантов представил трейлер к фильму «Красный призрак», который выйдет в кинотеатрах в декабре этого года. На его примере автор продемонстрировал, как в экшн можно поместить юмор, сохраняя при этом драматическую канву. Также он рассказал историю сериала «Чики». Вначале проект был задуман как «лёгкая» комедия для жителей регионов. Но вскоре к просмотру присоединилась «думающая» публика, и маркетологи поставили задачу представить сериал в жанре «драмеди», расчитанном на более широкую аудиторию. Тогда был создан второй трейлер, с более лиричной музыкой и драматичными отрывками. Александр Сержантов убеждён, что работа над аудиовизуальной составляющей способна обновить индустрию, делать проекты более свежими и креативными.
«Музыка диктует моду в трейлере. Последние несколько лет в тренде — каверы на старые хиты», — уточнил эксперт.
В завершение своего выступления он представил трейлер фильма «Женщины», в котором голоса героев плавно перетекают в музыку.
Продюсер, основатель студии Shandesign Сергей Шанович рассказал о разработке титров для сериала «Коронация», снятому по мотивам картины «Матильда». В работе были использованы элементы костюмов героев, бриллианты (балерина Матильда Кшесинская выступала только в бриллиантах), а также шрифты, популярные в Европе и Российской империи в XIX столетии. Кроме того, во время титров запечатлён танец в исполнении солистки Мариинского театра Дарьи Тихоновой (она же участвовала в проекте «Матильда»). Артистка кружится в танце, символизируя роковую круговерть Российской империи.
Исполнительный продюсер сериала «Шифр» Дарья Капля рассказала, что стиль шрифтов для титров разрабатывался так же — с учётом особенностей эпохи, в которую разворачиваются события. Действие происходит в конце 1950-х гг., поэтому создатели отказались от наборных шрифтов. В работе были использованы каллиграфия, тушь, мел, доска, военные карты, голуби и другие символы сериала.
Креативный директор компании Imaginary Forces Алан Уильямс поделился с коллегами опытом работы на примере сериалов «Энн», «Чёрные паруса» и «Винил». По его словам, «Энн» символизируют ностальгия, женственность, природа. В титрах мастера передали смену жизненных циклов героини наподобие того, как это происходит в окружающей среде: они создали нежную весну, яркое лето, золотистую осень и холодную зиму.
В титрах сериала о пиратах «Чёрные паруса» Алан объединил стихии океана и европейской архитектуры стилей барокко, рококо и ампир. Получилось зловеще и величественно.
Спикер также признался, что идея для титров в сериале «Винил» приходила к нему долго и мучительно. Вместе с коллегами он глубоко погрузился в изучение эпохи 1970-х, которую символизируют Мик Джагер, протестные движения и т.д. Он долго думал, как изобразить эту эстетику разрушения и наконец решил поэкспериментировать с мукой. Дизайнер позвонил продюсеру и сказал, что ему нужно 120 фунтов сырья для того чтобы обвалять в нём человека и снять хлопок от разлетающейся муки. Тот внимательно выслушал его и ответил: «Я дам тебе 100 долларов, и делай что хочешь». Результат был потрясающим — метафора взрыва точно передавала творческий замысел создателей, и в титрах Алан показал процесс воздействия вибрации на высокодисперсную пудру. Ещё одной находкой стала съёмка на старую камеру, благодаря которой удалось получить изображение, характерное для 70-х.
В своей работе Алан Уильямс всегда задаётся вопросом — как создать чужую историю, которая не имеет никакого отношения к тебе. Со временем он понял, что залог успеха заключается вовсе не в умении продавать себя, а в глубокой привязанности к проекту.
«Раньше мне казалось, что я должен продать свою идею, обернуть её в красивую обёртку. Я считал, что должен убедить продюсера в том, что только я способен сделать эту работу. Но потом понял, что это ошибочный путь. Нужно погружаться в проект наравне с другими его участниками: читать сценарий, изучать эпоху, выстраивать отношения с шоураннерами — полюбить его. Тогда получится круто!», — убежден эксперт.
Конференция «Креатив и медиа», на которой собираются представители медиа-индустрии, ежегодно проходит в центре «Цифровое деловое пространство». Организаторы мероприятия — Агентство инноваций города Москвы, ЦДП и компания «Медиабренд».
Аля Колдунова
Фото: Пресс-служба ЦДП