Против системы не попрешь: о фильме «Пражская оргия»
- Девочки, вы на какой фильм?
- Мы на оргию.
(из беседы в кулуарах ММКФ)
Вчера на 42 Московском международном кинофестивале в программе «Русский след» была показана картина «Пражская оргия» с Ксениий Раппопорт в главной роли. София Иосько побывала на показе и делится впечатлениями.
Фильм “Пражская оргия” (“ПО”) – пазл большой мозаики, которая изображает вечную борьбу человека с режимом, ограничениями и несвободой. Это очередная попытка противостоять системе, отчаянно бьющейся в конвульсиях собственной псевдо-правоты.
А если без высокопарности, то фильм является одноименной экранизацией повести Филипа Рота. Она была написана в 1985 году, и стала эпилогом трилогии “Скованный Цукерман”. Режиссером фильма выступила Ирена Павласкова из Чехии. На ее счету порядка 10 картин, но это не помешало ей согласовать сценарий “ПО” с самим Ротом.
Съемки проходили в Нью-Йорке и Праге, премьера состоялась еще в октябре прошлого года в Чехии. Главную женскую роль в фильме исполнила российская актриса Ксения Раппопорт. Мужскую – канадец Джонас Черник. Остальные актеры – в большинстве своем чехи. Герои фильма говорят на двух языках: чешском и английском. Так вот Раппопорт в одном из своих интервью отметила, что этот факт стал для нее настоящим вызовом.
Итак, фильм совершенно не про оргию, его название – это своеобразный кликбейт. Только перейдя по ссылке, получаешь не новость-пустышку, а полноценную статью.
“Пражская оргия” как ни парадоксально имеет очень историческую основу. Но это не значит, что перед просмотром необходимо штудировать учебники. Если вы не знакомы с понятием “Пражская весна”, фамилией Дубчек и не в курсе, что “Дунай” – это вторжение войск, не беда. Сюжет все равно будет понятен.
Действие фильма разворачивается в 1976 году. В это время в Чехословакии не самые приятные времена. После попыток Александра Дубчека сформировать “социализм с человеческим лицом”, то есть дать людям хотя бы маленький, но глоток свободы, в государстве все берет под контроль незыблемый СССР. Наступает период “нормализации” – возвращения к тоталитаризму. Как результат – доносы, аресты, репрессии, массовые увольнения. Люди могут жить только подпольно – повсюду камеры, прослушки и шпионы.
Главный герой картины американский писатель Натан Цукерман отправляется в Чехословакию по просьбе своего знакомого Зденека Сисовского, чтобы раздобыть там уникальные рукописи отца последнего. Они находятся у бывшей жены Сисовского – Ольги (Ксения Раппопорт). Их знакомство опасно для обоих. Вот только Цукерман напуган, а Ольга – нет.
Она крайне зла на экс-супруга, установленный режим и то, что Цукерман отказывается с ней переспать в первый день знакомства. Ольга устраивает оргии, не считая это постыдным и неправильным. Но не только секс является их целью. На встречах можно немного, но говорить на запретные темы. Люди устали бояться, от того и собираются полуголые вместе. Ольга же скрывает свои страхи под маской безрассудства и похоти. Но действительно ли она так развратна как кажется? Вот это вопрос.
А теперь внимание! – субъективизм, не такой сильный, как желание главной героини заняться любовью с главным героем, но тем не менее.
Фильм очень эстетичен в визуальном плане. Он полон красивых, снятых со вкусом кадров. Присутствуют элементы эротики, но настолько аккуратно сделанной, что чувства отвращения она не вызывает.
Во время просмотра ощущается нотка напряжения, поскольку персонажей в любой момент могут накрыть неприятности.
Главный герой по своему характеру – полная противоположность героини. Она вспыльчива – он рационален, она горяча – он хладнокровен, она безрассудна – он мнителен.
Фильм безусловно стоит просмотра. После него нет ощущения зря потраченного времени, а только размышления и полет фантазии от недосказанности в открытом финале.
София Иосько