Тезисы мастер-класса иранского кинокритика Хамеда Солейманзаде
Иранский преподаватель и кинокритик Хамед Солейманзаде рассказал слушателям об особенностях уникального жанра «поэтического кино» и о специфике иранского кинообразования на онлайн-лекции 27 ноября.
Самым знаменитым деятелем этого направления в Иране критик по праву считает режиссера Аббаса Киаростами. Аббас Киаростами – знаменитый иранский режиссер, ярчайший представитель новой иранской волны. Он известен нам картинами «Где дом друга?», «Крупный план», «Жизнь и ничего более». Его фильм «Вкус вишни» когда-то перевернул мировое представление об иранском кино. Кроме того, Киаростами изобрел свой неповторимый киноязык, о котором и рассказал Хамед Солейманзаде на онлайн-лекции.
Встреча прошла в рамках проекта «Аналитическая, методологическая, экспертная оценка региональных кинообразовательных проектов». Moviestart публикует тезисы встречи.
«Бросить вызов действительности»
По словам кинокритика, Аббас Киаростами один из первых в Иране начал «пересоздавать действительность». Режиссер как будто отрицает реальность, которая существует, и пытается показать в своих картинах, как он эту реальность понимает.
Вся работа Киаростами направлена на то, чтобы стереть границу между документальным и художественным. Он кидает вызов традиционному линейному повествованию, совмещая реальность и вымысел воедино. У зрителя не должно возникнуть вопроса о том, какая сцена настоящая, а какая реконструированная.
Игра с реальностью и вымыслом в фильмах Аббаса Киаростами касается не только повествования, но и стилистических элементов фильма. Например, мест съемок или подобранной для съемочного процесса среды. В фильмах Киаростами не случаен выбор сельской местности. Это то, что помогает задокументировать его работы, в отличие, от мейнстримных картин, которые обычно снимаются в городских пространствах. В фильмах «Сквозь оливы» и «Жизнь и ничего более» главный герой – это человек, который переходит из городского пространства в сельское. Это помогает создать противоречие между искусственным пространством городов и документальным деревни.
Еще одна загадка Аббаса Киаростами – его работа с актерами. Даже Акира Куросава однажды спросил: «Как у тебя получается снимать такие сцены с детьми?». Прежде чем приступить к съемочному процессу, проходит подготовительный этап: режиссер знакомится с актерами, «дружится» и отправляется с ними в путешествие на будущее место сьемок. Интересно, что многие элементы фильма Киаростами выбирает благодаря помощи своих будущих коллег. И после этого его фильм начинает потихоньку расцветать.
«Не нужно обучаться кино, нужно обучаться реконструкции в кино»
Также на встрече Хамед Солейманзаде рассказал о том, как устроено кинообразование в Иране.
Обучение в Иране на курсах режиссуры организуется в три этапа. Первый – история кино, на втором этапе студенты изучают основы операторского мастерства, монтажа и звука. На третьем этапе внимание уделяется анализу фильма и кинокритике. Курс занимает 7-8 месяцев, после обучения от студента ожидается, что он сможет снять короткометражную работу.
Обучение в Иране тесно связано с производством. Преподаватели стараются создать такие условия, чтобы студенческое кино было показано. Они предоставляют возможность участвовать в различных фестивалях и помогают ученикам на всех этапах производства.
«Когда я преподаю курс истории, мы обязательно изучаем связь с другими видами искусства: с живописью, скульптурой, музыкой, литературой, танцем и с театром. Мы хотим донести до студентов, насколько значима эта связь. Важно, чтобы у них составилось представление о других видах искусства, потому что им не нужно обучаться кино, им нужно обучаться реконструкции в кино», – поделился Хамед Солейманзаде.
Елизавета Хисамиева
Справка
Проект «Аналитическая, методологическая, экспертная оценка региональных кинообразовательных проектов» реализуется Молодёжным центром Союза кинематографистов России с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь). Промежуточные итоги проекта будут представлены в рамках деловой программы Всероссийской акции «День короткометражного кино», где состоится презентация брошюры с информацией о региональных киношколах, а также проведен open-talk о развитии регионального кинообразования.
Руководитель проекта – исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин.
Исполнительный продюсер проекта – ГульфияШарипова +79272364543
Подробная информация на сайте www.moviestart.ru. Следите за ближайшими мероприятиями проекта и регистрируйтесь на бесплатные мастер-классы!