MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Тезисы мастер-класса иранского кинокритика Хамеда Солейманзаде

Тезисы мастер-класса иранского кинокритика Хамеда Солейманзаде

Иранский преподаватель и кинокритик  Хамед Солейманзаде рассказал слушателям об особенностях уникального жанра «поэтического кино» и о специфике иранского кинообразования на онлайн-лекции 27 ноября. 

Самым знаменитым деятелем этого направления в Иране критик по праву считает режиссера Аббаса Киаростами.  Аббас Киаростами – знаменитый иранский режиссер, ярчайший представитель новой иранской волны. Он известен нам картинами «Где дом друга?», «Крупный план», «Жизнь и ничего более».  Его фильм «Вкус вишни» когда-то перевернул мировое представление об иранском кино. Кроме того, Киаростами изобрел свой неповторимый киноязык, о котором и рассказал Хамед Солейманзаде на онлайн-лекции. 

Встреча прошла в рамках проекта «Аналитическая, методологическая, экспертная оценка региональных кинообразовательных проектов». Moviestart публикует тезисы встречи.

«Бросить вызов действительности»

По словам кинокритика, Аббас Киаростами один из первых в Иране начал «пересоздавать действительность». Режиссер как будто отрицает реальность, которая существует, и пытается показать в своих картинах, как он эту реальность понимает. 

Вся работа Киаростами направлена на то, чтобы стереть границу между документальным и художественным. Он кидает вызов традиционному линейному повествованию, совмещая реальность и вымысел воедино. У зрителя не должно возникнуть вопроса о том, какая сцена настоящая, а какая реконструированная. 

Игра с реальностью и вымыслом в фильмах Аббаса Киаростами касается не только повествования, но и стилистических элементов фильма. Например, мест съемок или подобранной для съемочного процесса среды. В фильмах Киаростами не случаен выбор сельской местности. Это то, что помогает задокументировать его работы, в отличие, от мейнстримных картин, которые обычно снимаются в городских пространствах. В фильмах «Сквозь оливы» и «Жизнь и ничего более» главный герой – это человек, который переходит из городского пространства в сельское. Это помогает создать противоречие между искусственным пространством городов и документальным деревни.

Еще одна загадка Аббаса Киаростами –  его работа с актерами. Даже Акира Куросава однажды спросил: «Как у тебя получается снимать такие сцены с детьми?». Прежде чем приступить к съемочному процессу, проходит подготовительный этап: режиссер знакомится с актерами, «дружится» и  отправляется с ними в путешествие на будущее место сьемок. Интересно, что многие элементы фильма Киаростами выбирает благодаря помощи своих будущих коллег. И после этого его фильм начинает потихоньку расцветать.

«Не нужно обучаться кино,  нужно обучаться реконструкции в кино»

Также на встрече Хамед Солейманзаде рассказал о том, как устроено кинообразование в Иране.

Обучение в Иране на курсах режиссуры организуется в три  этапа.  Первый – история кино, на втором этапе студенты  изучают основы операторского мастерства, монтажа и звука.  На третьем этапе внимание уделяется анализу фильма и кинокритике. Курс занимает 7-8 месяцев, после обучения от студента ожидается, что он сможет снять короткометражную работу.

Обучение в Иране тесно связано с производством. Преподаватели стараются создать такие условия, чтобы студенческое кино было показано. Они предоставляют возможность участвовать в различных фестивалях и помогают ученикам на всех этапах производства. 

«Когда я преподаю курс истории, мы обязательно изучаем связь с другими видами искусства: с живописью, скульптурой, музыкой, литературой, танцем и с театром. Мы хотим донести до студентов, насколько значима эта связь. Важно, чтобы у них составилось представление о других видах искусства, потому что  им не нужно обучаться кино, им нужно обучаться реконструкции в кино», –  поделился Хамед Солейманзаде.

Елизавета Хисамиева

Справка

Проект «Аналитическая, методологическая, экспертная оценка региональных кинообразовательных проектов» реализуется Молодёжным центром Союза кинематографистов России с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь). Промежуточные итоги проекта будут представлены в рамках деловой программы Всероссийской акции «День короткометражного кино», где состоится презентация брошюры с информацией о региональных киношколах, а также проведен open-talk о развитии регионального кинообразования.

Руководитель проекта – исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин.

Исполнительный продюсер проекта – ГульфияШарипова +79272364543

Подробная информация на сайте www.moviestart.ru. Следите за ближайшими мероприятиями проекта и регистрируйтесь на бесплатные мастер-классы!

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять