«Я перечитываю «Вишневый сад», а затем приступаю к работе»: Интервью с победительницей ВГИК-фестиваля Хилой Ройзенман
Жюри 40 Международного студенческого фестиваля ВГИК во главе с режиссером Ким Ки Дуком присудило Гран-при фестиваля картине «Мороз и солнце» режиссера Хилы Ройзенман из Школы кино и телевидения Сэма Шпигеля в Иерусалиме. Редакция Moviestart пообщалась с победительницей о кино, русской культуре и вызовах молодым кинематографистам.
Почему Вы выбрали тему взаимодействия израильского подростка и иммигрантки в своей картине?
Мой жизненный опыт всегда был многогранным, я никогда не ощущала себя частью чего-то одного. Это связано, в том числе, с моими русскими корнями и воспитанием. Но и израильское общество соткано из столь разных слоев и культур, что многие люди чувствуют себя чужими в собственном доме. Поэтому мне было интересно рассказать историю почти невозможной связи между иммигранткой и бездомным израильским подростком. Любовь к поэзии – то, что их объединяет, и именно так они приходят к согласию и общаются с окружающим миром. Я вижу себя в них обоих.
Как долго вы работали над фильмом?
Я работала над фильмом чуть больше года. В школе Рене Кассена в Иерусалиме, где я снимала фильм, мне разрешили присутствовать на уроках и наблюдать за учениками. Я сидела на уроках литературы у наиболее проблемной молодежи, и именно это помогло мне переписать сцену в классе. Многие реплики из этой сцены принадлежат самим ученикам.
На каких фестивалях, кроме ВГИК-фестиваля, фильм уже был показан? Есть ли у Вас обратная связь аудитории?
Фильм был показан на Иерусалимском кинофестивале, ведущем кинофестивале Израиля, и на Тель-Авивском студенческом кинофестивале, где он получил премию израильских кинокритиков. Актерская игра в фильме получила множество положительных откликов, и мне действительно посчастливилось работать с замечательным актерским составом, благодаря которому фильм получился таким, какой он есть.
Как построена система кинообразования в Израиле? На что делается акцент в израильском кино?
Я училась в Школе кино и телевидения Сэма Шпигеля, и они действительно поощряют своих учеников объединяться со своим внутренним миром и рассказывать истории, которые никто, кроме них, не может рассказать. Фильм не обязательно должен быть автобиографическим, но он связывает каждого человека с самим собой и его взглядом на мир. Такая система учит задавать себе самые сокровенные личные вопросы о том, откуда вы пришли. Многие из моих любимых израильских фильмов связаны с личной жизнью автора.
Мы работаем с очень маленькими бюджетами. С одной стороны, это действительно ограничивает способность вашего воображения разгуляться, а с другой стороны, это указывает вам в направлении рассказа очень личных камерных историй, которые порождают гораздо больший мир, чем то, что вы видите на экране, и в этом заключается красота.
Во время обучения в киношколе смотрели ли Вы русские фильмы, читали русскую литературу? Как Вы относитесь к русской культуре?
Я восхищаюсь русской литературой, как старым, так и современным российским кино. В школе мы изучали классиков Эйзенштейна и, конечно, Тарковского. Современные российские режиссеры создают также исключительные фильмы. «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – картины, которые затрагивают человеческую душу, но также проливают более широкий свет на место человека в обществе. Эти фильмы оставляют у вас такие же ощущения, как после прочтения романа. Они содержат очень личную точку зрения на жизнь людей, а также на место и время. В них есть и политическая позиция, что в искусстве, на мой взгляд, чудесно и примечательно. Если говорить о русской классике, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова – один из моих любимых фильмов. И он напрямую связан с моим любимым автором, у которого я все время учусь, Антоном Павловичем Чеховым. Прежде чем сесть за сценарий или идею для сценария, я перечитываю «Вишневый сад», а затем приступаю к работе.
Какие у Вас сейчас творческие планы?
Сейчас я монтирую еще один короткометражный фильм, мой первый независимый проект. Помимо этого, я нахожусь на начальных этапах написания других проектов.
С какими вызовами, как Вам кажется, сейчас сталкиваются молодые кинематографисты? Как бы вы посоветовали с ними справляться?
Сейчас трудное время для творчества. То, как мы потребляем культуру, меняется, и сложно планировать будущие съемки и кинопоказы. Я твердо верю в важность искусства в жизни людей, оно учит нас о других людях и нас самих, оно открывает нам глаза и расширяет нашу душу. Мы не должны отказываться от этого. Мое решение – продолжать творить, писать и планировать, несмотря на изменения, которые претерпевает мир. Я уверена, что подходящие площадки для показа найдутся и публика появится.
Хотели бы Вы что-то посоветовать начинающим российским кинематографистам?
Поскольку существует так много талантливых художников и так мало арт-платформ и денег, многие режиссеры пытаются думать в направлении, что лучше всего подойдет зрителям. Что им понравится? И я считаю, что это ошибка. Произведение искусства может быть профессиональным и хорошо сделанным, но то, что делает фильм таким уникальным, — это своего рода искренность о том, что зачастую все бывает трудно и сложно, но важно это озвучить. Поэтому я рекомендую задаться вопросом, в восторге ли вы от своей работы? Содержит ли она значительную часть вашей личной правды, которую вы можете выразить через искусство? В таком случае можно будет преодолевать препятствия, которые, на первый взгляд, кажутся непреодолимыми.
Проект «Moviestart: серия интервью для молодых кинематографистов» реализуется с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Проект знакомит начинающих кинематографистов, живущих в разных российских городах, со спецификой творческого процесса от дебютантов и мэтров кинематографа.
Подробная информация о проекте на сайте.
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей