MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Феномен мобильного кино. Сокращая дистанцию между автором и зрителем

Феномен мобильного кино. Сокращая дистанцию между автором и зрителем

Создатели «Лаборатории мобильного кино» Максим Муссель, продюсер, лауреат премии Гильдии продюсеров России, организатор международного фестиваля Mobile Filmmaker’s International Fest, и Борис Гуцсценарист, режиссёр, обладатель гран-при фестиваля «Окно в Европу» за фильм «Смерть нам к лицу», снятый на смартфон делятся с аудиторией Moviestartсвоим видением феномена мобильного кино.

Еще несколько лет назад, на вопрос – «что такое мобильное кино?», мы без запинки отвечали – «это кино, снятое с помощью мобильного телефона». У нас, как у родоначальников этого явления в России, да и у сотен других любителей и профессионалов, использующих смартфон для создания фильма, сериала или музыкального клипа, не возникало никаких сомнений по поводу такого определения. Но чем дольше мы занимались съемками и продюсированием мобильного кино, наблюдали на практике за реализацией множества подобных проектов, тем больше закрадывались сомнения в правильности понимания сути этого явления. Возникло осознание того, что оно гораздо глубже и масштабнее, чем изначально кажется. Видимо, настала пора объяснить, что понятие «мобильное кино» объединяет в себе множество составляющих, учитывает, с одной стороны, особенности используемых устройств, а с другой –специфику процесса производства и способа просмотра фильмов зрителями. Давайте попробуем разобраться со всем этим по порядку. 

Когда Стив Джобс в 2007 году презентовал первый iPhone и рассказал об объединении в одном устройстве нескольких абсолютно разных функций, никто и представить себе не мог, к каким революционным изменениям в жизни людей это приведет. Сегодня, с помощью мобильного телефона, мы разговариваем, ищем информацию, покупаем и делаем «посты» в соцсетях. Благодаря смартфону, люди получили возможность коммуницировать с окружающим миром всеми возможными способами: голосом, текстом, изображениями, денежными транзакциями, лайками. Причём не только в качестве потребителей разнообразного контента, но и его активных производителей! Это касается и интересующей нас видеосъемки, которая впервые в истории человечества стала доступным каждому способом персонального высказывания, построения эффективного взаимодействия.

Безусловно, не любой произведенный ролик превращается в художественное произведение, ведь не превращается в стихотворение, рассказ или повесть каждый написанный графоманом текст. Умение говорить на визуальном языке, не менее, а, пожалуй, и более сложное, чем изложение своих мыслей и чувств буквами или голосом. Требуется серьезное обучение и углубленное постижение искусства кино, как самостоятельное, так и с помощью профессионалов. Но факт остаётся фактом – с появлением камеры в телефоне, у каждого творческого человека появилась потенциальная возможность в любой момент рассказать миру о своих наблюдениях и переживаниях. Возник абсолютно новый, персональный и технологичный инструмент для реализации творческих замыслов. 

Какие же отличия и преимущества этого инструмента имеет смысл выделить? Давайте остановимся на трёх базовых – независимости, незаметности, боеготовности и рассмотрим их повнимательнее. Автор, владелец смартфона абсолютно независим, у него нет никакой цензуры (кроме самоцензуры), отсутствует диктат продюсеров. Экономические рычаги влияния на него нивелируются, ведь стоимость создания контента минимальна, по сравнению с классическим способом производства. Можно снимать что хочешь, где хочешь, когда хочешь.

Второе преимущество мобильного телефона – его незаметность. С помощью телефона можно легко фиксировать события в тех местах и ситуациях когда профессиональное оборудование запрещено или сложно использовать. А ещё появляется очень важная, уникальная возможность помещать актеров в окружение естественной среды, натуральной массовки и не искаженной реальности. Сочетание актерской игры, постановочных диалогов и стройного сюжета с хаотичным пространством торговых центров, баров, автобусов, просто улиц создает неповторимый эффект достоверности, недоступный обычному индустриальному кино.

И наконец третье преимущество мобильного фильммейкера связано с постоянной боеготовностью, то есть возможностью снимать происходящее событие в тот момент, когда оно происходит, круглые сутки, семь дней в неделю. Ваш смартфон всегда с вами, где бы вы не находились и чем бы не занимались.

Следующая особенность, которую крайне важно отметить – это исключительная динамика, мобильность производственного процесса. Как мы знаем, кино – искусство коллективное и это значит, что в создании фильма участвуют сотни людей и их работу необходимо тщательно синхронизировать. Происходит множество взаимодействий, обсуждений, согласований, дело это непростое и, безусловно, долгое.

Совсем по-другому выглядит ситуация в мобильном кино, в котором автор часто соединяет в себе целый набор профессий (режиссёра, сценариста, монтажера, а иногда и оператора), съёмочная группа состоит из нескольких человек, все творческие и финансовые вопросы решаются быстро, на месте, а многие производственные процессы происходят параллельно. Самым потрясающим, с точки зрения скорости выглядит съемочный период, где реакция группы на возникающие возможности практически мгновенна. Придумав, прямо на площадке, то или иное решение, можно сразу его реализовать, апробировать. 

«Одно из главных преимуществ мобильной съемки в том, что время от идеи до её реализации очень короткое, может быть минута или даже меньше»

Стивен Содерберг в интервью IndieWire. 

Не случайно, полезная выработка на его мобильном фильме «Не в себе» (Unsane) составляла 10-15 минут в смену, а съёмка всего проекта заняла всего 10 дней (в несколько раза быстрее чем при обычном способе производства). В итоге фильм был полностью создан за несколько месяцев, там где киноиндустрии потребовались бы годы. 

Ну и конечно, не стоит забывать, что под понятием мобильное кино скрывается не только съемка, но и способ просмотра создаваемого контента. Ведь сегодняшние зрители намного чаще потребляют кино и видео с помощью персональных устройств, а не с экранов домашних телевизоров и уже около 60% населения смотрит видеоконтент на своих смартфонах (исследование компании Deloitte «Медиапотребление в России – 2020»). Такой формат потребления приводит к серьезным изменениям в характеристиках продукта, как по форме, так и по содержанию. Зрителям стала свойственна большая спонтанность и непредсказуемость, как по месту, так и по времени смотрения.

Драматургия фильмов и сериалов становиться более сконцентрированной, для удержания внимания требуются быстрое развитие сюжета, смешение жанров и усиление эмоций. Зрителей волнуют актуальные и острые темы, привлекают яркие, но, одновременно, узнаваемые герои. Важно, что из-за размеров экрана меняются требования к стилистике изображения, появляется необходимость больше использовать крупные планы, короткие кадры и неожиданные ракурсы.

Ну и как вишенка на торте, безусловной необходимостью для рынка становится создание проектов в ещё недавно нестандартном, вертикальном формате. Нет сомнения, что все эти особые требования к современному видео как нельзя лучше реализуются с помощью технологии мобильного кино и при достаточной художественной проработке,  совсем не обязательно (а в случае с вертикальной развёрткой кадра просто бессмысленно) снимать на большие профессиональные камеры то, что потом будет просматриваться на маленьком экране. 

Итак, можно констатировать, что феномен «мобильного кино» заключается не только и не столько в использовании смартфона как инструмента для съемки. Намного важнее, что благодаря ему возникает новая идеология производства и потребления видеоконтента, в которой воплощается, доселе невиданный, честный и динамичный подход к фиксации и осмыслению реальности. Те режиссеры, которые осваивают и используют его, создают актуальное, живое и персональное творческое высказывание. Ну а зрители испытывают особое доверие к рассказываемым историям, полностью погружаются в жизнь современных героев. Впервые автор на языке кинематографа обращается напрямую к зрителю, так же как это делает, например, писатель или художник. 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять