Netflix оценил возможности российского рынка
В АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) в рамках выставки «Сделано в России» 9 декабря прошел круглый стол «Экспорт впечатлений».
В эпоху развития цифровых технологий главной валютой современного мира являются впечатления. Запрос публики на «хлеба и зрелищ» сегодня высок как никогда ранее, и продакшн-сервисы активно работают на удовлетворение этих потребностей. Громким событием на рынке медиа стало появление Apple TV+, Disney+, HBO Max и т.д. В России запущены цифровые платформы Okko, IVI, Amediateka, More.Tv и др.
Участники круглого стола – российские и зарубежные деятели кино, телевидения, а также культуры и искусства – обсудили проблему трансформации медиабизнеса в стремительно меняющихся условиях, перспективы распространения российского контента на зарубежных рынках, а также подчеркнули особенности диалога с пользователем.
Модератором дискуссии выступила Александра Модестова, эксперт российского и международного телевизионного рынка и продвижения креативных индустрий в международном цифровом пространстве, генеральный директор компании «Экспоконтент».
Участник дискуссии – первый заместитель директора ГМИ им. А.С. Пушкина Мария Салина – рассказала о цифровых проектах, запущенных в этом году в условиях карантина. По данным эксперта, среднее число посетителей офлайн-мероприятий насчитывает в среднем 1,3-1,4 млн человек в год. Онлайн-мероприятия ежегодно посещает порядка 3 млн человек. В этом году музей зарегистрировал 7 млн посетителей.
«В период изоляции люди осознали важность духовных ценностей, и теперь они больше тратят на саморазвитие – путешествия, образование и т.д. Сегодня впечатления вышли на первый план», – пояснила спикер и добавила, что для создания ряда культурных проектов музей взаимодействует с некоторыми телевизионными платформами, такими как «Амедиа», Okko и т.д.
Леонид Годик, вице-президент Beta film по международным продажам и закупкам, рассказал об успехах российских проектов на внешнем рынке.
«В каталоге нашей компании – 6 проектов. В последние годы мы видим значительное повышение качества в производстве контента в России, включая сериальное производство», – отметил эксперт.
Участник дискуссии перечислил причины, по которым иностранные зрители сегодня с интересом относятся к нашим проектам.
«Во-первых, это соотношение цены и качества. На Западе чрезвычайно сложно создать картину на те средства, которыми располагают наши продюсеры. Во-вторых, Россия интересна своей самобытной культурой, которая остается немного экзотичной для западного обывателя. Третья причина: мы пока еще новички в сериальном сегменте, а к новичкам традиционно повышенный интерес», – пояснил Леонид Годик и отметил, что необходимо использовать эти факторы.
Кроме того, спикер указал на необходимость адаптации сценариев и монтажа под иностранного зрителя, а также работы в жанрах, имеющими успех за рубежом. Это sci-fi, триллеры и детективы, описывающие современную и советскую действительность.
Руководители канала «1-2-3 Production», продюсеры сериала «Эпидемия», продюсеры и режиссеры сериала «Перевал Дятлова», Валерий Федорович и Евгений Никишов возразили коллеге, отметив, что добиться успеха и признания помогут именно самодостаточность и искренность, а не попытка удовлетворить потребности потребителя.
«Когда история интересна создателям, она интересна и аудитории. Не надо подстраиваться под зрителя», – подчеркнул Валерий Федорович и добавил, что проекты «1-2-3 Production» не имели бы такого успеха, если бы их авторы пошли на поводу у иностранных партнеров, предлагавших внести те или иные изменения в картины.
Создателей сериала «Эпидемия» (To the Lake), ставшего настоящим хитом за рубежом, а также других участников круглого стола приветствовала Мария Феррара (Maria Ferraras), вице-президент по развитию компании Netflix в Европе, Ближнем Востоке и Африке.
«Приятно видеть создателей хита “Эпидемия” (To the Lake) в студии. Этот сериал вышел у нас в октябре и завоевал большую популярность. Как известно, в этом году Netflix совместно с Национальной Медиа Группой (НМГ) запустил в России русскоязычную версию. Конечно, наш канал в России можно было смотреть еще с 2016 года, но появление русскоязычной версии – это новый и важный шаг в развитии компании. Нас очень порадовала реакция российских зрителей – старых и новых. Мы добавили в каталог Netflix новые сериалы, все больше появляется сериалов с русскими субтитрами. Мы очень рады возможностям, которые открываются перед нами благодаря запуску русской версии, и надеемся, что многому у вас научимся», – отметила Мария Феррара в своем видеовыступлении.
Участники круглого стола также обсудили перспективы дальнейшего выхода на международный рынок российских проектов.
Руководитель направления экспорта креативных индустрий РЭЦ Евгения Данильченко подняла вопрос объединения творческих отраслей в экосистемы креативных технологий.
Елена Лысенкова, начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму (Ростуризм), добавила, что развитие городского пространства, создание центров притяжения туристов, в том числе благодаря популярным российским фильмам и сериалам, привлечет дополнительное количество туристов и укрепит положительный имидж нашей страны за рубежом.
Российский композитор, инвестор и визионер Александр Шульгин подчеркнул, что сегодня производителям контента необходимо детально изучать свою целевую аудиторию и угадывать ее потребности. Государство же должно начать рассматривать креативные индустрии как полноценный сектор экономики и оказывать поддержку не в виде грантов, а продуманных инвестиций.
«Движение прогресса направлено на то, чтобы напрямую соединить контент и потребителя. Цифровизация – это интерсвязанная, гиперсвязанная система. Все идет от фидбеков. Впечатления – это эмоции, эмоции – это новая нефть. Экономика будет адаптивной: и производство, и потребление будут более сбалансированными», – отметил участник дискуссии и добавил, что будущее креативных индустрий за моделью масштабирования бизнеса.
«Нет такого понятия как экспорт в цифровой среде – есть стартапы. У них есть вертикальный рост, горизонтальный рост и масштабирование. Когда мы заходим на новые рынки, это не значит, что мы вышли за рубеж. Это может быть выход на новую целевую аудиторию, создание нового продукта и т.д. Мы должны выходить на новые рынки масштабируя бизнес, ориентируясь на впечатления», – заключил Александр Шульгин.
Справка
Международный экспортный форум «Сделано в России» – это международная площадка, на которой собрались экспортеры, эксперты, представители органов власти и институтов развития, чтобы обсудить актуальные вопросы экспортной деятельности и выработать практические решения для роста поставок российских товаров и услуг за рубеж.
Ключевая тема форума в 2020 году – «Какой будет экономика третьего десятилетия и какие вызовы и возможности она создает для российского экспорта». Круглые столы были посвящены вопросам донастройки системы поддержки экспорта, стратегиям выхода на иностранные рынки через электронные торговые площадки, развитию полноценного экспорта впечатлений, лучшим региональным практикам поддержки экспортеров и цифровизации услуг для экспортеров.
Аля Колдунова