Рынок креативных индустрий будет развиваться при поддержке государства
Конференция «Стандартизация цифрового кинопоказа и цифрового кино» прошла 10 декабря на базе Цифрового делового пространства. Спикерами выступили представители федеральных органов власти, крупнейших российских киностудий, цифровых платформ и продюсерских центров, а также научных и некоммерческих организаций. Мероприятие было разделено на 3 сессии: главную панельную дискуссию (модератор – журналист Ксения Болецкая), сессию «Стандартизация цифрового показа» (модератор – Светлана Максимченко, Минкульт РФ; Алексей Ганков, киностудия им. М. Горького) и сессию «Цифровая трансформация в сфере хранения и обеспечения доступности киноматериалов (модераторы – Игорь Дюбин, Госфильмфонд; Вадим Ваньков, Минкультуры РФ).
Ключевые вопросы конференции были сформулированы в приветственном видеообращении Министра культуры РФ Ольги Любимовой, которое открыло деловую программу мероприятия.
«Дорогие друзья, рада, что в столь непростой ситуации нам удается объединить наши усилия на новой актуальной площадке – онлайн-конференции. Само ее название подчеркивает степень важности обсуждаемых тем и настраивает на поиск практических решений. Наша общая цель – создание условий для выхода отечественного кинематографа на новый качественный уровень. Именно на этот результат должны быть направлены совместные усилия. Пока же перед нами стоит много вопросов – как совместить онлайн и офлайн, какую роль играет цифровая трансформация в сфере хранения киноматериалов, их доступности, изменится ли контент в будущем, наконец, – какую поддержку можно еще оказать отрасли. Это, безусловно, не исчерпывающий список тем, на который нам предстоит найти ответы уже сегодня. Важно изучить опыт последнего года и соотнести его с мировой практикой. Уверена, будут отчетливо видны новые тенденции и решения. Желаю вам, дорогие друзья, плодотворной работы и достижения намеченных целей», – подчеркнула министр.
Заместитель Министра культуры Максим Ксензов в рамках своего выступления подчеркнул, что роль креативных индустрий в мире растет, и государство поставило задачу сделать эту сферу жизнедеятельности российской экономики ее полноценным субъектом.
Спикер рассказал о стратегии развития креативных индустрий до 2025 года, ключевыми задачами которой является формирование прозрачной, инвестиционно привлекательной индустрии с уверенной позицией на локальном рынке и перспективами на международном.
«Для министерства важно не только описать индустриальную отрасль, но и задать ей импульс», – отметил Максим Юрьевич.
Он уточнил, что помощь креативным индустриям будет осуществляться по модели системы мер поддержки кинематографу, которая уже сформировалась и продемонстрировала свою эффективность. Это субсидии, налоговое освобождение, помощь Минкульта, Фонда кино и т.д.
«В России за последние 10 лет в 2 раза увеличилось производство фильмов, сформировался механизм прозрачного контроля, создана система статистики, которая позволила доказать необходимость господдержки отрасли», – подчеркнул эксперт и добавил, что помощь государства также позволит сохранить эти темпы развития в условиях кризиса, вызванного пандемией.
По словам Максима Ксензова, государство планирует уделять внимание развитию зарубежной дистрибуции, увеличить долю рынка отечественного кино до 30%, при чем за счет не только производства полного метра, но и короткометражных картин, а также документальных, научно-популярных и анимационных проектов. Предполагается, что это будет не только развлекательный, но и образовательный контент, а также корпоративные заказы.
Помимо этого спикер указал на необходимость формирования системы сценарного производства, создания институтов финансовой поддержки, проведения модернизации киностудий и развития лицензионного производства – нового сегмента, являющегося следствием успеха российского анимационного рынка.
В заключение Максим Юрьевич поднял тему пиратства и сообщил, что на следующей неделе начнет действовать рабочая группа по защите авторских прав и интеллектуальной собственности в сети.
Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии им. М. Горького, председатель правления Ассоциации анимационного кино, дополнила Максима Юрьевича, отметив, что на рынке цифровых медиа будет возрастать роль документального, научно-популярного и анимационного контента, который будет оцифрован в ближайшее время.
При этом спикер затронула проблему нехватки семейного контента.
«Катастрофически не хватает контента для детей и подростков – пока здесь спрос сильно превышает предложение. Сегодня эта большая ниша, которая практически не заполнена, но она будет расти, причем расти в зоне цифрового контента», – выразила свое убеждение Юлиана Юрьевна и добавила, что в настоящее время анимационный рынок использует передовые технологии, включая систему искусственного интеллекта, новейшую компьютерную графику и т.д.
Также она сообщила, что в результате взаимодействия с органами государственной власти было создано 8 профессиональных стандартов для специалистов анимационной отрасли, что позволит вывести диалог с учебными заведениями на новый уровень. При этом лидеры анимационной отрасли лоббируют введение собственного ОКВЭД.
Заместитель исполнительного директора «Фонда кино» Федор Соснов призвал представителей креативных индустрий не опасаться стандартизации, потому что находит этот процесс стимулом для дальнейшего развития индустрии.
Участники также обсудили преимущества и возможности современных цифровых сервисов для коммуникаций с пользователями.
Директор по развитию медиасервисов «Яндекс» Ольга Филипчук и директор по маркетингуOkko Макар Кожухов рассказали о новых подходах к взаимодействию с потребителями контента и последних технологиях цифровых платформ.
Генеральный директор Sony Pictures Антон Сиренко поднял тему транспарентности цифровой среды, а также использования больших данных для улучшении качества сервисов.
«Есть огромные библиотеки хорошего кино. Пока зритель, кроме как по отзывам своих друзей, не может ориентироваться в этом океане информации. Огромная роль наших цифровых платформ заключается в том, чтобы сделать их источником корректных рекомендаций. Рекомендации – это значительный драйвер для просмотра контента», – пояснил эксперт.
Кроме того, он отметил, что благодаря цифровизации жителям малых городов откроется контент, который пока доступен лишь жителям мегаполисов.
Максим Ксензов добавил, что параллельно процессу цифровизации контента необходимо проработать вопрос авторских прав на цифровые копии.
Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев дополнил коллегу из Минкульта, пояснив, почему этому вопросу необходимо уделить пристальное внимание уже сейчас.
«Сами права интеллектуальной собственности в условиях цифровизации стали главным ресурсом. Музейные экспонаты, здания, литературные произведения – все эти предметы искусства получили своих цифровых двойников. Каждый элемент создан чьим-то трудом, и на это есть свои права. Поэтому сегодня как никогда важно ввести в оборот стандарты и сформировать механизмы передачи прав на предметы интеллектуальной собственности в цифровой среде», – отметил спикер и уточнил, что регулятором авторских прав должно выступать государство.
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин обратил внимание участников дискуссии на то, что острота проблемы стандартизации заключается еще и в том, что на данный момент Россия использует преимущественно зарубежные технологии и оборудование.
«Мы не можем писать стандарты в тех областях, в которых не обладаем никаким технологическим суверенитетом. Мы ничем не обладаем. Конечно, в последнее время появляется много отечественных разработок в области кинотеатральных показов, спорт-трансляций и т.д. Но это лишь малая часть того, на чем держится индустрия – все остальное импортное. Мы ничего не производим, поэтому ни на что не влияем», – пояснил эксперт.
Также он отметил проблему нехватки кадров, заявил о необходимости модернизации образовательных программ и межведомственной консолидации в работе над цифровизацией и стандартизацией в индустрии.
Обсуждение стандартов в кинопрокате было продолжено в рамках сессии «Стандартизация цифрового показа». Дмитрий Чекалин, заведующий лабораторией ОАО НИКФИ, выразил солидарность с Олегом Березиным, заявив, что на сегодняшний день в нашей стране полностью отсутствуют национальные стандарты.
«Это не такая сложная технологическая задача, просто пока этим никто не занимается», – отметил эксперт и подчеркнул необходимость выработки совместных решений государства и отрасли.
Для этого он предложил поддержать работу национального технического комитета ТК 15 «Кинематография» и интенсифицировать развитие национальной базы нормативной технической документации на основе международных стандартов и отечественных разработок.
Председатель правления АПКиТ Сергей Сельянов предположил уместность введения лицензирования кинотеатров в борьбе за зрителя со стриминговыми платформами.
«Мы не раз поднимали вопрос о лицензировании кинотеатров. Нам отвечали, что лицензирование теперь не модно. Согласен, что это не решение проблем, но возможно, в сложившихся условиях это поможет производителям контента выжить. Мы вместе с кинотеатрами не хотим терять зрителя», – пояснил продюсер.
Александр Зенин, технический директор службы кинопоказа ММКФ, представил нормативно-техническую документацию, которой руководствуются добросовестные кинопрокатчики, и пояснил, почему соблюдение стандартов сегодня носит рекомендательный характер.
«Раньше перед открытием кинотеатр должен был пройти ряд экспертиз, но все закончилось в начале 2000-х гг. с открытием мультиплексов, потому что невозможно было бы открыть мультиплекс с учетом соблюдения всех регламентов. Сегодня кинопоказ – это не лицензируемая деятельность. При этом основные параметры, связанные с архитектурой зала, расположением зрительских мест и т.д., сохранились и действуют до сих пор», – пояснил участник сессии.
Он предложил ввести категорийность кинотеатров, как это было в советский период, описать свод основных параметров кинопоказа, не уступающих мировым, разработать методику самодиагностики кинотеатра по тестовым фильмам и методику обучения киноинженеров.
Президент Star Media Владислав Ряшин акцентировал внимание участников дискуссии на проблему взаимоотношений телекомпаний, продюсерских центров и стриминговых платформ. По его мнению, на рынке уже начались слияния и поглощения, что однозначно приведет к его монополизации и полному отчуждению прав на контент.
«Поскольку Европа столкнулась с этими вызовами чуть раньше, она уже выработала технологию регулирования этих проблем, и мы вполне можем ею воспользоваться», – предположил эксперт.
По его словам, это разработка и валидизация индустриального соглашения с имплементированием основных пунктов в законодательном поле.
Алексей Ганков, руководитель IT-департамента студии «Союзмультфильм», призвал к консолидации отрасли и государства в целях сохранения научно-технической школы, возрождения образовательных учреждений, формирования стандартов, а также центров компетенций в качестве носителей регулирующих функций государства.
Вопросы оцифровки архивов обсудили участники сессии «Цифровая трансформация в сфере хранения обеспечения доступности киноматериалов».
Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития Минкульта РФ, отметил, что процесс цифровизации сервисов – это общий тренд в работе госучреждений, направленный на удовлетворение потребностей граждан, снижение издержек госуправления, устранение избыточной административной нагрузки и т.д. Несмотря на сложности, связанные с переходом архивов на цифру, данную работу необходимо провести, используя при этом профессиональный подход и компетенции представителей индустрии.
С коллегой согласилась Варвара Каськова, начальник отдела нормативного обеспечения предоставления госуслуг Минэкономразвития РФ. По ее словам, ведомство максимально упрощает свои сервисы, в том числе посредством их цифровизации и перехода на реестровую модель предоставления услуги.
«По результатам получения прокатного удостоверения становится важным не само удостоверение, а сам факт того, что можно показывать кино на территории РФ. Мы стремимся к тому, чтобы производителю контента было максимально удобно обращаться в фоив (федеральный орган исполнительной власти – ред.)», – пояснила представитель Минэкономразвития.
Сергей Переходов, заместитель директора по производственно-техническим вопросам и информационным технологиям РГАФКД, подчеркнул, что необходимо иметь сформулированный подведомственный акт, которым можно было бы руководствоваться при архивировании кинопродукции.
Президент Гильдии неигрового кино Алексей Ханютин отметил, что естественная тенденция цифровизации контента, включая архивного, положительно отразится на его качестве.
«Мы поставили целью установить техтребование для неигрового кино не ниже 4К для съемочных картин и 2К для монтажных фильмов или фильмов, содержащих большие объемы хроникального материала. Участники рынка копродукции снимают на 4К, смартфоны снимают на 4К, уже свадьбы снимают на 4К. Очевидно, что вопрос перехода документального производства на 4К давно назрел», – пояснил эксперт.
Также он отметил, что документальное кино является кинолетописью нашего времени, и вопрос качества надо рассматривать с точки рения формирования и хранения того исторического наследия, которое передастся следующему поколению.
Сергей Подлесный, заместитель директора филиала НИКФИ киностудии им. М. Горького, рассказал о том, как технологии искусственного интеллекта и больших данных применяются в киноархивах. По данным эксперта, с помощью этих инструментов можно не только оперативно распознавать, расшифровывать, переводить и аннотировать контент, но и анализировать реакции пользователей на тот или иной материал.
Конференция «Стандартизация цифрового кинопоказа и цифрового кино» организована филиалом киностудии им. М. Горького – Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ) по инициативе Министерства культуры РФ.