Анатолий Конычев: «Благодаря системному развитию нам удается находить необходимые ресурсы на свои проекты»
В начале декабря в рамках Международного кинофестиваля стран Арктики в Архангельске состоялся круглый по развитию кинематографа в Архангельской области с участием заместителя Председателя Правительства Ивана Дементьева, руководителей Представительства Союза кинематографистов Республики Карелия, Мурманской области, генерального продюсера студии «Гамма» Виктора Будилова, актера и продюсера Кирилла Зайцева, доцента кафедры продюсирования СпбГИКиТ Надежды Сабельниковой, а также руководителя Калининградской кинокомиссии Ольги Каверзиной. Модератором круглого стола выступил Секретарь Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин. Итогом мероприятия стало решение о создании кинокомиссии Архангельской области на базе представительства Союза кинематографистов России. О стратегии развития кинематографа в регионе, опыте привлечения федеральных и грантовых средств и о съемках значимых кинопроектов в регионе мы пообщались с инициатором круглого стола, руководителем Представительства Союза кинематографистов России в Архангельской области Анатолием Конычевым. Интервью представлено в новом номере газеты СК-Новости.
Представительство Союза кинематографистов в Архангельске существует уже несколько лет. Какие основные проекты реализует Ваша организация?
Мы поддерживаем проекты приезжающих в регион федеральных кинематографистов, неформально выполняя роль кинокомиссии. Помогаем им в поисках кинолокаций, обеспечиваем персоналом, актерами, техникой. Например, в нашем распоряжении есть минимальный набор светотехники, с ним можно снять даже полнометражный фильм. Мы принимаем участие во всероссийских и международных акциях «Ночь кино», «День короткометражного кино», «Фестиваль уличного кино», привозим режиссеров, актеров, продюсеров и сценаристов на творческие встречи и кинопоказы. В 2016 году в Архангельске состоялась премьера фильма «Рай» Андрея Кончаловского, наш регион выделил финансирование из бюджета на поддержку проекта. За последние 4 года при содействии Молодежного центра Союза кинематографистов России мы привозили в регион таких известных кинематографистов как Владимир Меньшов, Павел Лунгин, Николай Лебедев, Кирилл Плетнев, Юрий Быков и многих других. В регионе существует два кинофестиваля — Международный кинофестиваль стран Арктики «Арктик опен» и практический для молодежи «КеноVision». Первый мы поддерживаем, организуем несколько кинопоказов, например, в 2020 году в рамках киносмотра мы впервые показали кино на улице зимой. Второй — проект Школы кино «Инфильм» имеет более прикладной, как говорилось ранее, образовательный характер. В фестивале-практикуме принимают участие 120 человек ежегодно, а за 8 лет проведения снято более 50 фильмов, проведено 70 мастер-классов. Еще одно направление – поездки по области с проектом «Кинопередвижка». Они важны для взаимодействия с небольшими населенными пунктами внутри региона. Кинопоказы позволяют сделать кино более доступным, а киноклубное движение более активным. Мы ездим по области с надувным экраном и показываем российское кино. Получается довольно мобильно, для подготовки площадки к кинопоказу нужен доступ к электричеству и около получаса времени.
Также мы стремимся популяризировать отечественное региональное кино в онлайн-формате. Так был запущен проект «Поморское кино». Мы решили создать онлайн-кинотеатр, на котором работники культуры смогут изучить информацию о региональных кинопроектах и в любое время организовать кинопоказы. Мы запустили сайт https://pomor-cinema.ru, который нацелен на популяризацию кино среди молодежи в регионе и увеличение мобильности киноплощадок. Муниципальные образования смогут по бесплатной подписке получать доступ к кино, снятому местными авторами. В дальнейшем по этой подписке в районах будут организовываться показы фильмов, представленных на онлайн-платформе. Мы надеемся, что этот ресурс станет альтернативой стационарным кинотеатрам, которых нет в малонаселенных пунктах региона, позволит удешевить процесс кинопоказов и в доступной форме разнообразит культурную жизнь жителей малых городов Архангельской области, в особенности молодежи, являющейся самой массовой частью аудитории наших кинопоказов.
Какие успешные фильмы сняты в регионе в последнее время?
За последние годы в регионе было снято довольно много проектов. Из недавних крупных съемок, которые поддерживало Представительство Союза кинематографистов Архангельской области — сериал «Эпидемия», который снимали в 2019 году, а в 2020 году он стал настоящим хитом на Netflix. Также у нас проходили съемки телесериала канала НТВ «Хождение по мукам». Всего было более 100 съемочных дней, а 4 из них прошло в Архангельске. Основой локацией стал пароход-колёсник «Н. В. Гоголь», который интересен тем, что на сегодняшний день это самое старое пассажирское судно России, находящееся в регулярной эксплуатации.
Самым «фестивальным» фильмом в регионе за последние годы стала драма Романа Жигалова «Лес». За несколько лет этот фильм принял участие в 30 кинофестивалях, был показан в 19 странах мира. Суммарно этот фильм получил 21 награду, помимо этого отмечен премией в области культуры «Парабола».
Наша киностудия «Инфильм» благодаря участию во многих грантовых конкурсах, а также при постоянной поддержке Правительства Архангельской области, Агентства регионального развития, областных Министерства культуры и образования, Росмолодежи и частных инвесторов создает свои фильмы.
Мы работали над двумя фильмами цикла «Телевизионная книга памяти» — «Архангельск 1941-1945» и «Соловецкая школа юнг», которые стали официальным дополнением к пособию по истории для учеников 7-8 классов. Например, недавний фильм «Соловецкая школа юнг» был снят при поддержке Фонда президентских грантов и правительства Архангельской области. Съёмки проходили на архипелаге в Белом море, а также в музеях и учебных заведениях Архангельска и в окрестностях столицы Поморья. Часть съёмочного реквизита была предоставлена киноконцерном «Мосфильм». Копии фильма распространены по средним школам и колледжам, таким образом, ежегодно его будут смотреть более 56 тысяч зрителей. Фильм удостоен золотой медали конкурса «Патриот России-2020» за лучшее освещение в электронных и печатных СМИ темы патриотического воспитания. Также автор фильма Александр Антонов в начале 2021 года был удостоен награды в номинации «Свет Великой Победы» на профессиональной региональной церемонии, посвященной Дню российской печати.
В основном же в нашем регионе снимают короткометражное кино. Первым успешным проектом стал фильм выпускницы Лондонской школы кино Марии Лойтер «Ледышка», победивший в нескольких зарубежных кинофестивалях. Фильм Алисы Хмельницкой «Не для речки» был одним из самых успешных фестивальных проектов, он завоевал призы на многих российских кинофестивалях, в том числе завоевал главный приз программы «Перспективы» ММКФ – 2017. У нас также шла работа над анимационным фильмом «Секунда» Юлии Сибирцевой, победившей в Архангельском питчинге дебютантов в 2017 году при финансовой поддержке РФГ. Кроме того, в нашем городе прошли съемки фильма «Теорема» архангельского режиссера Николая Флотского, выпускника ВКСР. В дальнейшем в регионе поддержали еще один его проект — фильм «Обет», который выйдет в 2021 году.
В этом году выйдет и военная драма «Сашка. Дневник солдата», съемки которой проходили в живописных локациях Каргополя и деревни Кучепалда. Это режиссерский и продюсерский дебют известного актера Кирилла Зайцева. Картина получилась масштабная, с участием известных профессионалов – оператора Владимира Климова, художника-постановщика Ираиды Шульц, художника по костюмам Сергея Стручева и многих других. Также у нас в регионе снимают документальные проекты, посвященные Русскому Северу и его истории, экологии и другим темам. Например, документалисты Инга и Алексей Шаршовы сняли уже три фильма. Первый фильм «В зеркале Верколы» участвовал в фестивале «Берегиня» в категории любительского кино. Сейчас Инга и Алексей участвуют в кинофестивалях православной направленности. «Вознесенье: поиски утраченного» в 2019 году взял Гран-При кинофестиваля имени Юрия Тарича и стал дипломантом фестиваля «Святой Владимир», а в 2020 году получил диплом за третье место кинофестиваля «Свет миру» в Ярославской области, а также взял первое место на 18- ом международном фестивале православного кино «Покров-2020». Из недавних документальных проектов хочется отдельно упомянуть фильм «Лешукония. Ускользающая красота», который рассказывает об экспедиции ученых в нетронутую человеком тайгу в Лешуконском районе. WWF России опубликовал его совсем недавно, но в области его уже успели оценить. Режиссером фильма выступила Анна Антонова, которая также совместно с Анной Пороховой написала сценарий, а операторами Артём Кирилкин и Игорь Фролов.
Одной из важных составляющей развития кино в Вашем регионе является участие в них местных, прежде всего, молодых кинематографистов. Расскажите, в каких образовательных программах принимают участие ребята?
С образованием у нас не так хорошо, как хотелось бы. Как такового профильного образования в сфере кино в регионе на данный момент нет. У Школы кино Инфильм есть образовательные программы, в основном практические, которые рассчитаны на получение знаний в сфере кино. Мы обучаем специалистов по свету, сценаристов, операторов, режиссеров, а также профессионалов средних технических специальностей: помощников оператора, ассистентов художника, гримеров, реквизиторов и других. Мы планируем открытие филиала СПБГИКиТ в регионе на базе Архангельского колледжа культуры и искусства, сейчас ведутся переговоры о том, что дистанционный набор студентов пройдет уже осенью 2021 года. Мы видим в этом большие перспективы на будущее, ведь по-настоящему квалифицированных специалистов в регионе не хватает.
Отдельно можно выделить наш ежегодный проект «КеноVision»: мы проводим выезд большой группы участников в Кенозерье, где проходит обучение и съемка кино при поддержке специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также местных кинематографистов. Следует отметить питчинги, которые проходят в Архангельске с 2017 года. Вместе с Союзом кинематографистов России мы поддерживаем игровое и документальное кино, а также фильмы авторов-дебютантов.
Победительница Арктического питчинга 2018 года Марина Никитина завершила работу и представила зрителям документальный фильм «Чтобы красота не пропала», посвященный 100-летию со дня рождения северного писателя Федора Абрамова. Мария Тайгузина, победившая во II Арктическом питчинге 2019 года работает над документальным фильмом «Дом для Махоньки» о северной сказительнице Марии Кривополеновой. В 2020 году другой лауреат II Арктического питчинга Мила Кудряшова представила свой документальный фильм «Мой личный дракон» на фестивале Arctic open в Архангельске.
Архангельский режиссер Николай Флотский также получил поддержку на реализацию своего проекта на питчинге. Новый фильм режиссера «Обет» создан в жанре притча.
Сейчас в регионе идет работа над двумя фильмами участников Архангельского питчинга 2020 года. Это документальный фильм «Не сдавайся, просто верь» Полины Мусихиной о жизни детей из архангельской инклюзивной театральной студии «Время добра». Также на пост-продакшене находится документальный фильм «Невея» о работе Северодвинской больницы в период пандемии Covid-19, автором сценария и режиссером выступил дебютант Юрий Орлов из Северодвинска.
К нам приезжают ведущие эксперты в сфере кино, которые не только оценивают региональные проекты, но и проводят собственные лекции.
С конца 2020 года у нас проходит обучение около 80 человек, мы проводим лекции и мастер-классы по кинопроизводству с участниками студенческого объединения «Вышка Today». После общего курса по работе с видео участники смогут определиться с тем, какие профессии в сфере кино им наиболее интересны и близки. В дальнейшем молодые люди смогут продолжать образование более систематизировано.
На последнем Пленуме Союза кинематографистов остро звучал вопрос о финансировании, в том числе, и региональных отделений организации. Как Вам удается решить вопрос финансирования?
У каждого региона свое законодательство, в Архангельской области действует закон о бюджетной поддержке всероссийских творческих союзов и объединений. Небольшая сумма в бюджете помогает организации существовать и делать свои проекты, сумма каждый год варьируется. Также мы привлекаем собственные средства, которые зарабатываем на коммерческих проектах Киностудии Инфильм, а также получаем поддержку от частных спонсоров из Архангельской области, которые готовы поддерживать интересные кинопроекты. Кроме того, некоторые проекты удается реализовать при поддержке Правительства Архангельской области.
За последние 8 лет проекты в сфере кинематографии не только участвовали в крупных федеральных и региональных конкурсах, но и получали существенную поддержку на реализацию различных инициатив. Суммарно около 10 проектов получили поддержку от Фонда президентских грантов, более 15 проектов было реализовано при поддержке региона — Министерств образования и культуры Архангельской области, Управления по делам молодежи и патриотическому воспитанию администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
В чем основные принципы, на Ваш взгляд, самоокупаемости общественной организации?
На сегодняшний день у нас есть четкая стратегия развития кино в Архангельской области. Все наши проекты являются не «вырванными из контекста», а основой общей системы, которая позволяет создавать и развивать основные элементы регионального кинокластера – кинокомиссию, кинообразование, фестивальное движение и прокат, поддержка местных кинематографистов, формирование киносообщества, а также законодательные инициативы. Федеральная и региональная власть понимает, к каким результатам приведут наши инициативы через несколько лет, и потому поддерживает наши проекты.
Наша задача на сегодня — всесторонняя поддержка региональных инициатив в сфере кино. Постоянная работа двух региональных фестивалей Arctic open и КеноVision (зимнего международного и летнего молодежного образовательного), перенимающих опыт норвежских коллег, организующих The Nordic Youth Film Festival и Tromsø International Film Festival. «Эхо» фестивалей — это важный этап ежегодной работы, который будет нацелен на популяризацию кино в районах нашей большой области. Вместе с проектом «Кинопередвижка» в течение года будут проходить показы работ от молодых кинематографистов, а также будут организованы некоммерческие показы фестивального кино. Мы продолжим работать над формированием единой базы фильмов, созданных в регионе, развивая онлайн-портал «Поморское кино». В совокупности это обеспечит непрерывный цикл работы по реализации разных задач в сфере кино.
А запуск региональной кинокомиссии позволит осуществить более крупные проекты на территории Архангельской области. В планах снять не менее 5 полнометражных фильмов или сериалов. Также мы будем продолжать поддерживать молодых авторов и дебютантов — снимать короткометражные фестивальные проекты, в том числе для студентов филиала СпбГИКиТ, ведь важно не только создать базу специалистов, но и обеспечить их работой без необходимости покидать регион.
Давайте вернемся к круглому столу, который прошел в рамках «Арктик опен». Расскажите подробнее о создании кинокомиссии в Вашем регионе?
Сейчас мы находимся на крайней стадии юридического оформления кинокомиссии. Важно понимать, что в зависимости от региона, модель функционирования такой большой структуры для поддержки кинематографа отличается. Надеемся, в течение года нам удастся запустить кинокомиссию в Архангельской области. Изучив опыт коллег из других регионов, во многом благодаря проведению круглого стола, мы пришли к выводу, что нам наиболее подходит модель работы Калининградской кинокомиссии.
Сама кинокомиссия будет создана на базе представительства Союза кинематографистов Архангельской области, но часть полномочий будет у коллегиального органа при Правительстве Архангельской области.
У нас есть понимание того, каким требованиям должны соответствовать кинопроекты, которые могут получить поддержку. Это должно быть кино, снятое в области и будут учитываться только те средства, которые будут потрачены в нашем регионе. Также следует сохранять и передавать в фильмах самобытность Архангельской области, ее уникальность, кинокомиссии должны быть интересны те проекты, которые осознанно снимаются в Архангельской области, например, в Кенозерском национальном парке или деревне Веркола, а не подают заявки на участие только ради финансовой поддержки и снимают на нашей территории несколько сцен для формальной отчетности. Кроме того, важно привлекать к участию в съемках специалистов среднего звена, которые будут получать образование в нашем филиале СпбГИКиТ. Обычно в регионы приезжают сформированные команды, которым необходимы именно технические специалисты на местах.
Какие еще проекты планируется осуществить в ближайшее время?
Мы планируем снять режиссерский дебют выпускницы Академии Н.С. Михалкова «Я остаюсь или уйти, чтобы остаться» Яны Муштиной, завершить пост-продакшен фильма «Сашка. Дневник солдата», представить фильмы «Обет» Николая Флотского и «Привет, Колин» Анатолия Спехина. В разработке масштабный проект «Три Петра» — документально-игровой фильм о трех поездках Петра Первого в Архангельск. Как в случае с другими нашими образовательными фильмами, планируем объединить в нем историческую основу с игровой реконструкцией приездов Петра.
В 2021 году практический творческий лагерь для молодежи «КеноVision» расширит свой формат, будет проведен питчинг дебютантов для молодежи. Мы будем и дальше организовывать кинопоказы по области, будем развивать онлайн-кинотеатр «Поморское кино», привлекая к нему местных кинематографистов. Мы готовы к сотрудничеству с кинематографистами из других регионов и готовы поддержать их кино и помочь снять их в Архангельской области, ведь Русский Север богат живописными местами для съемок.
Интервью подготовила Юлия Волкова