Директор Таллинского кинофестиваля «Темные ночи» Тийна Локк: «Ложно думать, что мир будет прежним»

Таллиннский кинофестиваль «Темные ночи», известный как PÖFF, объявил даты своего 25-летнего юбилея и открыл прием заявок на участие как в основном фестивале, так в его субфестивалях PÖFF Shorts и Just Film. XXV Таллиннский кинофестиваль «Темные ночи» и фестиваль молодежных и детских фильмов Just Film пройдут с 12 по 28 ноября, а международный фестиваль короткометражных фильмов и анимации PÖFF Shorts – с 16 по 24 ноября. Кинофорум фестиваля Industry@Tallinn & Baltic Event продлится с 19 по 26 ноября. Формат проведения смотра пока уточняется, но в прошлом году его организаторы сделали невозможное – офлайн-показы с участниками и зрителями. Правительство Эстонии в тот период сделало исключение, и на фестиваль смогли приехать представители конкурсных киноработ и кинокритики со всего мира, в том числе и из России.
Руководит командой фестиваля Тийна Локк, которая является еще и программным директором PÖFF. За безупречную организацию работы фестиваля в разгар пандемии Тийна была награждена изданием Variety, как наиболее влиятельная женщина, внесшая весомый вклад в развитие глобальной индустрии развлечений. Редакция Moviestart пообщалась с Тийной о прошлогоднем фестивале, о планах на текущий год и о вызовах в условиях пандемии. К слову, Тийна говорит на прекрасном русском языке и отлично знает современное русское кино.
Первый вопрос. И Вам его уже задавали, наверное, сотни раз, но всё же, как? Как Вам удалось провести фестиваль в 2020 году в гибридном формате во время жесткого локдауна в Европе и в мире в целом?
Это было жутко трудно, но мы приняли решение, что смотр пройдет в любом случае. Поэтому мы стали думать об онлайн-платформе фестиваля. Было ясно, что нет необходимости создавать ее заново, поскольку в мире существует множество готовых платформ, открытых до нас. Необходимо лишь знать, какой функционал вам нужен и где он реализуется наилучшим образом. Вдобавок, у нас бы никогда не нашлось денег на создание собственной платформы. Поэтому нам нужно было творчески подойти к делу… В итоге с тем же бюджетом и той же командой мы сделали 2 фестиваля: онлайн и офлайн. И я думаю, что у нас это хорошо получилось, потому что обратная связь от участников была потрясающей – никакой критики, только положительные отзывы. У нас фестиваль Класса «А», крупнейший в Северной Европе, и в 2020 году нам удалось достигнуть фантастических результатов, с учетом пандемии: 63страны-участницы, 71 мировая и международная премьера, 172 полнометражных картин and 303 короткометражных, 1600 аккредитованных гостей, 101 883 посетителей, 9,1 миллиард человек потенциального онлайн-охвата.

Расскажите, подробнее об онлайн-кинотеатре, который открылся благодаря фестивалю.
С 6 марта мы открыли круглогодичный онлайн-кинотеатр, в котором фильмы можно будет посмотреть, находясь в любом уголке Эстонии. К сожалению, для территории России на платформе пока геоблокинг. Мы планируем сделать его репертуарным: каждый месяц будет меняться репертуар, появляться новые фильмы. Также там будут демонстрироваться программы других кинофестивалей и киномероприятий в Эстонии, в том числе хиты PÖFF. Конечно, пока довольно сложно получить права на онлайн-показ для многих фильмов: их создатели надеются, что смогут прийти со своими картинами в кинотеатры, в первую очередь. И мы их очень поддерживаем в этом смысле. Но нам также важно сейчас сохранять у зрителя традиции просмотра авторского кино. Откроются кинотеатры, и там сразу же появятся американские фильмы… Это особенности рынка.
Сейчас «живые» кинотеатры закрыты в Эстонии?
Закрыты. Если вся Европа, и весь мир сейчас начинают открывать кинотеатры, мы же наоборот закрываем. Оказались в луже, в общем. Я слежу за миром. Поэтому очень досадно, что у нас так получилось: в Эстонии сейчас очень высокие показатели по заболеваемости COVID 19, мы на первом месте в Европе.

На днях открылся прием заявок на PÖFF. Как можно попасть в программу российским фильмам?
К нам в отбор очень легко попасть. Во-первых, в России у нас есть скаут Анна Арутюнова. Через нее мы получаем самое лучшее. Также многие русские продюсеры следят за нашим фестивалем. В целом, мне кажется, что мы получаем действительно большой срез российских фильмов и проектов, думаю, около 50% того, что производится в России. Наша международная и местная публика всегда очень ждут русские фильмы, на них у нас обычно полные залы. Русское кино у нас участвует в основном конкурсе, в дебютах, также и в неосновных программах. У нас есть суб-фестиваль русских фильмов KINOFF.
Мне кажется, русские делают сейчас безумно интересные дебюты. Так, в прошлом году мы чуть не плакали потому, что так много было интересных дебютов: очень острые и очень хорошо сделанные. И нужно было выбирать. Конечно, не все фильмы, которые хотим из России, к нам попадаеют, это тоже нормально, потому что иногда авторы выбирают другой фестиваль. Но я хочу сказать, что наши двери абсолютно открыты, пожалуйста, отправляйте свои работы.
Расскажите, пожалуйста, о кинофоруме фестиваля Industry@Tallinn & Baltic Event в рамках фестиваля и о том, как попасть на питчинг в рамках форума.
Это семидневный саммит для профессионалов аудиовизуальной индустрии, который фокусируется на соединении прибалтийских и скандинавских профессионалов в области кино с США, Азией, Европой, Россией и странами СНГ. В рамках мероприятия организован кинорынок и рынок сериалов, Project market Baltic Event, Scrip content Scriptpool, Work in progress, форумы и конференции, воркшопы, case studies и др. Чтобы участвовать в питчинге с российской стороны, необходимо, чтобы ваш проект создавался в копродукции с одной из Балтийских стран.
Какие, помимо фестиваля, у Вас планы на этот год?
Мы открываем международную обучающую программу Black Nights Discovery Campus для молодых профессионалов. Это программа дополнительного образования под руководством высококлассных менторов, подготовленная совместно с Европейской киноакадемией. Также мы разрабатываем круглогодичный онлайн проект Project Creative Gate, объединяющий разных представителей индустрии и ориентированный, в том числе, на «экспорт» фильмов, проектов, талантов. В одном месте будет собрана вся необходимая информация о киноиндустрии, специалистах, работающих в кино, информация о локациях, гостиничных сервисах, связанных с кинопроизводством. Мы связываем разные базы данных и развиваем нетворкинг. Планы громадные, все, конечно, зависит от финансирования. Но меня куражит наш опыт прошлого года, когда «из ничего» мы сделали много.

Вы сказали, что российские работы действительно ждут на PÖFF. А есть ли какие-то специфические локальные темы, которые Вам действительно интересны?
У меня есть единственный критерий. Картина должна быть художественная, интересная, качественная, современная по духу.
Вы посмотрели много молодых российских работ за последние годы. Есть ли вот какое-то лицо у молодого русского кино сейчас и как бы Вы могли охарактеризовать его?
Во-первых, я могу сказать, что все русские дебюты очень профессиональные. Может быть, мне просто очень повезло, я все же получаю дебюты, которые сделаны под руководством Александра Сокурова, Алексея Учителя и других крупных мастеров. Также я люблю высокохудожественное жанровое кино, когда жанр — это часть концепции. И вот российские молодые авторы прекрасно это используют: жанр работает в рамках концепции. Также это удивительно смелые работы. Это остро сатирические фильмы и для меня сюрприз, что они созданы в России. Сюрприз, скорее всего, потому что из-за влияния прессы мы не всегда объективно воспринимаем вашу страну. Возможно, для вас это как раз – норма. Также я очень люблю образное, визуальное мышление у режиссеров, ведь не стоит забывать, что кино – визуальное искусство. И я ужасно рада, что с молодыми режиссерами, в том числе, в России такое кино возвращается. Из последних российских молодых фильмов могу отметить «Папа, сдохни!» Кирилла Соколова, это фантастический фильм, также «Хандра» Алексея Камынина.
С этими картинами как раз получилась интересная ситуация. Многие на них обратили особое внимание уже после того, как они получили признание в Европе. Как думаете, почему?
Могу вас успокоить, с местными фильмами у нас случается также. Это связано с тем, что многие локальные вещи мы привыкли воспринимать, как должное. А иностранцы находят в них что-то новое, новые смыслы, колорит. Еще, возможно, свою роль играют связи, политика. Но, в целом, это абсолютно нормально, просто взгляд извне иногда гораздо острее. У меня точно такая же ситуация с эстонскими фильмами. Я могу более или менее точно предсказать, к какому фестивалю подойдет фильм, а к какому – нет.
Если же говорить о зарубежном продвижении, очень важна команда, которая в этом разбирается. Я честно могу сказать, что в России за 25 лет сейчас самый лучший состав РОСКИНО. Они молодые, энергичные, современные и открытые. Они фантастические, и думаю, что с ними сейчас можно сдвинуть горы.
Как Вам кажется, перед какими вызовами сейчас оказались кинематографисты?
Я думаю, что живыми останутся те, кто после этого кризиса сумеют отказаться от традиционного образа жизни. Те, кто мыслят вне рамок. И это касается не только художников, а представителей большинства профессий. Потому что ложно думать, что мир будет прежним. Наш образ жизни должен меняться так или иначе. Эта «гадость» не первое, что случилось в нашей истории, и не последнее. И мы должны быть готовы к таким вещам.
Я сама все это прочувствовала, когда делала прошлогодний фестиваль. Мы готовили его в онлайне, были в своих «домашних офисах». И я могу сказать, что начала забывать живые лица членов своей команды. А когда мы проводили фестиваль в офлайне и наконец встретились, я вдруг поняла: у меня есть около 200 молодых людей, которые каждый день делают этот фестиваль, они встречаются с другими людьми. То есть я отвечаю за то, чтобы около 400 человек не заболели. Дополнительно еще мои гости и мои зрители. И самое ужасное, что я себя чувствовала физически, как будто я на военном поле, и я не знаю, откуда снайпер будет в меня стрелять. То чувство, которое я уже никогда не забуду, потому что этот вирус ужасен тем, что его могут носить люди, не подозревающие о своем заражении и способные заразить других. Я не знаю, что бы я сделала, если бы кто-то из моей команды или из моих гостей серьезно заболели или, не дай Бог, еще умерли – я пошла бы в монастырь. Я не шучу. К счастью, все остались целы.
Уверена, что для людей, которые думают и чувствуют, этот мир никогда уже не будет прежним. И я не говорю, что это плохо. Потому то я сама большая оптимистка. И из этой ситуации вышла победительницей: провела фестиваль и в процессе очень много осознала. Это очень интересный процесс, он станет предметом искусства гораздо позже, когда пройдет время для полного осознания того времени, через которое мы прошли.
Подготовила Юлия Волкова
Подробнее о мероприятиях в рамках PÖFF можно узнать из презентаций, любезно предоставленных Тайной Локк редакции Moviestart:
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей