MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > «Наша цель – формирование пула продюсеров нового типа»: Интервью с генеральным директором РОСКИНО Евгенией Марковой

«Наша цель – формирование пула продюсеров нового типа»: Интервью с генеральным директором РОСКИНО Евгенией Марковой

С начала года компанией РОСКИНО был проведен ряд важных индустриальных мероприятий и запущены инициативы, направленные на развитие российской киноиндустрии. Одной из таких инициатив стал образовательный проект для российских продюсеров художественных фильмов, желающих работать на международных рынках EAVE ON DEMAND in Russia. Генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова ответила на вопросы Moviestart об ожиданиях от реализации проекта, взаимодействии с дебютантами и возможностях международного продвижения российских картин.

Евгения, сейчас у продюсеров появилась уникальная возможность принять участие в программе EAVE ON DEMAND in Russia. Вы подробно рассказали о ней на бизнес-площадке в рамках ММКФ. Если кратко, сформулируйте, пожалуйста ожидания от реализации программы, какой результат можно будет считать успешным для российского кинематографа?

Наша глобальная цель – это формирование нового пула продюсеров, которые обладают глубоким пониманием принципов работы на международном рынке, и проектов, конкурентоспособных в мировом масштабе. Понятно, что для достижения этой цели нельзя ограничиться одним семинаром EAVE ON DEMAND и судить об успехе только по его результатам будет преждевременно, но всегда важен первый шаг, и этим шагом со стороны РОСКИНО станет EAVE ON DEMAND. Эту программу мы делаем совместно с Министерством культуры РФ, и хотелось бы выразить благодарность лично министру Ольге Любимовой за поддержку таких инициатив.

Вместе с тем, если говорить о конкретных результатах именно в рамках этой программы, нам важно, чтобы знания были прикладными, и мы стремимся, чтобы проекты участников программы сразу были интегрированы на мировую арену – они будут представлены на Industry@Tallinn&BalticEvent. Baltic Event – это большой индустриальный саммит для профессионалов аудиовизуального контента, где начинающие российские продюсеры получат возможность, по сути, применить полученные в рамках EAVE ON DEMAND знания на практике: правильно презентовать свой проект, выстроить грамотный, профессиональный диалог с потенциальным ко-продюсером или инвестором. 

Надеемся, что проекты российских продюсеров смогут найти свой путь на международные рынки, появятся новые успешные кейсы копродукции. 

Востребованы ли российские дебюты (недавние проекты молодых российских режиссеров) зарубежным кинорынком и фестивалями? 

Да, мы видим, что проекты наших молодых режиссеров уже обретают хорошую международную фестивальную историю. Совсем недавно фильм «Китобой» Филиппа Юрьева получил Гран-при 77-го Венецианского кинофестиваля, а «Конференция» Ивана Твердовского вошла в шорт-лист секции «Дни Венеции» 77-ого Венецианского кинофестиваля. Также в сентябре этого года дебютный полнометражный фильм выпускника ВГИКа Григория Коломийцева «Чупакабра» был представлен в программе New Directors Section 68-го международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Если говорить о востребованности молодых российских режиссеров именно на международных рынках, можно привести пример Данилы Козловского. На кинорынке TIFF в Торонто, который состоялся в сентябре, были заключены сделки по его фильму «Чернобыль» с дистрибуторами США, Канады, Германии, Испании и ряда других стран. Также «Спутник» – режиссерский дебют Егора Абраменко – после кинотеатрального проката в США возглавил американский iTunes, заняв первое место в категории «хоррор» и пятое в разделе «кино». Он был продан в более чем 100 стран мира, идет в прокате в Австралии, странах Прибалтики, Латинской Америке, на OTT и VOD-площадках в Великобритании, а на кинорынке в Торонто интерес к нему проявили дистрибуторы Индии и Ближнего Востока.  

Есть ли какие-то ожидания сейчас от молодых кинематографистов на мировом рынке, тенденции, которым нужно соответствовать? Существует ли запрос на конкретные темы, авторов-дебютантов?

Сегодня можно говорить о том, что на мировом рынке существует запрос на универсальные истории, понятные массовой аудитории независимо от страны – интересный сюжет остается самым важным фактором успеха для аудитории. Мы проводили большое исследование по итогам двух глобальных форумов международных дистрибуторов Key Buyers Event 2019 и Key Buyers Event 2020: Digital Edition, и получили важные инсайты с их стороны. Так, к примеру, если говорить даже не о конкретных темах, а о жанрах, которые, по их мнению, могут быть «сильными сторонами» российского кинематографа и на которые есть запрос – это научная фантастика (sci-fi)/фэнтези, анимация, боевики. Жанр sci-fi/фэнтези вызывает наибольший интерес для байеров российского контента – качество заметно выросло за последние годы и уже может быть сравнимо с голливудскими фильмам, а стоимость ниже. Что касается анимации, все отмечают и отличное качество, и сюжеты, «цепляющие» детскую аудиторию, и интересных, запоминающихся героев. В боевиках байеры также отмечали исполнение не хуже образцовых западных фильмов, более низкую стоимость производства, но недостаточную проработку сюжетов.

В этих направлениях и есть потенциал для российских молодых кинематографистов.

При этом важно отметить, что всегда есть спрос на большой талант, и мировой аудитории интересен взгляд молодых талантливых российских кинематографистов на острую социальную проблематику, в том числе, на внутренние российские социальные проблемы, которые становятся близки международному зрителю. В качестве примера можно привести триумфатора Каннского фестиваля 2017 и 2019 гг. Кантемира Балагова – его драмы «Теснота» и «Дылда» покорили жюри и зрителей; а также Ивана Твердовского, чей фильм «Конференция» был тепло воспринят на 77-ом Венецианском кинофестивале. 

Евгения Маркова на презентации EAVE ON DEMAND in Russia в рамках Бизнес-площадки 42 ММКФ

Какие, на Ваш взгляд, существуют возможности продвижения российских дебютов?

Инструментов продвижения много, но «работают» они все вместе: и фестивали, и кинорынки. Продвижение должно быть комплексным, и для разного типа продукта необходимы разные инструменты продвижения. 

Фестивали, в основном, позволяют продвигать авторское кино, и конечно, они дают признание экспертов и авторитетов международного кинематографа. На кино с хорошей фестивальной историей обращают внимание дистрибуторы, хотя, подчеркну, что успех на фестивале не равен успеху на рынке, это все-таки, «нишевый продукт». Но участие в фестивалях может дать первичную узнаваемость новому проекту, медийный вес, помогает «засветиться» режиссеру, актеру, сценаристу, формирует определенный репутационный багаж.

Кинорынки (в рамках фестивалей или как отдельные бизнес-площадки) – это эффективный инструмент для продвижения массового продукта для B2B аудитории: байеров и дистрибуторов контента.

Что касается продвижения на B2C сегмент, одним из инструментов продвижения является участие в неделях российского кино за рубежом. 

Нельзя забывать и о важности PR и системной работы с зарубежными медиа. Наши международные партнеры очень часто «черпают» информацию о новинках рынка из ключевых индустриальных СМИ, и, конечно, для повышения продаж контента за рубежом международный PR играет одну из ключевых ролей. Также свой весомый вклад вносят лидеры мнений индустрии. Как пример можно привести отзыв Стивена Кинга о нашем сериале «Эпидемия» на Netflix, что сразу повлекло за собой десятки публикаций в медиа и еще больше повысило интерес к продукту. Взаимодействие с лидерами мнений – это отдельное направление работы, которым РОСКИНО также планирует заниматься. 

Если же мы в целом говорим о продвижении всей российской индустрии контента, то стоит отметить и роль зарубежных платформ и кинотеатрального проката – они открывают кино для широкой массовой аудитории, при этом, если проект покупают такие гранды, как, например, Netflix или Amazon, это плюс для всей российской индустрии. Хорошие кассовые сборы отдельного проекта за рубежом вызывают доверие ко всей отрасли в целом у потенциальных инвесторов, ко-продюсеров, дистрибуторов – для них это знак того, Россия производит контент мирового уровня, и это сильный партнер. 

Говоря о проекте EAVE ON DEMAND IN RUSSIA, ориентированного на развитие в России копродукции, важно отметить, что любой копродукционный проект по своей сути изначально ориентирован на разные рынки и априори имеет больше шансов на международное продвижение. 

Как может дебютант выстроить сотрудничество с РОСКИНО? На какие проекты РОСКИНО обратит особое внимание?

Мы, в основном, сфокусированы на работе с B2B сектором и развиваем совместные инициативы с различными институтами, и как раз в этих совместных программах дебютанты могут принимать участие, представлять свои проекты. Что касается работы с B2B, мы открыты для партнерства в разных направлениях, поскольку видим своей целью формирование нового пула талантов и проектов, конкурентоспособных на мировом рынке. Так, к примеру, мы начали сотрудничество с Молодежным центром Союза кинематографистов России, которые организуют Московский питчинг дебютантов. В дальнейшем мы планируем образовательные проекты и для начинающих сценаристов, режиссеров, – и в сфере таких инициатив мы открыты разным предложениям.

Презентация EAVE ON DEMAND in Russia в рамках Бизнес-площадки 42 ММКФ

В последнее время на международных площадках была активно представлена не только российская анимация, которая традиционно очень востребована, но и документальное кино, и игровые короткие метры. РОСКИНО планирует более глубокую работу с этими форматами?

Мы намерены работать с разными форматами, поскольку именно многообразие контента повышает статус индустрии. Что касается документального кино, да, пока эти фильмы не имеют больших международных продаж, но я верю в их потенциал на зарубежных рынках. В этом году мы начали активную работу с авторами-документалистами, они были представлены на Key Buyers Event: Digital Edition, есть ряд успешных сделок. Мы видим, что в целом формат документального кино пользуется спросом на международном рынке, и мы намерены его развивать. 

Если говорить о короткометражном кино, с этим сегментом мы также будем работать более предметно: предоставлять возможность участия в крупных кинорынках, возможно, делать каталоги российских короткометражных проектов – но это уже следующий этап нашей работы, сегодня мы сфокусированы, прежде всего, на продвижении полнометражного кино – в этой сфере очень много приоритетных задач. Но при этом тема «короткого метра» не остается в стороне: к примеру, уже несколько лет на Каннском фестивале проходит презентация ежегодного альманаха короткометражных фильмов Global Russians, – проекта, инициированного РОСКИНО несколько лет назад, и мы намерены продолжать эту традицию.

Как Вы думаете, перед какими вызовами сейчас оказываются молодые кинематографисты? Какие пути их решения Вы видите?

Главный вызов для молодых российских кинематографистов – четко понимать свою целевую аудиторию, чтобы избежать ситуации, когда, пытаясь угодить сразу всем, автор в итоге теряет своего зрителя. У фильма должен быть фокус, невозможно удовлетворить интересы абсолютно всех зрительских категорий. Отсутствие четкой целевой аудитории у многих российских фильмов отмечают и международные дистрибуторы контента. 

Кроме того, одним из ключевых вызовов является сильный сценарий, умение создавать универсальные истории, интересные как российской, так и международной аудитории. Мы видим, как универсальная история покоряет мирового зрителя –  на примере сериала «Эпидемия» или фильма «Спутник», который с успехом прошел на платформах в России и вошел в топ iTunes в США.  Сценарий, конечно же, первичен, и в этом плане российской киноиндустрии есть над чем работать. 

Еще один вызов – то, что вокруг бренда российского кино много стереотипов (переизбыток военной и исторической тематики, слабые сценарии), которые нужно преодолевать молодым российским талантам. В России еще не сложился «традиционно сильный» жанр, и его как раз предстоит найти и развить новому поколению. Возможно, им станет фантастика, как отмечают международные байеры, а возможно, и что-то другое. 

Кроме того, хотелось бы отметить и работу с продвижением – это тоже вызов: не столько для режиссера, но для продюсера. Важно качественно и на понятном языке продвигать свой контент на разных рынках. Это касается всех аспектов международного маркетинга – начиная от трейлеров и постеров до работы на рынках и фестивалях. Отдельно стоит сказать об интеграции актеров в продвижение проектов, именно через них повышая узнаваемость российского кино за рубежом. В этом контексте очень хорошей новостью на этой неделе для нас стало присуждение российской актрисе Полине Максимовой приза за лучшую женскую роль (фильм «257 причин, чтобы жить») на международном фестивале сериалов Cannes Series. Мы видим, что российские актеры начинают выходить на мировую арену, и РОСКИНО со своей стороны будет развивать и поддерживать это направление.  

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять