MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > «Камера – это продолжение твоего тела и нужно уметь с ней делать все»: Интервью с кинооператором Любовью Князевой

«Камера – это продолжение твоего тела и нужно уметь с ней делать все»: Интервью с кинооператором Любовью Князевой

Аудитория Moviestart часто задает вопросы о нюансах операторской профессии. Сегодня мы решили осветить некоторые из них в интервью с оператором-постановщиком, членом Ассоциации женщин-кинооператоров России Любовью Князевой и поговорить о подводной съемке.

С чего началось Ваше увлечение подводной съемкой?

Одна из граней операторской профессии – подводная съемка. И меня всегда привлекала стихия воды: я с самого детства занималась спортивным плаванием, прыжками в воду и часть своего детства провела в воде, в бассейне. Когда я училась во ВГИКе на кинооператорском факультете мой мастер, Александр Георгиевич Рыбин, декан операторского факультета, читал лекцию о подводных видах съёмок и сказал, что есть такая возможность пройти курс подводных видов съёмок на базе института физкультуры.                  Я согласилась. Прежде, чем пройти этот курс, нужно было пройти курс погружения в воду в этом самом институте, в 6-метровом бассейне. В целом, есть свои особенности погружения и съемок в открытой воде и закрытой воде.  Закрытая вода – это бассейн, павильон, декорации. Открытая   вода – любой водоем, море, океан.

В целом, наша профессия очень многогранна и уникальна, в ней находится   большой спектр возможностей, и нашему поколению только предстоит в нее погрузится и открыть новые грани кинооператорского искусства.

Как происходило обучение?

В данном случае в институте физкультуры мы прошли обучение дайвингу, полному погружению в воду на разной глубине.  Cпецифика   обучения была построена на том, что у нас было несколько задач, мы должны были научиться: дышать, общаться под водой, ощутить движение и передвигаться с разной скоростью. Когда тело находится в воде, оно не ощущает свою плотность, всё воспринимается иначе. Чтобы ощутить движение, ощутить скорость нам давали специальные движки, они выглядели, как маленькие  ракеты с помощью них мы управляли скоростью. Я там, конечно, гоняла на этой ракете по всему бассейну (смеется). В Институте физкультуры занимается очень много спортсменов: на поверхности воды идёт синхронное плавание, на самой глубине занимаются фридайвингом, а мы были где – то в середине между ними. И я, как оператор, плавала и смотрела, что происходит вокруг, это очень красивое и завораживающее  зрелище. 

В какой-то момент нам дали камеру, это была самая простая камера, чтобы мы понимали, что видно в воде, и научились с ней двигаться. Через какое-то время в этом же бассейне я сняла эпизод короткометражного фильма.

А почему именно там?

Главное, что это было проверенным местом и мне важно было соблюсти ряд параметров. Этот бассейн подходил нам глубиной, длинной, и здесь была возможность ставить источники света по всему периметру. В данном случае драматургия диктовала что источник света имитировал солнечные лучи, визуально нужно было воссоздать ощущение морской среды (открытую воду) и уйти от закрытой среды бассейна. Для этого мы переместили актёра на середину бассейна, чтобы отделить героя от фона, тем самым увеличив плотность воды между героем и фоном, это очень важный момент, потому что, если видно плитку бассейна, тогда ее закрывают специальной тканью. У нас в короткометражной работе таких возможностей не было, поэтому было принято решение c перемещением героя. С этими тонкостями меня познакомил Григорий Яблочников, который уже 20 лет занимается в России подводной съемкой, я всегда с ним консультируюсь перед съемкой, а если позволяет бюджет зову его.

Легко ли имитировать свет под водой?

Чем глубже, тем больше плотность и тем темнее. В закрытой воде, когда ты ставишь свет с поверхности, нужно понимать какое световое состояние  ты закладываешь, когда свет проходит воду, у него меняется спектр и всё становится намного холоднее и, тогда нужно либо компенсировать источники света, либо ставить фильтр на камеру, сейчас в цифровых камерах все компенсируется. Нам важно, чтобы свет не скользил не отражался, а прошел в глубину.

Что для этого нужно?

Нужен мощный направленный источник света и тогда с экспозицией все будет хорошо.

Кадр из фильма “Невесомость” (режиссер и оператор-постановщик Л. Князева)

Как технически происходит съемка в закрытой воде?     

Вообще, сама подводная съёмка, прежде всего, требует тщательной подготовки, как и любая наземная съёмка. Важно понимать что это другая стихия  и  она опасна, она требует  физической подготовки, человек в принципе, привык ходить, а не находиться в воде. Когда ты находишься в воде, это метафизическое состояние, потому что все мы находимся изначально в утробе и состоим из воды. Если говорить о технических параметрах, то оператор, прежде всего, должен быть укомплектован. Он должен быть одет в специальный гидрокостюм, с аквалангом и с очками. Потому, что ему нужно дышать под водой.

Для камеры есть несколько видов водонепроницаемых боксов, например, у Григория Яблочникова и Константина Овчинникова  есть собственные разработки боксов весом в 50 кг. и в 20 кг. Они полностью укомплектованы. В закрытой воде в бассейне у меня был опыт работы с таким боксом, причем плейбэк находился снаружи, и у меня была возможность смотреть материал на поверхности. В воде, конечно, 50-килограммовый бокс весит намного меньше. 

Также в воде другие оптические свойства – это дополнительная линза при съемке, такой показатель  нужно учитывать при переводе фокуса. 

Еще важный параметр – связь под водой, потому что невозможно постоянно выходить из воды, опять погружаться, это съедает время. Для этого есть  специальные  динамики, с помощью которых можно общаться с актером через микрофон, находясь «на суше». Есть также связь через гарнитуру, что тоже очень удобно и позволяет достаточно мобильно управлять съемочным процессом, как режиссеру, так и оператору.

Операторская профессия уникальна тем, что развивается вместе с технологиями, нужно быть всегда в теме. Технологии дают новые возможности для реализации твоих творческих замыслов. Я считаю, что оператор, как профессионал и как художник, тоже развивается вместе с технологиями, но это не должно поглощать его. Любые технологии – это средство, инструменты, которые тебе помогают создавать изображение.

Это касается съёмки в закрытой воде. А стоит ли снимать игровые сцены в открытой воде?

В открытой воде опыт съемки у меня не очень большой, на полнометражной работе «Твой день», где я была оператором-постановщиком, у меня был опыт работы с Григорием Яблочниковым – все съемки в воде мы делали вместе. В открытой воде, в данном случае в озере,  самое главное – нужно было учитывать, с какой скоростью движутся волны, также обратить внимание на  прозрачность воды. Просто если она не прозрачная, хоть как не свети, ты не высветишь. Поэтому при выборе объекта важно учитывать этот параметр.

Съемки фильма “Твой день”. На фото: Г. Яблочников, Л. Князева.

Возникали ли особенные технические задачи во время съемок в закрытой воде?

В одной своей авторской работе, когда я снимала в бассейне, у меня возникла сложность с ограничениями по глубине бассейна, необходим был общий план, варианта большего по площади не было. Чтобы увеличить пространство и глубину, можно переворачивать камеру. За счёт этого у тебя увеличивается объём, воды в кадре становится больше. Но нужно перевернуть и актёра и тогда эта синхрония даст тебе интересную пластику кадра и увеличит площадь воды в сцене.  

А как происходит общение с актёром под водой? Или ему заранее говорят, что делать, и оператор потом ловит этот момент?

Чтобы актёр понял свою задачу, нужна подготовка: это другая среда и человек должен в неё войти. Это большая ответственность. С актером необходимо все параметры заранее проговорить, для начала узнать, сколько времени он держится под водой, умеет ли он вообще плавать и каким стилем. После этого нужно уметь сформулировать задачу и  донести её, объяснить, как и куда он должен плыть и как будет двигаться камера. Важно, чтобы на съемочной площадке  вся администрация  была в курсе действий актера, оператора и только после этого приступать к съёмкам в воде. Потому что в первую очередь, это  безопасность. В целом, и для актера, и для оператора нужны репетиции. Когда я снимала сама в закрытой воде, я делала репетиции. Мне нужно было попробовать движение, потому что актёры будут со мной на глубине, нужно понимать, куда актер плывет, на меня, вправо или влево, объяснить и скоординировать движение заранее. 

Можно ли снимать под водой  кино  на телефон

Я считаю, что всё зависит от задач и от бюджета. Сейчас телефон позволяет снимать под водой и это круто, но профессиональный бокс даёт тебе использовать разную дискретную оптику, и это совсем другой подход. Если говорить о большом игровом кино, я думаю, нужно подбирать профессиональное оборудование.  

А, в целом, какие ощущения во время съемки под водой?

Если сравнивать землю и воду, конечно, это совершенно разные ощущения, другое чувство восприятия объекта , под водой ты иначе видишь. В целом другое ощущение света и движения, по другому чувствуешь и ощущаешь себя.  Думаю, что это похоже на какое-то «изначальное» человеческое проживание. Для меня открытием было, что в воде с некоторыми объектами, предметами, текстурами можно работать иначе, они там выглядят по другому. В воде предметный мир получает поэтическое прочтение, уровень созерцания возрастает. Мне очень интересно снять целый проект под водой с декорациям с большими актерскими сценами.

Кадр из клипа группы “Летать” (режиссер К. Вихрев-Смирнов, оператор-постановщик Л. Князева)

С какими вызовами сейчас сталкиваются операторы? Как их решать?

Основной вызов – это поиск хороших проектов. У нас в целом киноиндустрия не до конца оформлена, из-за этого есть сложности в поиске работы. Например,  у зарубежных коллег есть опыт работы с агентом, это человек который занимается не только договорами и финансовой частью, но и предлагает оператору проекты с разными режиссерами. У нас в этом направлении начали работать относительно недавно. Думаю, это правильный путь в плане системности и оформления взаимоотношений с продюсером. Тогда бы в этой логике заработало понятие здоровой конкуренции, все  стало бы  намного прозрачней. 

Очень хочется реализовать идеи с изображением и с пластикой света в разных жанрах с разными режиссерами. В целом, я считаю, что в ближайшее время в нашей стране может начаться кинематографический Ренессанс, думаю что все  для этого есть. Вообще интересно, если бы у нас снималось больше фильмов о разных эпохах, палитра изображения думаю обогатилась и выросла бы.

У нас очень сильная русская операторская школа благодаря советскому периоду. Мастера в целом были больше сконцентрированы, собраны. В. И. Юсов, А. Л. Княжинский, Г. И. Рерберг, Л. И. Калашников – у них у всех был свой стиль изображения, они были авторами, они отличались друг от друга, потому что каждый из них обладал уникальным видением и стилем. У них в целом была другая концентрация, пленка диктовала другой подход, было меньше дублей и оператор был единственным человеком, который видел изображение. В этом была тайна создания фильм. Сейчас все  иначе: у современного оператора больше инструментов, он должен быть всегда в теме развития технологий. Камеры стали легче, но авторов с видением со своим стилем мало. Многие находятся в плену моды, на мой взгляд.

В целом, оператор должен быть в хорошей физической форме. Это связанно с тем, что бывают разные физические задачи, камера – это продолжение твоего тела и нужно уметь с ней делать все, от падения, до прыжка в высоту, бега. Есть более чувственные вещи, когда необходимо подключение к героям: ты сопереживаешь вместе с ними, тело должно быть пластичным как у танцора, ты танцуешь с камерой и актером. Меня очень вдохновляет балет, это синергия музыки и пластики, для меня это искусство совершенно. Смотреть, как человек преодолевает закон гравитации, это красиво и очень вдохновляет. По сути, для меня киноизображение, это синергия хореографии и живописи, это целый рисунок, который я создаю с помощью камеры.

#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять