MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Всероссийский молодежный кинофорум > Презентация региональных кинокластеров прошла в Ульяновске

Презентация региональных кинокластеров прошла в Ульяновске

В Ульяновске в рамках Поволжского молодежного кинофорума 28 мая прошла презентация региональных кинокластеров Приволжского федерального округа. Модератором выступил Дмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ, руководитель проекта «Всероссийский молодежный кинофорум», на базе которого состоялся Поволжский кинофорум. 

Участники – продюсеры, представители киностудий, креативных кластеров, учебных заведений, отраслевых организаций (включая региональные представительства Союза кинематографистов России) – рассказали о развитии отрасли, проблемах и перспективах в своих регионах.

Генеральный директор киностудии «Башкортостан» Юнир Аминев представил историю развития кинематографа в республике, рассказал о копродукции с соседними регионами, развитии анимационного направления и укрупнении материально-технической базы, благодаря чему Башкортостан готов принимать участие в проектах федерального и международного уровня. 

По словам Юнира Аминева, Башкортостан оказывает помощь молодым кинематографистам: в республике создана база актеров, доступ к которой могут получить представители отечественной индустрии, также осуществляется поддержка победителей питчингов (софинансирование проектов). 

Спикер отметил, что анимационные проекты являются инструментом для популяризации башкирского языка в многонациональной республике. Для этого были запущены развивающие мультфильмы, а также истории на основе башкирских, русских, татарских, марийских и чувашских сказок. 

В планах республики – развитие анимационной студии «Муха», в штате которой, на данный момент, состоит около 60 человек. В этом году в Уфимском училище искусств открывается курс аниматоров, призванных в краткосрочной перспективе пополнить кадры в этой отрасли. 

Кроме того, в республике планируется создание кинокомиссии, деятельность которой будет способствовать дальнейшему привлечению в Башкортостан крупных режиссеров и продюсеров. 

«Федеральные продюсеры и режиссеры тоже должны снимать в республике. Я не хочу зацикливать кино в Башкортостане на национальные фильмы, мне интересно было бы работать и с молодыми кинематографистами из других регионов, и с опытными “большими” авторами», – пояснил участник дискуссии. 

Вопрос о необходимости кинокомиссий стоит по-разному в каждом регионе. В Татарстане, который вместе с Башкортостаном и другими национальными регионами входит в список т.н. «продвинутых» в плане развития кинематографа, пока не сформирована кинокомиссия. 

По мнению Алексея Барыкина, представителя Казанского государственного университета культуры и искусства, заместителя председателя Союза кинематографистов РФ в Республике Татарстан, формирование кинокомиссий в республиках с «национальным» кино должно иметь свою специфику.

«Я считаю, что для республик, где развивается кино, нужна определенная адаптация кинокомиссий – формирование т.н. “умной” кинокомиссии. Необходимо в процессе предпринять ряд защитных мер, чтобы не умерло кино на национальных языках», – пояснил эксперт.

Он рассказал о динамичной жизни татарстанского кинематографа: проведении международных фестивалей, кинопроизводстве, знаменитых локациях, мощной производственной базе, деятельности профессионального сообщества (в Казани порядка 400 человек на сегодняшний день постоянно заняты в кино) и т.д.

Отдельно Алексей Барыкин выделил развитие новых направлений в системе кинообразования Татарстана. По его словам, Казанский институт культуры выиграл грант на создание пошивочного ателье для реквизита театра и кино. На данный момент получены первые заказы от танцевальных коллективов, а в скором времени представители института будут выходить с предложением на кинорынок.

Также институт выиграл грант на формирование программы по подготовке работников культуры, которые проживают в малых городах и селах и не имеют доступа к материально-технической базе.

В заключение спикер рассказал о международных лабораториях, в рамках которых молодые кинематографисты из разных регионов страны и стран мира взаимодействуют между собой в офлайн и онлайн-форматах. Это знаменитый фестиваль «Кино за семь дней», а также новый проект творческой лаборатории по созданию серии мастер-классов, в рамках которых будет создаваться полнометражный фильм. 

«На базе международной лаборатории мы хотим создать полнометражный фильм и вывести его в федеральный прокат. Каждый этап этого фильма будет превращен в непрерывный мастер-класс, который будет проходить онлайн, в режиме реального времени. Сейчас мы пишем сценарий и надеемся запустить проект в ближайшее время», – рассказал Алексей Барыкин. 

Программа для жителей малых городов и сел запущена и в Пермском крае. Глава Госкиноцентра «Пермкино», автор проекта «Пермская Синематека» Павел Печенкин рассказал о программе социальных кинозалов, созданной в 2019 году. С помощью привлеченных инвестиций удалось оснастить ряд кинозалов в малых населенных пунктах Пермского края и провести показы и обсуждения фильмов. На сегодняшний день более 10% репертуара социальных кинозалов составляют документальные картины.

«Мы планируем создание кинодеревень. Через 3 года доведем количество зрителей кинозала до 500 тысяч в год», – подчеркнул спикер, добавив при этом, что репертуар социальных кинозалов дополнится доком.

По мнению Павла Печенкина, направление документального кино должно поддерживаться государством как трибуна общественного мнения. 

При этом продюсер отметил, что Пермский край – это один из наиболее лояльных регионов для приезжих кинематографистов: здесь активно действует кинокомиссия, а размер компенсации затрат по системе рибейтов составляет 50%.

Взаимодействие с индустрией налаживает и Оренбургская область. Кинокомиссия в регионе действует с 2019 года, и помимо рибейтов продюсеры могут рассчитывать на помощь местной администрации в период съемок (транспортные услуги и др.).

По мнению лауреата Сибирского питчинга дебютантов, сценариста фильма «Раненая птица» Людмилы Ковалевой, для развития кинематографа в Оренбургской области не хватает образовательной базы и, соответственно, кадров. Она обратилась к участникам встречи из более «продвинутых» регионов с предложением о сотрудничестве.

Председатель правления Союза кинематографистов Чувашской Республики Олег Михайлович Ципленков перечислил факторы, мешающие развитию кинематографа в регионе. По его мнению, это отсутствие нормативно-правовой базы, а также взаимодействия с руководством республики. 

На отсутствие нормативно-правовой базы посетовал и Андрей Антипенко, директор «Центра российского кино».

«Нужна нормативно-правовая база. Наладив инфраструктуру, имея индустриализацию, мы становимся интересны большому бизнесу, который приезжает к нам», – отметил создатель самарского кинокластера. 

Он также подчеркнул, что развитие креативных индустрий по всей стране необходимо потому, что уже сегодня две трети кино и сериалов снимается в регионах.

«Без коммуникаций культуры и бизнеса киноиндустрию не развить», – пояснил эксперт. При этом Андрей Антипенко рассказал об успехах своего проекта, консолидации талантливых молодых ребят на базе создаваемых креативных кластеров и  взаимодействии с местными властями. 

Сергей Братищев, руководитель проектного офиса кинокомиссии «Ульяновск Кинофонда», директор фестиваля «От всей души», отметил, что в 2019 году в Ульяновске было создано креативное пространство для образовательной деятельности региональных кинематографистов. Также он рассказал о совместной образовательной программе с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения.

Спикер отметил, что Ульяновская область входит в число регионов с повышенной лояльностью к киноиндустрии (рибейты – порядка 30%). Однако, по его мнению, необходима консолидация местных игроков отрасли для усиления темпов ее развития – возможно, на базе Союза кинематографистов РФ.

Декан факультета дополнительного образования Санкт-Петербургского института кино и телевидения Екатерина Сазонова рассказала о взаимодействии с творческой молодежью из регионов в рамках проекта «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи» (проект выиграл грант Росмолодежи-2021 г.) Цель проекта – повышение социальной мобильности творческих ребят, создание электронной базы данных для вовлечения молодых специалистов в киноиндустрию.

Также гостья из северной столицы анонсировала проведение фестиваля «ПитерКиТ» в ноябре этого года в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Познакомиться со всеми презентациями можно на сайте проекта.

Отметим, что проблемы кинематографа в регионах России подробно обсудили на форсайт-сессии, прошедшей 22 апреля в рамках Московского молодежного кинофорума. Мероприятие, на котором выступили представители около 30 регионов страны, прошло на базе бизнес-площадки 43 ММКФ, прошедшего в гибридном формате с 22 по 29 апреля. 

Поволжский молодежный кинофорум прошел в этом году 28–29 мая в рамках Всероссийского молодежного кинофорума и XII Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра им. В.М. Леонтьевой «От всей души». Организаторы мероприятия: Союз кинематографистов России, «Ульяновск Кинофонд», при поддержке Фонда президентских грантов, Правительства Ульяновской области, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Национального фонда поддержки правообладателей, компании Canon, Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, продюсерского центра «Moviestart». 

Текст – Аля Колдунова 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять