Сценарист Олег Сироткин: о героях веб-сериалов и будущем индустрии
Редакция Moviestart пообщалась со сценаристом и экспертом Moscow Film Accelerator об особенностях героев веб-сериалов, российских и зарубежных трендах создания контента и о том, заменят ли в будущем сериалы реальную жизнь.
Скажите, пожалуйста, какие существуют яркие типажи главных героев в современных российских веб-сериалах?
В первую очередь, важно сказать о том, в чем суть фундаментального изменения сериального производства в России в вопросе главного героя (протагониста). Большинство российских сериалов, которые производятся для телевидения – это или истории о «героях в погонах», или о женщинах с «тяжелой женской долей»: крошечках-хаврошечках, которых несправедливо обидела судьба-злодейка. Это два устоявшихся типажа российского телевидения, которые, на мой взгляд, исчерпали себя – ниша заполнена.
Платформы выдвинули новый тип героя – современный успешный человек средних лет, мужчина или женщина, которые все менее симпатичны, но все более эмпатичны. Симпатичный герой совершает правильные поступки, испытывает определенные сложности, а мы наблюдаем за тем, как он с ними справляется. Он, как правило, не обладает серьезными изъянами и является примером для подражания в обществе. Эмпатичные герои – люди противоречивые, амбивалентные. У эмпатичного персонажа всегда есть полемичное свойство характера, которое ставит зрителя перед сложным выбором.
Яркий тому пример – сериал «Во все тяжкие». Уолтер Уайт наивно верит, что можно быть крупным торговцем наркотиков и при этом оставаться образцовым семьянином. Весь сериал построен на том, что мир наркотиков не вторгается в жизнь его семьи. В пятом сезоне это вторжение происходит, и герой оказывается отторгнут семьей: он больше не нужен своей жене, его презирает собственный сын. Все те цели, ради которых он пошел на преступления, обесценены. Классический пример создания эмпатичного героя. Никогда раньше герой не был одновременно хорошим человеком и семьянином, но при этом – монстром. Это и есть формула нового героя, которая ушла и в российское сериальное производство.
Есть полемичная фигура в центре истории, которая одновременно и прекрасна, и отвратительна. Такие персонажи занимают все больше места на онлайн-платформах. Симпатичного героя мы понимаем и ему симпатизируем, хотим брать пример. Эмпатичного героя мы осуждаем, но ему сочувствуем, потому что видим в его ошибках свои ошибки. Кто из нас без греха? – думает зритель.
Еще важно пояснить, что мы подразумеваем под словом «герой». Герой как персонаж, или герой, который совершает подвиг? Здесь есть игра смыслов, и потому слово «герой» имеет двойное значение. В драматургии «героев» принято называть «персонажами», чтобы не было двойной трактовки.
Главный герой, протагонист, далеко не всегда совершает героические поступки. На мой взгляд, эта миграция в современном сериальном производстве – конструктивна. Сейчас это не просто картонные фигуры, которые несут образцы для подражания, а все больше те люди, в которых зритель узнает себя. Думаю, именно с этим связан стремительный рост российских стриминговых онлайн-платформ. Дело в том, что контент оказался очень востребованным. Герой России сегодня – это герой, похожий на ее жителей.
Получается, это был зрительский запрос, который привел к таким изменениям?
Безусловно. Зритель голосует рейтингом, то есть рублем. Тенденция отказа от телевизоров людьми 30+ связана с тем, что аудитория не нашла своих героев на телеэкране. Некому было сопереживать. Между тем, аудитория 30+ самая платежеспособная. И у этой целевой аудитории деятельность, по большей части, связана с интернетом. Онлайн-платформы позволяют иначе подавать материал, чем на телевидении. Здесь не надо ждать эфирных часов. Зритель может смотреть, когда угодно, где угодно и сколько угодно серий одновременно. Тебе подберут персонажа, к которому ты эмоционально подключишься. Это и есть та причина, почему онлайн-платформы переживают в России настоящий бум.
Связано ли это как-то с социальными сетями, когда, например, блогер становится своего рода персонажем, и ты следишь за его жизнью? Эти люди живут среди нас, и мы также за ними наблюдаем в сторис, когда захотим, можем посмотреть 30 секунд, можем – 10 минут.
Я думаю, существуют рамки, выходя за пределы которых, формат просмотра в сторис не будет развиваться. Дело в том, что пятиминутки хорошо смотреть на бегу. Этим они и ценны. Очень важно понять, где в сериальном повествовании нужно ставить точку с запятой. Когда ты отвлекаешься от просмотра, то утрачиваешь эмоциональную связь с персонажем. Соответственно, вернувшись в точку просмотра, ты уже не будешь так эмоционально вовлечен. Все, что выходит за рамки пяти минут, тяжело для просмотров на бегу. Обратите внимание на сериалы, которые идут 10–15 минут. Они адресованы тем, кого пока не интересуют истории на 40 минут, но уже не интересны сторис. Можно сказать: это завтрашняя платежеспособная аудитория. Здесь есть много места для эксперимента. Это может быть очень странная история по форме подачи материала, могут быть странные герои и т.д. Поэтому веб-сериалы на 10–15 минут – чудесный инструментарий для того, чтобы освоить новые форматы.
В целом, сегодня можно выделить 4 типа сериалов: 1) классический телевизионный; 2) большой стиль онлайн-платформ, 3) экспериментальные сериалы по 10–15 минут для видеохостингов; 4) пятиминутки формата «сторис». Разный хронометраж серий в веб-сериалах связан с тем, что больше не надо держаться твердого телевизионного слота, который составлял или 44 минуты, или 52, или 24. Как правило, 24 минуты шли ситкомы, а 44 и 52 минуты – драматические проекты. Далее к 24 минутам добавляли, например, 6 минут рекламы. В интернет-формате этой кратности получасу или часу больше не надо придерживаться. Потому метраж серий «гуляет».
Есть ли проверенный способ создания эмоционального подключения зрителя за 5 минут?
Есть режиссер Дэвид Сандберг, который на сегодняшний день является знаменитым хоррормейкером. Еще недавно он был неизвестным шведским режиссером, который создал аккаунт ponysmasher на YouTube.com и стал выкладывать на нем свои ультракороткие хоррор-скетчи. Каждый его мини-фильм длится не более трех минут. И я все думал, как за три минуты ему удается создать эмоцию страха и саспенса? В какой-то момент понял: в его скетчах нет экспозиционной зоны: мы сразу видим персонажа в знакомой зрителям среде – в собственном доме. Это настолько узнаваемая ситуация для аудитории, что ничего не надо экспонировать. Уплотнение происходит за счет того, что персонаж и обстоятельства сразу становятся понятны. В сторис это тоже практикуется: мы сразу погружаемся в мир персонажа и дальше просто движемся по линии его жизни. Это и есть один из инструментов уплотнения повествования.
Можно ли создать крутой сериал для разной аудитории?
Нет, нельзя. Эта тема уже исследована. Мировой тренд сериального производства – это создание нишевого продукта. В чем разница между бесплатными и платными каналами? Меньшее число людей посредством оплаты аудиовизуального контента может получить качественный продукт, заточенный под их интересы. Невозможно создать проект, который будет нравиться и бабушке, и безработному, и бизнесмену, и военному, и школьнику, и молодой матери. В таком случае вам придется выводить на экран так называемых «симпатичных персонажей»: т. е. тех, кто со всех сторон положительные. Ведь они должны понравиться самым разным группам людей. А интерес к таким персонажам — навсегда в прошлом.
Нишевый продукт позволяет работать с системой ценностей определенной группы людей, которые подписываются на эту платформу или канал. В этом и состоит особенность развития современного сериального производства. Нишевого сериала с противоречивым героем, который может понравиться всему миру, никогда не будет. На телевидении продолжат работать с обтекаемыми фигурами, которые придутся по душе и бабушкам, и ребенку, и домохозяйкам. Все это будет на крупных бесплатных телеканалах. Все, что касается платных платформ, – там будут царствовать все более сложные и противоречивые персонажи. И эффект воздействия на целевую аудиторию будет выше. Такие сериалы гораздо глубже проникают в сердце зрителя, когда они работают с системой ценностей определенной социальной и возрастной группы.
Когда создаете персонажа для определенной целевой аудитории, получается, нужно или хорошо знать эту аудиторию или быть ее частью?
Вы абсолютно точную мысль высказали сейчас. Нужно или хорошо знать эту аудиторию, или быть ее частью. Секрет успеха многих проектов связана с тем, что система ценностей создателей сериала равна системе ценностей зрителей. Тогда эти проекты попадают в «яблочко».
Как изучить эту аудиторию? Например, молодые люди решили снять веб-сериал. Что Вы им посоветуете? Про себя снимать?
Снимать про себя, и так, как им нравится. Победят те, кто попадут в сердца многих. Ведь кто становится успешен? Тот, чья система ценностей и образный ряд соответствуют большинству внутри целевой аудитории. В чем феномен Гая Ричи? В том, что он оказался «в доску своим парнем» для многих пацанов со двора во многих странах Мира. Он мыслит именно так, как мыслят многие из них. Он и брутален, и ироничен одновременно, что привело многих в восторг. Молодым ребятам я могу порекомендовать делать проекты, которые будет интересны им, и их друзьям.
Есть ли способы за 5–7 минут раскрыть персонажа и сделать его эмпатичным?
Есть французский сериал, который называется «Bref». Там каждая серия длится всего 100 секунд. Это рефлексия мужчины среднего возраста на окружающую жизнь – истории, которые гомерически смешны. Снято огромное количество серий, в которых сумасшедший темп повествования. Я не поленился расписать одну серию этого проекта в каноническом американском формате. И обнаружил, что она занимает 7 страниц текста. В одной серии получилось 7 минут американского формата, но при этом количество событий там еще больше (минут на 20 экранного времени). Это потрясающий проект. Что является драматургическим инструментарием этого проекта? Во-первых, сумасшедший темп повествования. С другой стороны, проект посвящен внутренним переживанием протагониста. И возникает парадокс: словно на перемотке нам показывают нежные переживания мужчины средних лет: его страхи, мечты, тайные желания. Закадровый голос формирует ощущение, что мы читаем интимный дневник. Но читаем мы его очень быстро, на перемотке. Раскрыт ли персонаж в этом проекте? И да, и нет одновременно. Раскрыт и высмеян. Возникает ли эмпатия? — да. Но причина, как мне кажется, в том, что протагонист — смешон. Смех — один из лучших способов пробудить интерес зрителя к персонажу.
Другой способ подключить зрителя к герою: погрузить его в быт персонажа используя формат, понятный современной аудитории. Есть потрясающий проект «Eva Stories», который профинансировал израильский миллиардер. Там многие серии – это прямые включения из прошлого. Действие происходит в 1944 году, во времена Холокоста. Это серьезный художественный допуск, что ребенок времен Второй мировой войны, имеет смартфон, на который он снимает происходящий вокруг ад. Но это — работает!
Социальная сеть Snapchat также сейчас разрабатывает новый киноязык. У них есть аккаунт на YouTube.com — Snapchat Originals, где они выкладывают свои сериалы. У них нередко вертикальный кадр разделяется на две части. Когда идет «восьмерка» диалога, мы видим два лица собеседника одновременно. Большинство их проектов рассказываются, опять же — словно на перемотке. Но на мой взгляд, у них зритель не успевает вжиться в предложенные обстоятельства, почувствовать глубину переживаний персонажей. Все «скачет по верхам». Думаю, именно с этим связано, что Snapchat Originals не достиг серьезных высот.
Существуют ли в современном сериальном производстве яркие безусловные тренды?
Существует несколько объективных трендов. Тренд первый: в сериальном мире царствует плут (проходимец-протагонист). Огромное количество проектов сегодня, в центре которых — мошенник. Плут заполонил собою экран еще лет десять назад, но не сходит с него по сей день. Веб-сериалы активно развивают эту тему. Я размышлял, почему плут стал героем современного сторителлинга и пришел к выводу, что это проявление кризиса христианской культуры. Ведь такой персонаж никого не убивает, не проявляет насилия. Он просто хитрит и манипулирует. Он обманывает и крадет, нередко — у организаций. Современному зрителю, на мой взгляд, не совсем понятно, почему этого нельзя делать, если врут и обманывают вокруг все: чиновники, политики, работодатели, банкстеры (слэнговое слово, возникшее из сочетания: «гангстеры» и «банкиры»). Это первый крупный тренд, который я вижу.
Люди, которые честно работают, не являются сегодня героями историй. Я думаю, это большая ошибка современного общества. Если думать, куда вкладывать государственные деньги, я бы всерьез задумался о необходимости поддерживать проекты, в центре которых люди, которые честно работают. Второе: истории людей, которые живут жизнью рядовых граждан. Почему-то зрителю вдалбливается в голову мысль, что подвиг — это когда ты кидаешься в огонь и вытаскиваешь из пламени ребенка. А тот факт, что в современном обществе потребления, зацикленном на эгоизме, нередко сам факт того, что ты растишь детей — это уже подвиг, как минимум поступок — такого взгляда на жизнь я не вижу на экране.
Современный кинематограф культивирует крайние формы выражения решений людей: герои бегают, стреляют, дерутся, угрожают, шантажируют. Кинематограф отказывается от воспевания совершенно простой, обыденной жизни граждан. Неспособность увидеть ценность, поэзию и благородство в простых вещах – это нечто из категории коллективного невроза, на мой взгляд. Но не все идут на поводу у этого тренда.
Есть компании, которые достигают успеха, именно нарушая это правило. Например, Good StoryMedia. Их картина «Батя», которая, кстати, изначально задумывалась, как веб-сериал в сторис, поставила во главу угла жизнь простого человека, который раскрыт в уникальном сочетании персональных качеств. В этом человеке вы узнаете и себя, и ваших близких. «Батя» — фильм, пропитанный любовью по отношению к простому человеку. Как и многие другие проекты GSM.
Картина «Батя» имела весомый успех в прокате. Успех поначалу связывали с излетом второй волны пандемии. Дескать, фильм вышел в удачный момент: в то самое время, когда зритель пошел в кинозал, но премьеры американских блокбастеров еще придерживали до лучших времен. Позднее картину выложили на платформе. И количество просмотров доказало, что успех неслучаен: он связан с качеством самого фильма. В «Бате» показан образ, по сути, антиотца: он все делает не то и не так, как должен поступать родитель. Но при этом — это Отец с большой буквы. Потому что он любит своего ребенка, а тот — обожает батю. В этом парадокс этой истории. Получился немного идеализированный, но все-таки достоверный образ отца из советского прошлого. Это наглядно доказывает версию, что, если дать невротическому обществу здоровую концепцию, то общество будет благодарно.
Второй крупный мировой сериальный тренд: истории, в центре которых женщина или группа женщин. На одном из международных кинофестивалей, по рассказам моего друга, все проекты на питчинге были про женщин. Не было ни одного проекта с мужчинами в центре истории. Думаю, эта волна вскоре накроет и Россию. Ситуация двоякая. С одной стороны, это конструктивное явление: на протяжении долгого количества времени (его можно исчислять столетиями) главными героями художественных произведений были мужчины. Сейчас мир выравнивает этот дисбаланс, создавая в ускоренном темпе огромное количество проектов про женщин. Существует даже такой термин «коррекционная дискриминация». Но с другой стороны: в большинстве подобных проектов мужчины – откровенные негодяи. Они антагонисты по половому признаку. Яркий тому пример — сериал «Рассказ служанки» или кинокартины «Аферистка», которая недавно была в прокате. Такого прежде я не припомню. В «патриархальных» художественных произведениях женщина не была врагом мужчины. Да, она подвергалась объективации. Но никогда один пол не противопоставлялся другому. Сегодня обществу, посредством кино и сериалов, транслируют идею «войны полов». И это — настораживает.
Если говорить о будущем, как Вы считаете, тенденция на создание эмпатичных персонажей будет актуальна?
В какой-то момент меня посетило озарение, как будет развиваться образ протагониста в сериальном производстве. Мне кажется, он будет двигаться по следующей схеме.
Думаю, в сериальном производстве мир повторяет те же этапы, что прошла европейская живопись. Ведь живопись (иконопись) изображала поначалу «лучших людей общества» – святых, воинов-героев, царей. Затем икона все больше стала вбирать в себя образ простого человека. И в итоге из иконописи вышла портретная живопись. Всевозможные «девушки с сережками» и «мальчики на шаре» стали объектом внимания. А потом герои картин стали приобретать все более маргинальные черты.
Сериалы идут по тому же пути. Вспомните, проекты 50-х годов, которые были посвящены «лучшим людям нашего общества». Затем мир постепенно перешел к обычным людям (70-80-е годы). В конечном итоге им на смену пришли люди с виду обычные, но с демонами внутри. Эдакие «тихие омуты».
В драматургии есть правило: протагонисту нужно придумать недостаток (уязвимость). Это обязательное условие. Поскольку сериальное производство нишевое, то есть возможность все больше главных героев делать маргинальными персонажами. Например, если сделать сериал про коммуну фриганов, кто будет его смотреть? (фриганы — люди, кто намеренно отказывается от концепции «общества потребления»: имея доходы и дом, они питаются объедками с помоек и носят одежду, найденную там же). Казалось бы, кого такие персонажи заинтересуют? Но, если этот сериал выложить на платформе, которая имеет мировой охват, то 50 тысяч фриганов по всему миру создадут ту аудиторию, при которой проект выйдет в плюс. То есть в рамках одной страны проект не будет успешен, а в рамках Мира — будет. Это экономическая модель нишевого продукта. Онлайн-платформы мирового проката позволяют делать проекты с маргинальными героями. Думаю, сериальное производство будет двигаться в эту сторону. Что придет на смену им? Пока не очень понятно. Скорее всего, будут какие-то невероятные миксы.
Что ждет сериальное производство в будущем?
На мой взгляд: бурный рост. По крайней мере в России. Вслед за остальным миром. Когда произойдет роботизация общества, и огромный процент людей останется без работы, когда людям начнут платить безусловный базовый доход, проблема досуга станет очень острой. Чтобы люди от безделья не разгромили страну, им предложат мощную отрасль развлечений. Думаю, за участие в компьютерных играх людям будут платить. Еще одной формой развлечения этих людей станут бесконечные, не имеющие финалов сериалы. Я думаю, именно с этим связан сумасшедший рост сериального производства в Мире сегодня. Для меня это важное открытие, которое завело меня в моральный тупик.
Я всегда понимал сериал, как форму обмена жизненным опытом. Но когда осознаешь, что сериалы станут заменой самой жизни (люди будут тратить свою жизнь на то, чтобы смотреть чужие жизни), становится не по себе. По сути, это та самая «Матрица» Вачовски.
Но это — в далеком будущем. Если говорить об актуальном положении дел, то сегодня российские сериалы для онлайн-платформ не подменяют собою жизнь, а отражают ее: «Хэппи энд», «Немцы», «Шторм», «Чики», «Обыкновенная женщина» и многие другие — отличные проекты. Почему в период пандемии произошло развитие российских онлайн-платформ? Потому что общество заждалось проектов на волнующие темы и образы тех героев, в которых они узнают себя. Телевидение заполонило экраны огромным количеством картонных персонажей. В этом картоне стало невозможно жить и находить себя. Веб-сериалы стали той дырочкой, которую зритель проковырял в этом картоне, чтобы увидеть в глазок реальную Россию.
Насколько совершенны алгоритмы рекомендаций видеохостингов и онлайн-сервисов сегодня, на ваш взгляд?
Каждый наш чих сегодня где-то фиксируется. По большому счету, биг дата должна стать инструментарием улучшения работы видеохостингов. Когда вы заходите на страницу хостинга, вам должны выпадать такие ссылки и проекты, словно ресурс прочел ваши мысли, угадал ваши скрытые желания. Пока этого нет. Рекомендации видеохостингов и онлайн-платформ оставляют желать лучшего. По больше части они построены по принципу стеллажа с книгами, огромной свалки всего, в которой ты должен сидеть и копаться. Поражаешься, до какой степени алгоритмы рекомендаций сегодня несовершенны. Например, нет такой опции, что наводишь курсор на фильм и тебе выпадает такая подборка кадров, что ты моментально принимаешь решение: твое это кино или нет. Но улучшение этих алгоритмов — вопрос ближайшего времени. Это техническая проблема, на мой взгляд. Настанет день, когда мы перестанем понимать, где рекомендация платформы, а где —наши мысли. Главное — было бы что рекомендовать.
Юлия Волкова
Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».
Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.