MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Всероссийский конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история» > Тезисы мастер-класса Елены Демидовой: «Мобильное видео и экранные технологии в социальном документальном кино»

Тезисы мастер-класса Елены Демидовой: «Мобильное видео и экранные технологии в социальном документальном кино»

В рамках Всероссийского конкурса видео о социальных проектах «Хорошая история» состоялся мастер-класс режиссера-документалиста, сценариста и педагога Елены Демидовой. Во время этой встречи она поделилась полезными лайфхаками в работе над неигровыми картинами и рассказала, как мобильная съемка и экранные технологии могут применяться в документальном кино и, в частности, при съемке социальных историй.

В начале мастер-класса режиссер призналась, что давно думала о том, каким образом можно использовать экранные технологии в документальное кино – ведь это важная часть нашей жизни. Мы делаем покупки через интернет, мы учимся в зуме, совещаемся в вотсапе, ищем партнеров в тиндере, ссоримся и миримся в фейсбуке, пишем записки и говорим о любви в телеграме. 

Как встроить эту экранную жизнь в документальное кино? Как сочетается она с обычной камерой? Какие технологии существуют для записи экранов телефонов и компьютеров? Где мера их использования? Всегда ли это работает? Как экран передает эмоции и драмы персонажей кино? Это все важные вопросы, которые требовали решения. Ответы пришли во время прошлогоднего локдауна, когда Елена создала мастерскую I-MOVIE совместно с Театр.doc, вместе со студентами они разбирались с этим на практике. Этим опытом она и поделилась нам мастер-классе.

При этом спикер отметила, что разницы между социальными и несоциальными историями нет. «Во время карантина мы все оказались каждый сам по себе, а наши близкие где-то на расстоянии. И когда надо рассказывать эти истории, мы поневоле используем экранные технологии. Это может быть любая история, в том числе, и социальная. Почему бы не использовать переписку, какие-то вещи, которые герои снимают сами, почему бы не использовать и Zoom, если это вписывается в историю? Если правильно использовать Zoom, то может получиться полноценное кино.  Здесь важно, чтобы история происходила здесь и сейчас, законы драматургии они везде одинаковы. Можно сделать скучно, и получится какой-то репортаж или конференция, а можно выбрать из этого моменты жизни, которые складываются в историю и получится кино. На самом деле, вариантов много. Очень важно понимать, что экранные технологии могут двигать вашу историю. В случае, когда мы говорим не о ролике, а о кино. Хотя на самом деле, даже социальную историю можно сделать как ролик, где все быстро бегают и что-то мелькает, музыка играет. А можно сделать короткую, но историю про человека, про жизнь, которая расскажет больше, чем любые слова».

В ходе мастер-класса эксперт поделилась с участниками необычными находками учеников её мастерской. Во время работы над документальными фильмами, они вместе открыли интересные способы использования screenlife формата.

Вот, например, направление взгляда говорящих людей. Интересно, что в классическом документальном кино герои находятся водном пространстве, их диалоги  записаны на общем плане или может быть камера переходит от одного лица к другому, а в записи конференции получается, что два человека находятся в разных пространствах, они смотрят на нас, но они могут общаться между собой. Это какой-то совсем другой способ визуализации общения. Можно считать это минусом. А можно придумать как это будет «работать» на историю.

«Конечно, можно воспринимать телефон, как замену камере, но нужно понимать, что у него есть еще масса возможностей. Иногда надо подумать, как какие-то решения «поневоле» могут превратиться в художественные решения. Например, в Whatsapp во многих смартфонах нет записи звука, и когда ты записываешь разговор, происходит рассинхрон звука и картинки. Одна из моих учениц кадрировала экран так, чтобы не было видно рта говорящих с ней людей.  Казалось бы, это плохо. Но она придумала     визуальное решение – жизнь ее и ее бойфренда снималась обычным способом хорошей камерой, это реальность, а крупные видео   на котором только  лицо и глаза ее мамы и сына делало их как бы почти нереальными, тем более что в истории речь шла о достаточно абсурдных и даже немного мистических вещах».

Кроме того, можно использовать фрагменты личной переписки – какие-то важные сообщения могут менять ход истории, и вовсе не надо для этого вводить закадровый голос который неизбежно нас будет отстранять от героев, а здесь мы остаемся внутри истории, вместе с ними переживаем из-за неожиданного сообщения, например. Это важно для кино!

Также часто бывает, что  наши близкие, которые живут далеко от нас , шлют нам самое разное видео о себе. И это также может стать частью кино – важно что они  шлют, когда , что там внутри происходит, это много рассказывает о них. Иногда они монтируют это видео, накладывают какие-то дурацкие казалось бы звуки и картинки, но это тоже  рассказывает о них, это может быть выражением любви, например, просто человек по-другому не умеет! 

«Очень важно, что вы здесь — тоже режиссер. Тут нужно подумать над тем, что может рассказывать историю. Если вы просите своего героя сделать что-то конкретное на камеру, то получится плохо. Даже если вы рядом – постановочные вещи вообще плохо получаются. Надо думать про ситуацию  — что может двигать вашу историю. В какой ситуации он сам забудет про камеру. Или те, кого он снимает, если это важно для него. Это все очень сложный постепенный процесс, но герои привыкают к камере, вы какой-то момент втягиваются в процесс и начинают выдавать то, что вы не могли и придумать!»

Также спикер рассказала еще об одном удачном примере использования в кино мессенджера – видео в Telegram.

«Но самая крутая вещь для видео и для кино – это Telegram. Это три таких кружочка, в каждой из которых герой, но только в одном из них он говорит, а в двух других  его лицо , но с отставанием и опережением на фазу. Это очень интересная визуальная штука. Но это и решение драматургических проблем. Например, когда у нас была история, когда героиня ходила на свидания. С камерой с ней не пойдешь, разговаривать через какое-то время после – уйдет эмоция, но героиня очень любила отправлять видеосообщения в телеграме. И выйдя со свидания или получив какое-то сообщение от своего парня, она сразу же отправляла видеосообщения режиссеру со всеми эмоциями и чувствами, и это конечно же стало частью фильма. И в сочетании с качественной съемкой других эпизодов, где героиню снимал оператор, это дало мощный эффект и получился очень яркий фильм». 

Еще один важный вопрос. Мы привыкли видеть в кино горизонтальный кадр, а многие наши герои привыкли снимать видео вертикально на телефон. Но это тоже может быть художественным решением. Например, вы снимаете героя горизонтально, а сам он о себе снимает вертикальное видео и в этом есть его характер, его бэкграунд. Иногда он принимает ваши правила игры, снимает горизонтально, а в стрессовой ситуации смартфон опять становится в вертикальную позицию, и это уже выражение эмоций!

При этом вертикальность может быть и вашим осознанным решением, она позволяет сосредоточиться только на герое, отсекает лишнее пространство. И недаром существуют фестивали и конкурсы вертикального видео. 

Вообще, экранные технологии – это огромное поле для возможностей. Если есть какой-то социальный проект, но съемочная команда не может прийти туда из-за пандемии, то всегда можно, как минимум, придумать новое решение – используя весь арсенал средств, который нам дают мобильные гаджеты и компьютерные технологии. 

В завершении лекции, Елена Демидова дала несколько советов начинающим документалистам, которые помогут им в поиске героя для будущих проектов.

«Не всякий герой – герой. Человек может быть интересным, может писать стихи, играть на музыкальных инструментах и быть очень хорошим героем для репортажа. Но при этом он никакой не герой для кино, потому что в кино есть еще какая-то вещь, еще какая-то магия, которая складывается, либо не складывается. Но магию можно попытаться объяснить. 

Мне кажется, там есть три составляющие. Первая – на одного человека интересно смотреть, на другого нет. Например, один герой может говорить глупости, но на него хочется смотреть, а другой будет суперумным и много рассуждать, и ничего не получится. Зрителю будет скучно. Поэтому важно смотреть на героя, есть там эта магия или нет.

Во-вторых, очень важно, чтобы в герое что-то происходило прямо здесь и сейчас. – что-то его волновало, шла внутренняя работа, какие-то изменения или важные вопросы внутри. Без этого, опять будет скучно, он будет рассказывать о прошлых проблемах или сейчас говорить какие-то интересные вещи, но это интересно для репортажа и журналистики, а для кино все-таки больше слов,    оно про более глубокие вещи, оно про сопереживание прежде всего. Должно быть чему.

И третья вещь, которая должна прилагаться к герою, это, конечно, история. Иначе даже с самым прекрасным героем мы  будем ходить по кругу, и из кино не будет выхода. История может быть фабульная, она может быть сюжетная, более глубокая какая-то, но все равно она должна быть. Зрителю важно за чем-то следить, чего-то ждать. Причем в неигровом кино это могут быть даже не внешние события, это может быть история нашего понимания героя. В начале фильма мы думаем про него одно, а постепенно через череду эпизодов вдруг понимаем какие-то совершенно новые вещи, или  сначала он нас раздражал, а потом мы проникаемся сочувствием. Или, кстати, наоборот тоже может быть —  сочувствовали, а потом поняли что врет или что не все так просто. Главное, что есть какая-то дельта, какое-то новое понимание, которое зритель  имеет в конце фильма. Не информация, а именно понимание и чувствование.  И когда ты снимаешь социальные вещи — тоже».

О проекте «Хорошая история»

Всероссийский конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история»  проводится в рамках Всероссийского молодежного кинофорума Союзом кинематографистов России при поддержке Фонда президентских грантов. Главная цель конкурса – повышение информационной открытости лучших социальных проектов некоммерческих организаций. 

Миссия конкурса – расширение присутствия социальной тематики в медиапространстве. Призовой фонд конкурса – 1 миллион рублей. 

Призы будут вручены в каждой категории в следующих номинациях: «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа », «Лучший сценарий игрового фильма», «Лучший сценарий документального фильма». 

Отдельно присуждается приз зрительских симпатий — «Лучший ролик о социальном проекте». Победителя в этой номинации определяют зрители: приз достается автору видеоролика, за который проголосовало большинство зрителей на портале «Добрая страна».
Прием заявок на конкурс осуществляется до 15 августа 2021 года включительно.

Подробнее об условиях участия – на странице конкурса.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять