Интервью с шоураннером проектов «Естественный отбор» и «Изи катка» Кириллом Алехиным
Шоураннер Кирилл Алехин за последние несколько лет реализовал ряд ярких проектов веб-сериалов и коротких метров, выиграл несколько питчингов и фестивалей. Сейчас Кирилл работает над вторым и третьим сезонами веб-сериала «Естественный отбор», вторым сезоном проектов «Изи катка» и «Вы из будущего», а также разрабатывает документальный веб-сериал «Мишка на сервере», рассказывающий о главном киберспортивном клубе России: Virtus.pro и, в целом, о киберспорте как части интернет-революции, меняющей мир. Редакция Moviestartпообщалась с Кириллом об индустрии веб-сериалов в России, творческой свободе, маленьких и больших бюджетах.
Ты, наверное, один из первых, кто начал заниматься веб-сериалами в России. Это было несколько лет назад. Как ты к этому пришел?
На самом деле, не «несколько». В 2011 году я работал в F5 — газете про интернет, про восходящих звезд YouTube, про тренды. Каждую неделю мы заглядывали в будущее: что завтра взорвет онлайн? Темой одного из номеров стали веб-сериалы. Я – геймер и запоем смотрел в YouTube «Гильдию» – ситком о компании, живущей в онлайновой игре. Он очень простой, смешной и точный. После «Гильдии» нашел еще сколько-то сериалов. Уже тогда (в 2010–2011 гг.) мы насчитали 50 веб-сериалов, которые стоит посмотреть прямо сейчас. Для них даже появился неологизм – вебизоды. Мне дико понравился формат. Через несколько лет, уже занявшись кино вплотную, я долго ходил по рынку, предлагал веб-сериалы рекламодателям как бренд-контент. И мы сняли два проекта для автомобильного бренда. Короткие истории, по пять минут на серию, то, что сейчас называется веб-сериалом – иронично и смело.
В 2019 г. веб-сериалами заинтересовались все. Появились платформы, которым нужен контент. Сначала мы сняли документальный альманах «Рокетджамп» о российском киберспорте – пять фильмов, пять режиссеров, пять стилистик. Довольно крутая история. «Рокетджамп» сначала вышел в ВКонтакте, а потом перебрался на видеосервис «Старт». А в прошлом году открылся Институт развития интернета, который поддерживает диджитал-проекты для молодежи и, в частности, веб-сериалы. Для диджитала это самый оптимальный формат, потому что ты можешь рассказать что-то важное, раскрыть тему, раскачать героев. И вот при поддержке ИРИ мы сняли два проекта: «Изи катка» и «Естественный отбор». В этом году – второй и сразу третий сезоны «Естественного отбора». Съемки закончились 28 июля.
На примере этих двух сериалов еще раз оценил интерес рынка. Он есть. Сначала мы вышли в ВКонтакте и набрали 8 млн. просмотров по «Естественному отбору» и 6 млн. по «Изи катке». На третий день показов в WhatsApp написал продюсер Premier: ребята, перебирайтесь к нам! Мы повторно вышли на Premier и нашли принципиально другого зрителя. Например, мне начали писать коллеги из киноиндустрии.
Ты начал с документального веб-сериала о геймерах, а потом стал снимать, в том числе, игровые проекты. С чего бы посоветовал начать желающим снимать веб-сериалы?
С дока начать проще, потому что он экономнее. Да, нужна группа, нужна техника, нужны экспедиции, но бюджеты документальных фильмов отличаются от игровых в несколько раз. Хотите пощупать формат веб-сериала? Док – хорошая точка приложения усилий. Другое дело, что в интернете уже миллиарды часов репортажного контента, и документальное кино (и веб-сериалы) соперничает с блогерами. Чтобы выделиться на фоне бесконечных блогов и стримов, ты должен простроить драматургию, найти правильных героев, необычно их снять.
Документальным кино сегодня занимаются все VOD-платформы — и российские, и, напримерNetflix, благодаря которому случился настоящий ренессанс документалистики.
А игровое кино – это управляемое кино: как придумал, так и будет. Но чтобы все произошло именно так, как придумал, нужно собрать 50–70 человек на площадке и за ней. И всем, разумеется, заплатить. И конкурируешь ты уже не с блогами, а с качественными сериалами и полными метрами. Например, с Disney, который выпускает свои суперблокбастеры одновременно в кинотеатрах и онлайн.
Не могу назвать средний бюджет российского веб-сериала, потому что среднего нет. Знаю веб-сериалы, которые сняты за миллион рублей за сезон – и те, что стоят в 15 раз дороже. И те, и другие по-своему успешны. Но к игровому кино нужно прийти. Прокачать репутацию, научиться привлекать ресурсы на производство. А еще научиться долгому производству, потому что, когда снимаешь короткий метр – это 2–3 смены: вы не успеете переругаться, устать, вы, по большому счету, не можете «налажать». Но вот ты снимаешь веб-сериал – и это длинный производственный цикл. Ты и твоя команда должны быть готовы к марафонам. Например, новые сезоны «Естественного отбора» — это 30 съемочных смен за 45 дней. В жару и ковид. По сути, полный метр. Только в несколько раз дешевле, чем средний авторский полный метр.
Вообще, грань между сериалом или веб-сериалом сегодня настолько тонкая, что я ее уже не вижу. Потому что все мы находимся в одном поле, конкурируем за одного зрителя. И этому зрителю без разницы, снимал ты за 1 000 рублей или за 10 миллионов долларов. У него есть полчаса вечером, и он хочет провести это время с удовольствием.
Каков следующий шаг в развитии веб-сериалов?
Следующий шаг — большие сериалы для платформ, которые отличаются от «Игры престолов» только хронометражем серий. Например, неделю назад мы получили новость из Испании: в конкурс фестиваля Series Land вошло несколько проектов из России. Формально это фестиваль веб-сериалов. Но из России туда едут, например, «Чики», «Псих», «Хэппи-энд» – студийные сериалы, – а еще «Полицейский с ютуба», «Изи катка» и «Естественный отбор». Это настолько разные по стоимости, подходу и бэкграунду проекты, что сложно их причесать одной расческой. Но нет же — теперь это все веб-сериалы. Веб-сериал – это то, что ты смотришь в интернете. А нигде больше ничего не смотришь.
Стратегия роста для авторов веб-сериалов очень проста. Ты начинаешь с чего-то недорогого (например, документального кино), и на первом этапе важна твоя оптика: что у тебя внутри, о чем тебе важно поговорить, можешь ли ты свою историю рассказывать связно, умеешь ли работать с героями. Второй шаг: ты делаешь чуть более сложный, дорогой формат – игровое кино. Третий: тебя забирает условный Netflix, и ты делаешь все то же самое, только лучше и дороже. Вот такая карьерная лестница.
То есть сейчас верхушка пирамиды потребностей и желаний создателей веб-сериала – это, условно говоря, какая-то суперкрутая платформа? Можно ли продолжать снимать веб-сериалы исключительно для YouTube?
Тут два вопроса. Во-первых, можно ли продолжать снимать для YouTube или ВКонтакте и быть счастливым? Безусловно, можно. В России запустился ряд фондов, в рамках которых ты можешь подавать свои проекты, выигрывать гранты или контракты и снимать, что хочешь, не пытаясь сразу отдаться платформе, потому что платформа и любой телеканал – это, конечно, целый набор рамок: аудиторных, тематических, вкусовых, которые есть у каждого креативного продюсера. Если ты хочешь делать веб-сериалы, сегодня – твое время свободы.
Почему хочется работать с платформами? Не только потому, что там деньги. У YouTube, ВКонтакте и любого интернет-кинотеатра очень разная аудитория. В ВКонтакте зритель тебя смотрит бесплатно, не предъявляет к тому, что ты сделал, какие-то супервысокие требования: ты конкурируешь с пользовательским контентом. Зритель очень лоялен, но одновременно и быстро про тебя забывает, потому его лента обновляется непрерывно. Сейчас – ты, через минуту — кто-то еще.
Когда ты выходишь на платформе, твой фильм, по сути, получает доступ к качественно другой аудитории. Она может быть меньше в абсолютных числах. Но это зрители, которые осознанно смотрят кино, они платят за него. Они ждут серьезного, взрослого разговора. И, конечно, к этому зрителю хочется приходить.
В августе я был на Питчинге дебютантов, посмотрел выступления нескольких конкурсантов. Меня удивило, как авторы спешат (простите, ребят!) прогнуться. Кажется, что им неважно, что снимать, лишь бы дали снимать. Они представляют проект, а члены жюри, среди которых есть, кстати, и платформы, спрашивают: «Вы могли бы изменить это, могли бы отказаться от того-то…». И авторы с готовностью отвечают: «Да, могли бы; да, легко, только дайте нам возможность». С моей точки зрения, это неправильная позиция. Потому что сегодня есть возможность делать то, что ты хочешь, если ты в это по-настоящему веришь и готов за это отвечать. Очень хороший год для нас.
Можно ли сейчас говорить об определенных трендах в веб-сериальной отрасли, как тебе кажется?
Нет никакой магистрали, по которой все дружно шагают. Для каждой темы и для каждой истории есть свой зритель. Ты не привязан к аудитории конкретного кинотеатра. Ты можешь найти канал на YouTube или паблик в ВКонтакте с несколькими миллионами подписчиков, где ждут именно твоих героев и твои истории. Твои аудитории уже сформировались. И преимущество веб-сериала как формата в том, что у тебя нет больших бюджетов. Как ни странно, это преимущество, потому нет бюджетов – ну, значит, нет и рисков. Ты можешь больше экспериментировать и больше себе позволить.
«Естественный отбор». Когда ты задумывал первый сезон, думал ли ты, что все это развернется даже не на два сезона, а на три? И что нам ждать в следующих сезонах?
«Естественный отбор» я придумал пять лет назад, когда мы сняли комедию Алексея Нужного «Петух». Сначала хотел снять нашу «Реальную любовь» – несколько новелл об одиночестве в городе. Немножечко пописали сценарий полного метра, и я почувствовал, что эту историю правильно рассказывать в интернете, потому что это наши дни и герои, которых можно встретить улице. И, естественно, кино про них тоже нужно включать в ленте. Так будет достовернее и круче. Проект назывался «Ты – секс». С 2016 по 2019 гг. я показал его примерно всем в этой стране примерно раз по десять. Мы даже выиграли что-то на Питчинге дебютантов в рамках Московского фестиваля. Все мне повторяли примерно одно и то же: «Идея отличная. Вы большие молодцы. Как снимете – покажите». Даже крошечными бюджетами никто рисковать не хотел. Одна из платформ несколько месяцев присматривалась к нашему сериалу, но продюсер сказал, что все это можно запустить, если на главную роль мы позовем девушку с пятым размером груди — иначе не будет комедии. Вот на таком уровне шло обсуждение, и конкретно этот диалог зашел в тупик. Потому что, когда тебе предлагают провести кастинг, отталкиваясь от размера бюстгалтера, это не кастинг, это фигня какая-то. Даже молодые кинематографисты это понимают.
В августе прошлого года мы получили «зеленый свет» – выиграли конкурс Института развития интернета. К этому моменту у нас по-прежнему был только посерийный план. И за одиннадцать недель мы написали, сняли, выпустили сезон и собрали 8 млн просмотров. Все это в бессонном режиме. Я не всем доволен, разумеется. В таком темпе ты не можешь сделать все идеально. Но фильм точно попал в зрителя. У «Отбора» есть фан-группа ВКонтакте, они по-прежнему спрашивают, где продолжение, пишут в личку, ждут.
Если говорить про аудиторию, когда мы вышли в ВКонтакте, мы сразу вышли к настоящему, живому зрителю. Всю обратную связь я получал от ровесников (плюс-минус) нашей главной героини – в основном, от девушек 25–35 лет. А после того, как фильм появился на Premier, пошла мощнейшая обратная связь от индустрии. Мне написали несколько студий. Спрашивали, есть ли у меня еще проекты, режиссерский шоурил и т. д. То есть карьерно платформы, конечно, работают гораздо лучше. Они просто работают.
Когда мы снимали первый сезон, за три дня до финала я понял, что история глубже и больше. Что нужна трехактная структура – песня, из которой слов не выбросишь. Поэтому мы с драматургом Керен Климовски и креативным продюсером Олегом Хорошавиным написали еще 16 серий – они сложнее, они круче, они чуть-чуть длиннее. В первом сезоне серии — по 6–7 минут, в новых – в среднем, 10. Мы снова играем с разными жанрами. У нас есть мюзикл, у нас есть драма-драма, есть комедия положений. 16 серий, по сути, – это 16 короткометражных фильмов. Мы все за этот год очень повзрослели: и авторы, и артисты, и герои… И история получилась гораздо грустнее и мудрее.
Она и была довольно лирическая. Я в конце плакала.
В конце третьего сезона плачу я. Вчера смотрел черновой монтаж, и я прямо… Не знаю, простят ли нам зрители то, что мы сделали, но мы все делали честно. И вот возможность снимать честно появилась именно в этом году. Раньше ее не было. Раньше я все время думал о каких-то маркетинговых параметрах. Зритель, охваты, конкурентные преимущества на рынке. Это все важно, но это все очень про экономику. А сегодня можно снимать сердцем. Вот второй, третий сезоны «Естественного отбора» – они очень честные. Выпустим в октябре, с небольшим разрывом: 8 серий – пауза на неделю, – и еще 8 серий. Где? Точно ВКонтакте, который очень нас поддерживает. И, скорее всего, на одной из ведущих российских платформ.
Что бы ты посоветовал: где и как поучиться, что почитать, что посмотреть? Есть ли какой-нибудь эталонный веб-сериал – тем, кто хочет начать это снимать, но пока еще особо не в теме?
Эталона нет. Отличные веб-сериалы снимают и дебютанты, и маститые режиссеры – например, Стивен Фриз и Ник Хорнби, в перерывах между большими фильмами, сняли «Семейный брак». Я смотрю все. Ну, то есть вообще все. Все, что выходит в России, все, что выходит на Netflix, Amazon, Apple TV. Смотрю как минимум пилот, как максимум, если я провалился, то сезона два-три. Для меня лучший сериал лета – «Нетипичный» (Atypical): мальчик, больной аутизмом, открывает для себя мир эмоций и отношений. Это очень просто сделано, но у тебя такая синергия с этим мальчиком, будто это ты учишься чувствовать.
Сколько часов в день ты смотришь?
3–4 часа каждый день. Это часть профессии. Мы, люди, которые хотят что-то создавать в культурном поле, мы как шредеры. Запихиваем в себя все, перемалываем. И на выходе появляется какое-то новое оригами. Или, если ты не талантлив, то ничего не получается, а выходит просто резанная бумага. И ты никогда не знаешь, какой просмотренный фильм, какой трек пригодится. Например, я, когда бегаю по утрам, включаю на Spotify треки новых российских инди-групп. Это как бы очень плохая, никому не известная музыка, но на пятьдесят треков приходится один, который ты слушаешь и понимаешь, это будет хит через полгода. И ты забираешь его себе в проект, потому что чувствуешь, что тут есть жизнь, тут что-то крутое. И это нормальный процесс: ты смотришь пятьдесят сериалов, и один из них в какой-то момент тебе поможет, подскажет и… Короче, смотреть нужно все.
Про героя… ты начал говорить про мальчика с аутизмом. Все-таки надо начинать с героя свою историю?
Я несколько раз вспоминал про «честность», и вот почему. Когда ты снимаешь веб-сериал, ты на этом не заработаешь. Скорее всего, весь бюджет и даже немножко сверху у тебя уйдет на производство. И в таких условиях есть смысл снимать только то, во что ты по-настоящему веришь. Только то, что честно для тебя. И потом придумать, где ты все покажешь. Где сидят такие же ребята, как ты?
Я, например, фокусируюсь на двух темах. Снимаю кино про геймеров, потому что играю всю жизнь. И для меня игры – это культурный код, это язык и параллельно социальная сеть. Я верю, что таких, как я, только в России миллионов десять-двадцать. Еще снимаю драмеди про моих ровесников, плюс-минус. Я сейчас чуть старше, чем героиня «Естественного отбора», но внутренне – нет. Внутренне я – такой же раздолбай в поисках. Я не пытаюсь придумать синтетического персонажа, который всем будет симпатичен. Я рассказываю про друзей и про себя. Вот эта вот честность, она очень важна.
Следующая история, которую хочу написать за зиму – про папу и дочку, девочку пяти-шести лет. И хочу заняться этим ровно потому, что я – папа, моей дочке пять, и мне есть, что сказать: инсайты, конфликты, решения — я уже в них. Чтобы снять хороший сериал, начни с себя, расскажи о себе так, чтобы стать зеркалом для нескольких сотен тысяч зрителей. В идеале – для целого поколения, но, если это будет не очень большое зеркало, тоже хорошо. Бюджет веб-сериала позволяет снимать что-то для небольшой аудитории.