«Будем жить»: Смотрим и анализируем. Часть I
В самом разгаре X Московский международный кинофестиваль «Будем жить». На разных площадках Москвы будут представлены конкурсная и внеконкурсная программы смотра, пройдут open-talk, а также состоится Московский питчинг дебютантов с призовым фондом 1 млн. рублей. На сайте MovieStart в течение фестивальной недели на некоторые фильмы будут размещены рецензии студентов курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино (куратор Всеволод Коршунов). Сегодня публикуем два материла о фильмах из конкурсной документальной программы: «Гаражане» режиссера Натальи Ефимкиной и «Дальний план» режиссера Владимира Головнёва.
Тайная жизнь русских мужчин
В полнометражном документальном дебюте режиссер Наталья Ефимкина заглянула в гаражи жителей Мурманской области. И обнаружила в проржавевших типовых коробках уникальные микрокосмы.
Один из «гаражан» вырезает по дереву иконы. Другой мастерит гантели и управляемые самолетики. Третий разводит перепелок и кур. Исторические реконструкторы в форме вермахта, поэтичные рокеры, спортсмены, алкоголики, подростки — кого здесь только нет. В гаражах — их тайная вторая жизнь. Место, где они такие, какими хотят быть. Маленькая клетушка, но для свободы и мечты.
Гаражи — мир мужской. Здешние герои продолжают традицию советских мужей, которые скрывались от домашнего, женского мира там, где можно покрутить железки, выпить и всласть ругнуться. Но «гаражане» бегут не от жены и чистых полов, а от повседневности. В далеком северном поселке, где нет перспектив, работы, денег, рефреном звучит: «надо валить». В Питер к родственникам, заграницу… Или хотя бы в гараж, который тот еще портал в другую реальность.
То, чем персонажи заняты в своих убежищах, за редким исключением, приносит им не заработок, а удовольствие. Шустрый дед Виктор вырыл в своем гараже пять подземных этажей. Работал вручную. Копал не один десяток лет. Ни для чего — потому что нравится. Кажется, это и будет держать на плаву русского человека: любое дело для души, пусть и абсурдное. Было бы, где им заняться.
Автор — Рита Железнякова
Кино никогда не умрет
В своем фильме Владимир Головнев задается вопросом, как кинофикация меняет сегодняшний российский мир и его жителей. Главными героями становятся те «маленькие люди», чьими руками кинофикация творится.
Фильм делится на три новеллы о поселках разной удаленности от Москвы, где старые кинозалы переоборудуют в современные. Истории разных героев соединяет путешествие желтой «Газели» — это проверка, которая переезжает из города в город, чтобы проконтролировать результаты работы.
Лейтмотивом картины становится одиночество героев и застывшая жизнь вокруг. В Омской области кинематограф держится на механике-самоучке на пенсии. Новелла из Тульской области посвящена тридцатилетнему звукорежиссеру, в прошлом алкоголику. Этот молодой еще парень живет с бабушкой практически только на ее пенсию, снимает с друзьями «серьезный» фильм на телефон, а по ночам выступает на дискотеке в клубе соседнего поселка для пары человек. «Эй, не бей сердца!» — звучит в микрофон. А в поселке в республике Коми на фоне ремонта кинозала угасает жизнь: зарплату не платят, целые кварталы отключены от воды и света. Но работники киноцентра из последних сил наводят красоту и порядок и организуют торжественное открытие зала. Тем нелепее и неуместнее звучат предложения начальства из желтой «Газели», чтобы привлечь больше зрителей: сделать киноклуб с ретроспективой Тарковского или увеличить количество сеансов. И мы видим, насколько отличается мир принятия законов от мира, где людям нужно этот закон исполнять. Километраж приобретает метафорический смысл: 270 км от Москвы, 2700 км…
Картина сделана с юмором, но комическое все время идет об руку с трагическим. Автору удалось показать каждого героя без прикрас, рассказать полные драматизма истории — при этом с таким тактом и осторожностью, что не любить и не жалеть этих «маленьких людей» невозможно.
Сам режиссер считает, что кинематограф способен спасти от алкоголизма, равнодушия, бытовых проблем. Но какое современное оборудование ни поставили бы в кинозалы, дальний план — план русского быта и русской души — остается неизменен: сильные духом, щедрые люди выживают как могут в бесконечной нищете и разрухе, сохраняя при этом любовь к жизни и своему делу. Ведь когда в городе закрывают больницу и открывают кинотеатр, надеяться остается только на исцеляющую силу искусства.
Автор — Мария Онипкина