MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Кинофестиваль "Будем жить" > Роль кинематографа в развитии электронных СМИ

Роль кинематографа в развитии электронных СМИ

2 сентября 2021 г. в конференц-зале Центрального дома кинематографистов прошел круглый стол по теме «Роль кинематографа в развитии электронных СМИ». Мероприятие состоялось в рамках Х Московского международного кинофестиваля «Будем жить».

Модератором дискуссии выступил директор фестиваля, директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин. 

Среди участников встречи: депутат Московской городской Думы, председатель Московского городского отделения Союза кинематографистов России, президент кинофестиваля «Будем жить», Народный артист России Евгений Герасимов; главный редактор сайта Moviestart Юлия Волкова; Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Кирилл Разлогов; руководитель Московской кинокомиссии Анастасия Зуенко; директор Нового института культурологии, программный директор фестиваля «Будем жить» Нина Кочеляева; главный редактор газеты СК-Новости Илона Исмайлова; генеральный директор агентства «Восток» Янна Буряк; член жюри кинофестиваля, профессор университета из Монреаля Елена Разлогова; киновед, журналист, генеральный продюсер «Хорошо продакшн» Наталья Иванова и многие другие.

Евгений Герасимов отметил, что сегодня в нашей стране активно развивается креативная индустрия. Важна здесь, по его мнению, и роль грамотной рекламы в электронных СМИ. Президент фестиваля подчеркнул, что надо продвигать молодежь и что СМИ должны сыграть в этом активную роль, учитывая современные зарубежные существующие технологии. «Я рад, – подчеркнул Евгений Герасимов, – что мы с первого фестиваля помогаем молодежи, поддерживаем и вместе с вами ищем подход к умам, сердцам, душам и того, и другого поколения. Тем не менее, важен тот внутренний позитив, который человек получает и та или иная информации, с которой человек выходит после просмотра».

Дмитрий Якунин рассказал, что портал Moviestart существует уже 7 лет. Два с половиной года назад платформа зарегистрировалась как СМИ, чтобы участвовать в грантовых конкурсах для СМИ. В этом году они выиграли грант на проект «Русский веб-сериал: от бумеров до зумеров». «Для нас очень важно взаимодействие с Москвой, с грантовыми конкурсами, которых все больше и больше, особенно в области креативных индустрий», – подчеркнул модератор дискуссии. 

Юлия Волкова в развитие темы добавила: «Помимо этой грантовой истории, которая очень важна для любого СМИ, потому что без финансирования очень сложно функционировать и работать, мне кажется, очень важно отметить, что, помимо новостных и информационных моментов подготовки материалов, интервью, сейчас растет интерес к мультиформатному, мультимедийному тематическому проекту внутри СМИ, который СМИ в рамках своих платформ, своих социальных сетей, своего сайта может реализовать. Первым таким проектом для нас стал “Русский веб-сериал: от бумеров до зумеров”, в рамках которого мы в течение полугода освещаем полностью тему русских веб-сериалов, историю, особенности создания, разные интересные кейсы, готовим разноформатные публикации: и лонгриды, и репортажи, и статьи, и интервью, и посты. Мы подумали, что этот проект важно и нужно продолжать. И следующей для нас стала история, как нам кажется, имеющая не меньший потенциал – это «Москва как место съемок», потому что большая часть фильмов, сериалов, короткометражек, учебных работ, клипов снимается в нашей столице, и здесь возникает очень много вопросов. С одной стороны, многие говорят, что все уже снято, все эти места заезжены, с другой стороны, начинающие  кинематографисты, дебютанты, не всегда понимают какие-то правовые аспекты: куда идти, где просить разрешение и т. д., и мы в рамках этого проекта поставили для себя целью как раз создание и распространение уникального тематического контента о кинематографической Москве, что бы включало как раз подготовку разного рода материалов, статей, интервью на данную тему. И они бы помогли как раз дебютантам и даже профессионалам, потому что наши статьи по веб-сериалам с удовольствием читают даже профессионалы и находят для себя там много нового. Мы бы готовили эти материалы в разных форматах, размещали на нашем сайте, в наших социальных сетям и распространяли бы вообще в интернет-пространстве, чтобы в дальнейшем укрепить и без того уже высокий кинематографический имидж Москвы. Я думаю, коллегам из регионов это тоже будет интересно, потому что какие-то московские кейсы могут быть применимы и в регионах, и наш дальнейший проект как раз может распространиться и на регионы. Сейчас у нас есть ряд материалов, который так и называется «Место съемок», в них мы пишем про разные регионы, где проходят мероприятия Всероссийского молодежного кинофорума. Так, мы написали про Карачаево-Черкесию, про Хакасию, про Нижний Новгород, Калининград, осветили какие-то ключевые локации, особенности создания кино в данном регионе, но, конечно же, это верхушка айсберга, и если углубляться в регионы и начинать с Москвы, то материалов может быть очень много и, безусловно, они будут полезны всем. Сегодня некоторые профильные СМИ уже развивают такую систему взаимодействия, как проекты – то есть написание не просто одного тематического материала, а комплекса материалов на ту или иную тему, которые позволяют полностью ее раскрыть и полезны как людям, про которых они пишут, так и людям, для которых они пишут, для целевой аудитории». 

Анастасия Зуенко отметила, что работа Кинокомиссии как органа, который систематизирует съемочный процесс на территории города Москвы, освещается очень скудно: «Мы не можем донести до наших кинематографистов, как согласовывать съемки, как это делать правильно, чтобы было комфортно и городу, и киносообществу, – подчеркнула руководитель Москино. – Сейчас активировалась пресса. Это было связано с Днем российского кино, с Ночью кино, и я дала несколько интервью, в которых рассказала о системе работы кинокомиссии и о возможности проведения кинематографистами всей работы исключительно через Кинокомиссию. Конечно, нужно создавать подобные онлайн-мероприятия, которые будут освещать и просвещать наших будущих кинематографистов и студентов. В очном формате у нас будет прочитан ряд лекций по этому поводу во ВГИКе, в Институте «Синергия» и в РАНХиГСе, то есть мы пытаемся как-то донести информацию пока вот таким образом. Какой-то единой платформы, которая могла бы нам помочь, к сожалению, пока не существует. 

Также возникают большие проблемы с тем, чтобы в принципе освещать съемочный процесс на территории города, потому что Москва съемками кишит. Большое количество съемок на территории города, начиная с документального кино и заканчивая большими сериалами и веб-сериалами. Проблема в том, – поделилась Анастасия Зуенко, – что на многие съемки наложено эмбарго, то есть распространение какой-либо информации – это табу. Это нужно понять, потому что есть съемки, связанные с контрактами, договорами (это каналы, это платформы), в условиях этих контрактов прописаны пункты о нераспространении, но в то же время, открыв любой телеграм-канал, мы можем увидеть, что пресса дает какую-либо информацию о снимающемся фильме. Притом, когда мы обращаемся к ним и просим воспользоваться этой информацией, нам отказывают. И сегодня можно привести пример, к нам обратился один из ведущих каналов с просьбой пустить на какую-нибудь съемочную площадку, чтобы снять буквально минутный ролик – это проблема, потому что не пускают на площадку. То есть осветить весь тот съемочный процесс, который происходит в Москве, сложно». 

Евгений Герасимов добавил, что сегодня Кинокомиссия – это как служба «одного окна» (при ее создании использовали опыт разных стран), куда можно подать заявку. Сегодня также Кинокомиссией организуется учеба того второго состава кинематографистов, который необходим, чтобы принимать участие в съемках зарубежного кино, со знанием языка и тех технологий, которые нужны. Причем Кинокомиссия не отказывается от того, чтобы помогать и совсем молодым кинематографистам. 

Наталья Иванова рассказала о положительном опыте работы с Кинокомиссией, когда для съемок ее фильма было необходимо перекрыть Подкопаевский переулок в центре Москвы. Генеральный продюсер «Хорошо продакшн» рекомендовала кинематографистам обращаться в кинокомиссию за два-три месяца до съемок, чтобы успеть все согласовать. Поделившись своим опытом съемок в Москве, Наталья Иванова отметила, что локейшн-менеджеров они не держат в столице, потому что режиссеры компании хорошо знают город. Одной из них была Вера Глаголева, и сейчас работает Вера Сторожева. «У нас в качестве локейшн-менеджера выступал художник-постановщик, –  отметила Наталья Иванова. – Конкретно перед ним стояла задача найти объекты такого-то времени, такого-то содержания, чтобы было как можно меньше рекламы. Все равно, как бы вы ни старались найти какое-то место, закладывайте в ваш бюджет компьютерную графику. Будет использовано очень много clean-up, когда вы будете убирать провода, антенны, тарелки. И сейчас еще к нам пришла проблема – все поставили пластиковые окна. Поэтому особенно в исторических фильмах готовьтесь к тому, что часть вашего бюджета пойдет на компьютерную графику. Задача сложная, но все выполнимо». 

Продюсер рекомендовала учредить специальный грант для прессы. «Ее тоже надо как-то стимулировать, чтобы люди писали рецензии, чтобы мы выявляли лучших сценаристов. Их нужно выращивать, как вы вырастили дебютантов, которые уже умеют питчинговаться. Думаю, что молодые люди придут с новыми идеями. Я имею в виду журналистов. Московская кинокомиссия тоже может придумать какие-то премии для журналистов», – заключила продюсер. 

Анастасия Зуенко рассказала также об образовательном проекте Кинокомиссии, который будет проходить на базе киноколледжа Crosswork???, который существует с 2009 года. Сейчас запускается некий проект, который будет готовить специалистов в киноиндустрии, в том числе направленных на международную деятельность, на деятельность с иностранными кинопроизводителями, чтобы Москва стала гостеприимна также и для иностранных киносъемочных групп, потому что специалисты, которые владеют иностранными языками и  кинематографической лексикой,  мало. «Будем взращивать молодых ребят, которые будут выходить на съемочную площадку в город абсолютно подготовленными», – подчеркнула руководитель Москино.  

Дмитрий Якунин рассказал, что совсем недавно прошла Российская креативная неделя, где прошел круглый стол с участием регионов. «Я вхожу в экспертную группу по кино Роскультцентра – структуру, которая развивает креативную индустрию в России, и звучал вопрос о том, что очень мало специалистов, которые разбираются в той новой терминологии, которая сейчас активно продвигается, – отметил директор фестиваля. – Чем отличается арт-резиденция от кластера, вряд ли кто-то из нас скажет, и журналисты, которые пишут о кино, музыке, театре, зачастую этого не знают. Было принято решение, что необходимы стратегические сессии не только для специалистов, но и для журналистов. Было даже предложено сделать такие стратегические сессии для губернаторов или замгубернаторов по социальной политике, – для тех, кто отвечает за творчество, за культуру и креативные индустрии. И у нас будет предложение для Союза кинематографистов России, чтобы освещать кино как часть креативных индустрий.  Мы надеемся, что на Съезде в устав мы также внесем направление о креативной индустрии, чтобы Союз кинематографистов России занимался не только кино, но и имел возможность участвовать в грантовых конкурсах. Те самые арт-резиденции, и кластеры, и новые направления… – чтобы наша позиция была в этих направлениях очень внятной и ясной».

Андрей Антипенко подчеркнул, что «креативная индустрия – это понятие и инструмент, который мы разрабатываем не одним регионом, а всеми участниками этого процесса. Сейчас формируются и концепция развития креативных индустрий, и инструменты, мы понятийный ряд определяем: что это такое, каким образом кино вписывается в эти 14 направлений – все эти составляющие в креативных индустриях взаимопроникаемы. Развивая одну креативную индустрию, мы коннектимся с другими. Каким образом они взаимодействуют, это мы пытаемся понять. 

Сейчас важно понимать, что креативная экономика имеет большую добавленную стоимость, например, в России февральский подсчет ее был 4,9 % валового продукта страны. Задача состоит в том, чтобы  до 2030 года она составляла 8 %. Это очень большой показатель и он достижим. На креативной неделе мы видели много кейсов, которые в своей идее имеют большой потенциал.  Есть большие продакшены и кинопродакшены, готовые поддерживать. Здесь уже поднимался вопрос о том, что можно освещать. Думаю, можно с игроками этого рынка договориться здесь о правилах игры». 

Дмитрий Якунин рассказал, что на Moviestart будет также размещаться информация об арт-просранствах (кинокластерах и т. д.), потому что помимо обсуждения фильма нужна соответствующая атмосфера, нужны площадки для этого, взаимодействие со зрителями и т. д. Это более широко, чем просто кино. Например, в Тюмени, помимо того, что у них есть студия, студия постпродакшена, есть база сценаристов, композиторов, режиссеров, есть и образовательные программы, есть и киноклуб и т. д. – это как раз то самое креативное пространство. И подобный опыт Moviestart  будет освещать. 

Кирилл Разлогов, комментируя представленные идеи, предостерег, что из новых проектов выживает один из ста или тысячи, поэтому, чем больше проектов будет начато, тем больше шансов, что что-нибудь получится. Затрудняет появление информации в СМИ, по его мнению, и отсутствие скандалов – все, что составляет содержание современных СМИ и некоторых каналов. Поэтому надо создавать порталы и продвигать информацию очень осторожно, нужно искать какие-то вещи, которые заинтересуют СМИ. 

Нина Кочеляева добавила, что кинематограф является направлением креативных индустрий. Однако выпускники ВГИКа понятия не имеют, что есть Кинокомиссия и что съемки в Москве гораздо легче организовать с ее помощью. Наименее подготовленными в практическом смысле оказываются студенты ВГИКа. Она отметила важность импакта – включения в образовательные программы крупных учреждений, которые так или иначе готовят кинематографистов не только в Москве, но и в других регионах. Одним из важных направлений, по ее мнению, является выстраивание вот этих горизонтальных связей, которые завязываются на образовательном уровне и через СМИ и другие источники транслируются в другую среду.

Анна Даньшина поделилась своим опытом работы в киноиндустрии  в Великобритании: «Я работаю не только как актриса, у меня еще есть свое агентство, где задействованы и российские актеры, – уточнила она. – Процесс международного сотрудничества очень комплексный. Все сериалы о России сейчас снимают либо в Прибалтике, либо в Восточной Европе. Хотя все понимают, что это неверно. Кинематографистов из-за рубежа пытаются пригласить в Россию, но все равно люди не едут. Поэтому сейчас очень важно сделать важные шаги. Британия – это хаб мировой киноиндустрии, – подчеркнула она, – через нее проходят многие продакшены из Америки и Канады. 

Что касается визового вопроса, теперь снимать в Испании так же сложно, как и в России. Поэтому сегодня очень важно обратить внимание на то, что у нас есть специалисты, но также очень важна работа и с МИДом. Сейчас очень много снимают в Украине. Поэтому на данном этапе, пока не прошла институализация в новом контексте, важно занять эту нишу». 

Она добавила, что в Лондоне в киношколах дают специальные мастер-классы, на которых профессионалы рассказывают, что конкретно надо делать, чтобы снимать в городе: какие нужны лицензии, куда обращаться. Эти азы можно рассказать в течение полутора часов, но это очень важная информация. Она нужна, чтобы молодые кинематографисты преодолели страх перед бюрократией. 

Елена Разлогова отметила, что в Монреале снимается большая часть фильмов про Нью-Йорк, потому что там дешевле снимать. Там не только хорошо построена организация съемочного процесса, но есть и финансовые изменения специально для зарубежных кинокомпаний. И в Москве, по ее мнению, необходимо это продумать, потому что съемки зарубежными компаниями здесь – не только деньги, общение, но и кадры могут обучаться. В России хорошее сценарное, режиссерское образование, но что касается новых технологий, можно было бы многому научиться у иностранных специалистов. В Канаде также очень сильно поставлена политика, чтобы привлекать иностранные компании снимать и в Монреале, и в Ванкувере, и в Торонто. «Не уверена, насколько это возможно в Москве, но в Мурманске точно возможно», – заметила Елена Разлогова.

Евгений Герасимов отметил, что Сергей Собянин сегодня ставит такую задачу перед Департаментом культуры, Комиссией по культуре и массовым коммуникациям Москвы и перед Москино.

Янна Буряк активно занимается продвижением молодежного российского кино и короткого метра на европейские рынки и фестивали. По поводу Лондонской кинокомиссии, она добавила, что также очень легко зайти на их сайт и заполнить форму, где ты указываешь, какие хочешь снимать объекты, и тебе достаточно быстро отвечают. «Сегодня появилось много новых форматов, и фактически все они существуют в форме короткометражного кино», – отметила она и добавила, что ее компания стала партнером французского кинофестиваля иммерсивного интерактивного кино Courant3D, где Янна Буряк стала амбассадором. На фестивале есть постоянные члены жюри, которые являются амбассадорами различных стран: Франции, Германии, Китая, Вьетнама,  России, в этом году еще появится Япония.  «Каждый год кинематографисты наблюдают за развитием этих технологий, и важно об этом писать. Важно рассказывать людям, что необязательно снимать классические фильмы, что есть большое количество экранов, где фильмы другого формата можно показывать и эксплуатировать, – рассказала продюсер. – Мы в России недооцениваем короткометражное кино, потому что сегодня это самая популярная форма в мире. Все проекты, которые я сейчас разрабатываю, – подчеркнула она, – имеют дополнительный аспект. Я их называю кросс-медийными элементами. Импакт входит в понятие «кросс-медиа». Когда проект чуть больше, чем фильм, о нем интересно писать. Это привлекает дополнительное внимание к проекту. Наш якутский проект был допущен к питчингу Министерства культуры, и о нас стали широко писать не только потому, что это единственный якутский проект, который в этом году допущен до питчинга, но и потому, что мы заявили, что стремимся стать первым углеродно-нейтральным проектом. Мы нацелены получить международную метку экопроекта. Поэтому кино сегодня должно быть чуть больше, чем просто кино». Янна Буряк также поблагодарила Всероссийский питчинг дебютантов за поддержку двух ее проектов, включая якутский, на который было выделено 500 тыс. руб. 

Наталья Иванова напомнила о Музее кино в Лондоне как примере креативного пространства: «У нас в Москве нет такого пространства, где бы в одном месте были и Московская кинокомиссия, и кинозал, и кинобиблиотека – не на ВДНХ, а где-нибудь в центре, – отметила она. 

Евгений Герасимов добавил, что Москино предложило короткие метры, участвовавшие в фестивале «Будем жить», показать в сети своих кинотеатров.

Илона Исмайлова подчеркнула, что одна из главных полос в газете «СК-Новости» – полоса Молодежного клуба. «Для нас очень важно, чтобы молодежная тема была хорошо освещена, – отметила она. – Основная проблема СМИ – это непрофессионализм. У нас нет культуры освещения. “Желтизна”, которая проникла во все СМИ, превалирует. Поэтому призываю Молодежный клуб научиться грамотно писать статьи, которые мы будем брать в газету, ведь проблемы молодежи в кинематографе – это очень важно. Мне также показалась очень важной идея грантов на прессу, потому что действительно пишут очень плохо, и важно выделять хороших журналистов», – заключила Илона Исмайлова.

По итогам встречи Анна Даньшина отметила важность социального пространства для кинематографистов: «Кинематографисты – одиночки.  Когда они выпускаются, сталкиваются со стрессом оттого что они разобщены, и создавать пространство, где люди могут обменяться идеями, просто друг на друга посмотреть, рассказать о своих проблемах – это очень важно. Также важно, чтобы в этих помещениях еда, например, была недорогой. Если это будет даже не центр Москвы, но в шаговой доступности от метро – тогда это будет прекрасно, и будут развиваться районы Москвы», – предложила актриса. 

Дмитрий Якунин привел пример Архангельской области: «Там есть Дом молодежи, где мы проведем питчинг в декабре, куда приглашаем всех желающих на молодежный кинофорум. Там все: и представители власти, и Росмолодежи, и  Роскультцентр, и Министерство культуры – считают, что это эталонный вариант того самого кинокластера, с точки зрения не только творческой составляющей, но и юридической. Они получают грантовую поддержку и от местного, и от федерального бюджетов. Поэтому те модели, которые существуют – действуют и их надо развивать и переносить в том числе и в нашу столицу», – подвел итог модератор дискуссии. 

Наталья Тонких

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять