Олеся Мацкевич-Грибок: Почему профессия Талент менеджер приживется в России
Сегодня далеко не каждый кинематографист может сказать, кто должен помогать актеру учиться самопрезентации, строить стратегию развития карьеры, хотя в кинотеатральном сообществе регулярно возникает вопрос о необходимости такого навыка для киноактеров.
Soft skills стали важнее — навык коммуникации, корректного профессионального общения выходит вперед во время взрыва производства на кинорынке в России. И актеры во время острого дефицита агентов устали слышать, что последние не могут взять всех актеров в агентство, а от продюсеров, что агенты не нужны в работе между кинокомпанией и актером.
Во время пандемии в 2020 году многие агенты, кастинг-директора, продюсеры, режиссеры, которые никогда до этого не говорили об образовании актеров в современной киноиндустрии, вышли в сеть и стали говорить. Для актеров стало очевидным, что объем работы по самопрезентации превышает все возможные лимиты по времени. Волна тревоги за будущее в профессии среди актеров стала ощутима даже сквозь множество открытых прямых эфиров и новостей о лавине новых кинопроектов. Именно запрос от актеров и нехватка актерских агентов стали фактором появления профессии талент менеджер.
Кто же такие актерские талент менеджеры, почему они стали нужны сегодня и как будет развиваться профессия в будущем?
В России впервые актерские менеджеры выпустились в июле 2021 в НИУ Высшая школа экономики. Еще до начала обучения талент менеджеров в ВШЭ агенты с интересом наблюдали за появлением новой профессии. Некоторые реагировали с недоверием, но после выпуска – начали работать с талент менеджерами. Выпускники ВШЭ начали карьеру как с постоянной работы в штате агентства, так и с индивидуальной работы с актерами. Задача талент менеджера в команде – развивать актера и находить для него новые возможности, сценарии и проекты. Профессия талент менеджера популярна и востребована на западном рынке уже слишком много лет, чтобы не обратить внимание на то, как это работает там.
Как это работает на западном рынке кино?
В Америке на уровне законодательства актерский агент и талент менеджер насколько защищены, настолько и ограничены законом.
Актерский агент:
— обязан иметь лицензию штата, в котором ведет работу;
— обязан иметь офис;
— не имеет право принимать агентскую комиссию больше 10%.
Лицензия дает право агенту вести бизнес от лица актера, заключать от его имени контракты, вести счета и переговоры. И именно эти факты ограничивают работу агента в рамках 10% влияния на актерскую карьеру и размера комиссии. Соответственно, чем больше актеров в агентстве, тем выше общая сумма полученной комиссии от гонораров.
Талент менеджер:
— не обязан иметь лицензию, но не имеет права без агентской лицензии подавать заявки на пробы от имени актера и вести переговоры. Это нарушение закона;
— может работать без офиса;
— соответственно может принимать комиссию от гонорара выше 10% от гонорара актера и как правило в Америке она доходит до 20%;
Талент менеджер в силу меньшего количества актеров способен обеспечить персональную работу каждому в отличие от агента. Что касается комиссии – то процент полученной комиссии от гонорара актера может быть гибким. К примеру, если актер зарабатывает в год до определенной суммы (возьмем условно 50000$), то комиссия менеджера 20%. Как только актер начинает зарабатывать больше 50000$, комиссия уменьшается до 10%. И это только один из множества вариантов договоренностей.
Как видите, ключевое отличие американской системы работы талент менеджера, агента и актера в том, что законодательно это система урегулирована. И корнями Закон об агентствах по работе с талантами уходит в 1913 год. В 1978 году была предпринята попытка получить разрешение для менеджеров подавать заявки от актеров на пробы, но судом предложение было отклонено.
Что происходит в России?
На отечественном рынке кино в реестре профессии пока нет даже актерского агента. Круг его обязанностей перед актерами обозначается только в контракте между актером и агентом или устно и лично с каждым актером. Контракт с актерским агентом не просто определяет для обеих сторон обязанности и делит зоны ответственности, но и является прямым доказательством того, что агент уверен в успехе актера и поэтому заключает с ним договор минимум на 2-3 года.
В России актерские агентства не обязаны иметь лицензии в отличие от западного рынка, поэтому первое время граница между работой талент менеджера и агента будет условной. Известен прецедент, когда менеджер вел коммуникацию ровно до тех пор, пока не приходило приглашение на пробы. От этого этапа дальнейшие переговоры ведет агент и талент менеджер передает ему всю информацию по проекту.
Питать иллюзии по поводу идеального западного рынка кино тоже не стоит. Актеры, менеджеры и агенты точно также говорят об условности разделения обязанностей. Более того – известны случаи судебных исков, когда актер получал возврат всех выплаченных сумм от менеджера. Американское законодательство насколько защищает, настолько и ограничивает кинематографистов.
Ни один менеджер не упустит возможность получить пробы для своего артиста, потому что искать возможности – это и есть основная задача талент менеджера. Главное – успешная карьера актера, доставка его в нужные проекты.
Что делает талент менеджер?
Ключ к пониманию специфики работы агента и менеджера в команде актера – это степень их участия в подготовке актера и его презентации/продаже в тот или иной проект. Актерский агент представляет рынку кино готового актера. Талент менеджер готовит актера к презентации и делает все, чтобы актер заранее был готов к новому витку в своей карьере.
При таком количестве актеров в актерских агентствах, как сейчас в России, теряется качество стратегии для каждого актера. Актерский агент представляет актера здесь и сейчас, в тех ролях, которые он может играть сегодня. И как только у актера меняются ценности, приоритеты в профессии или хотя бы игровой возраст – он теряет ориентиры и не понимает, что предпринять для продолжения карьеры.
Летом этого года в НИУ ВШЭ мы выпустили первый курс менеджеров и они уже начали работу с актерами кино. После курса работа талент менеджера встречается в нескольких вариантах:
1. Актер работает только с талент менеджром без агента и по сути последний делает работу и агента, в том числе, но в его подборе только 1-2 актера, что гарантирует индивидуальный подход в продвижении.
2. Актер работает с талент менеджером и агентом. При этом талент не является сотрудником агентства, но сопровождает карьеру актера, обсуждает стратегию вместе с агентом, может выполнять просьбы агента или проявлять инициативу по поиску проектов для актера.
3. Талент менеджер работает в штате актерского агентства, отвечает за нескольких актеров или за улучшение качества работы всех актеров агентства.
Ниже только некоторый круг задач, которые может выполнять Талент менеджер:
Разработка стратегии развития актера в зависимости от уровня актерской карьеры;
Поиск необходимого тренера, педагога в зависимости от запроса;
Подготовка актера к пробам/самопробам, если менеджер обладает нужным навыком;
Анализ работ молодых режиссеров и новых лиц среди авторов кино;
Поиск интересных сценариев на этапе их разработки и написания;
Навигация актера по необходимым контактам и знакомствам в киноиндустрии;
Составление календаря события для актера по нужным для его развития мероприятиям;
Коммуникация со всеми профессионалами киноиндустрии;
Сопровождение актера на мероприятиях, пробах, съемках, перелетах в случае необходимости;
Сопровождение занятости актера вне проб и съемок;
Поиск информации о новых проектах;
Поиск путей презентации актера на проекте;
Психологическая поддержка актера.
Главное преимущество появления этой профессии – работа на опережение. И пока актер снимается в одном проекте, талент менеджер уже ищет новый сценарий. Пока актер снимается у одного режиссера, талент менеджер уже знакомится с десятком молодых режиссеров, сценаристов, продюсеров, которые будут снимать кино через 5 лет.
Прогнозы развития профессии Талент менеджер
Поскольку на данном этапе развития профессии, количество специалистов крайне мало, то становится очевидным, что через год-два, именно они станут самыми опытными и востребованными. Уже сейчас видна заинтересованность агентов в том, чтобы актеров направляли в работе в то время, когда они не заняты на пробах или в кинопроектах.
Несколько путей развития профессии в России:
— Появление топ талент менеджеров, которых будут нанимать на несколько месяцев/лет работы с определенным актером;
— Приглашение талент менеджеров в актерское агентство на определенный срок для поднятия уровня презентации актеров агентства;
— Талент менеджеры начнут тщательный поиск актеров не только по лучшим театральным вузам, но и по всей России. Возможно, появится несколько талент менеджеров-специалистов по региональным актерам;
— Появление талент менеджеров, которые будут хорошо знать и развивать актеров в определенных жанрах или форматах кино и сериалов.
Стремление талент менеджеров находить новые возможности для актеров будет вести их к постоянному повышению уровня понимания киноиндустрии. Количество смежных тем, которые нужно изучать менеджеру высокое – это и внутренняя работа всех участников создания фильма, знание психологии, навык ведения переговоры и деловой коммуникации на уровне бизнеса. Большое преимущество будет у тех профессионалов кино, которые весь свой опыт работы, к примеру, в продюсировании, перенесут в профессию талент менеджера.
Абсолютно точно, вот-вот талент менеджеры станут неотъемлемой частью киноиндустрии и поддержкой для актерских агентов. Мы будем чаще встречать их как на кинофорумах и кинофестивалях, так и на спектаклях в театральных вузах. Выглядит так, как будто это связующее звено между актером и киноиндустрией должно было появится именно сейчас.
Автор статьи – эксперт Олеся Грибок, тренер, автор книги “Менеджмент и продвижение киноактера”, лектор НИУ Высшая школа экономики.