MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > «Создание атмосферы до того, как актер вошел»: Интервью с актрисой и экспертом Олесей Грибок

«Создание атмосферы до того, как актер вошел»: Интервью с актрисой и экспертом Олесей Грибок

Серию интервью на Moviestart продолжает увлекательная беседа с актрисой, тренером, автором книги «Менеджмент и продвижение киноактера» Олесей Грибок. Олеся сейчас снимается в спортивном проекте, но нашла время подробно ответить на интересующие многих вопросы о поиске агента и менеджера, правах актеров, процессе кастинга и важных тенденциях современности.

Как вы оцениваете 2020 год, что важного для актеров случилось в прошлом году?

Можно говорить как о положительном, так и об отрицательном. Я, как человек всегда настроенный на возможности, считаю, что прорывом в российском кино стало появление интернет-платформ именно в таком большом объеме. И, несмотря на все передряги 2020, очень здорово для актеров, что в определенный момент на карантине все вышли в онлайн – продюсеры, кастинг-директора, агенты, режиссеры. Когда у нас исчезла возможность встречаться и частично работать, вдруг, у всех обострилось внимание друг к другу и мы стали общаться. С появлением большого количества платформ вдруг оказалось, что зрителю интересен другой типаж, другие персонажи. Оказывается, у нас так много тем, на которые мы можем разговаривать через кино и сериалы. 

Те актеры, те герои, которых раньше редактура телеканалов не пропускала, теперь стали востребованными на интернет-платформах. Появилась необходимость в смелых, резких по фокусу героях, актерах. И у всех актеров, которые раньше не были востребованы по типажу, по игровому возрасту, по внешности, появилась возможность о себе заявить, показать себя и быть замеченными. Но далеко не все оказались к этому готовы, потому что многие привыкли к безопасной палитре персонажей.  Очень многие актеры ощутили, что не успевают за индустрией. На них хлынул такой поток информации, как на самом деле проходит кастинг, что на самом деле думают продюсеры, чего на самом деле хотят режиссеры. Актеры задались вопросом: «А как же теперь наверстать все это?». 2020 год показал, кто действительно из актеров готов быть конкурентоспособным, «впрыгивать» в киноиндустрию, сниматься, работать в долгоиграющих проектах, в новых форматах, а кто очевидно к этому не готов по разным показателям. 

А как это можно наверстать?  

Искать помощников. У нас такая проблема была и до 2020 года – катастрофический недостаток агентов. Продакшены и кинокомпании, кастинг-директора и режиссеры знают, что актеров – огромное количество. Но они не способны их всех «обработать вручную» и обращаются к агентам. А агентов у нас по очень скромным подсчетам в пять раз меньше, чем нужно. И актеры во время карантина просто ахнули от того, что нужно самостоятельно сделать очень много организационной работы с большим количеством информации, которая появилась: о пробах, о самопробах, об актерских материалах, о контактах, которые нужно поддерживать. Отвлекаясь на это, когда заниматься профессией, работать над персонажем? 

К сожалению, у нас ни один институт в России не готовит полноценных актеров кино. Все актеры выходят немножко «полуфабрикатами». Никого из них не научили, какой базовый пакет материалов нужен после выпуска из института, как написать письмо кастинг-директору корректно и вовремя, как проходит кастинг, кто утверждает актеров. Все это актеры начинают понимать через три-пять лет после института и тогда они начинают искать агентов, менеджеров.

Агент знает, что нужно делать, но не всегда у него есть время объяснять актеру, к какому фотографу пойти, что надеть на съемку. Эта все-таки работа менеджера. В условиях нехватки агентов, стало очевидным, что актерам нужны и менеджеры. Те профессионалы, которые будут помогать ориентироваться в индустрии. Процесс кастинга, утверждения актеров тотально изменились, а актеры об этом не знают. Они работают в театрах, читают книги, наполняются внутри. «Внешнюю» работу должен делать специалист, профессионал в своей сфере, который позволит актеру быть свободным, творческим и наполненным. Он возьмет на себя всю организационную работу и будет кайфовать от того, что у него есть возможность исполнить мечту актера. Получается вот такой разрыв в индустрии – актеров много, агентов недостаточно, а менеджеров нет. Не хватает одного звена. 

Все же, каковы ключевые различия между агентом и менеджером?

Агент знает, что делать, а менеджер знает, как это сделать. На западном рынке кино на правовом уровне агент и менеджер разграничены. Агент обязан иметь лицензию и это дает ему право иметь доступ к документам актера, счету в банке, от лица актера подавать его на пробы. Менеджер не обязан иметь лицензию, он не имеет права подавать актера на пробы, не имеет доступ к его документам. На отечественном рынке кино этого нет, поэтому приходится немножко искусственно разграничивать то, что агент подает актера на пробы и он общается с продакшеном, с кастинг-директором по проекту. А менеджер не подает актера на пробы, но он помогает ему в ежедневной работе, в поиске нужных людей, нужных контактов, навигации по всем мероприятиям, кинофестивалям, стратегии развития и, в целом, по пониманию того, что происходит сейчас в индустрии, какое место актер занимает в ней, и как ему самым быстрым образом добраться до цели. Менеджер даже может помогать актеру искать агента. То есть менеджер – это управленец. Он управляет карьерой актера. А агент – продажей. 

Агент продает продукт кастинг-директору, режиссеру и продюсеру, а менеджер упаковывает этот продукт. Я говорила со многими агентами по поводу работы менеджеров и того, как сейчас работает индустрия в России. И они согласны, что иногда им приходится несколько часов тратить на то, чтобы объяснить актеру какие-то базовые вещи. Грубо говоря, с какой стороны камеры нужно встать на самопробах. И вместо того, чтобы заниматься конкретно подачей актера на пробы, поиском этих проб, агент вынужден полдня записывать с актером пробы.  

Также агент полностью «закрывает» юридическую сторону взаимоотношений актера и студии. Он вычитывает контракты перед проектом. Либо агент нанимает юриста, либо он сам хорошо это делает. В правовой сфере очень много нюансов, особенно в рекламе. Очень важно понимать, на что по контракту ты имеешь право. За какой срок ты должен был подать занятость, как тебе убедить кинокомпанию, либо своего актера поменять график из-за текущих нестыковок. Постоянно возникает необходимость сводить графики разных проектов. А сейчас это стало в разы ощутимей, потому что проекты снимаются в разных городах. Из-за карантина все уехали на съемки в регионы, и агентам стало важно понимать вплоть до каждого часа актерский график. Постоянная коммуникация со вторыми режиссерами, с планированием, с кастинг-директором – не должно касаться актера. Очень важно понимать, что если ты как актер планируешь быть успешным, сниматься хотя бы в двух параллельных проектах, необходимо, чтобы кто-то владел всей твоей занятостью и решал все возникающие организационные вопросы. 

Где можно обучиться профессиям агента и менеджера?

Очень часто агентами становятся те, кто имеет отношение к съемочной площадке. Хорошие агенты «вырастают» из других кинопрофессий – художников по костюмам, ассистентов по актерам, вторых режиссеров. Кто-то становится сначала кастинг-директором, потом агентом. 

К сожалению, во всем мире очень мало институтов агентов и менеджеров, кастинг-директоров. Они есть в Лос-Анджелесе, в Нью-Йорке, в Лондоне. Но сейчас появились онлайн-курсы. Я, например, проходила курс американского агента, европейского кастинг-директора. Найти информацию можно, но на английском языке. В Америке и в Европе институту кастинга много лет. И те кастинг-директора и агенты, которые сейчас преподают, отработали в профессии уже двадцать-тридцать лет, заканчивают заниматься кастингом или агентской работой и могут позволить себе быть тренерами, обучать. У нас же все действующие кастинг-директора и агенты, они все еще в профессии. Им, к сожалению, некогда заниматься обучением. Когда пришел карантин, я очень порадовалась, что многие проекты приостановились и кастинг-директора стали говорить: давать прямые эфиры, проводить вебинары, обучать актеров. Сейчас все снова ушли в работу, а актеры опять остались без наставников. 

В российских государственных ВУЗах точно не учат данной профессии. Два года назад я проходила курсы кастинг-директора в Московской школе кино. В апреле 2021 НИУ ВШЭ (НИУ Высшая школа экономики) будет запускать 3-месячный курс агентов, кастинг-директоров и менеджеров. Это то, что нужно – все профессии, которые важны в работе с актерами, в одном курсе. Спрос на них очень большой. Студенты, которые действительно захотят работать, будут с работой 100% и даже уже во время учебы будут практиковаться на коротких метрах. Сейчас мне приходится сдерживать интерес к будущим менеджерам и говорить: «Да, вот-вот, мы начнем их обучать». Потому что и агенты, и актеры остро нуждаются в менеджерах. 

Какими качествами должны обладать агент и менеджер, чтобы быть успешным в профессии и помочь актеру максимально профессионально реализоваться?

Очень многие качества, которыми мы владеем в жизни, можно адаптировать для этих профессий. В первую очередь, важно спокойствие. Нужно обладать спокойствием стратега. Не равнодушие, а именно уравновешенность и умение ждать, держать свою позицию. Знать, что ты держишь ее обоснованно. Это первое – уравновешенность и стратегическое спокойствие. Я бы так это назвала. 

Второе – навыки коммуникации и ведения переговоров. Понимание того, что мы обмениваемся в кино не только деньгами, но и ценностями. И когда ты ведешь переговоры о роли актера, о величине этой роли, о величине гонорара, ты можешь отстаивать свои позиции, манипулируя не деньгами, не финансовой выгодой, а ценностями, которые есть у тебя, у артиста, и у проекта, в который вы приходите.

И третье, уверенность в уникальности, в таланте твоего актера. Должна быть тотальная влюбленность в человека, с которым ты работаешь. Потому что до того, как актер приходит на пробы, его представляют либо агент, либо менеджер. И если агент, менеджер влюбит кастинг-директора в актера еще до проб, то это будет успех. Если актер даже не получит роль, то он уйдет с проб и его будут ждать с нетерпением на следующие пробы. Это создание атмосферы еще до того, как актер вошел, и, в том числе, вселение уверенности в своего актера, когда он идет на пробы. Чем больше ты накачаешь его уверенностью в том, что он классный, что он профессионал и что это его роль – тем больше он сам в это поверит и найдет вдохновение и силы получить роль. Такое ощущение актер принесет режиссеру и точно так же классно себя будет чувствовать режиссер с этим актером. В этой атмосфере все захотят работать. 

Какую позицию сейчас занимают актеры в контексте российской киноиндустрии?  

На самом деле, очень слабенькую. Актеры практически не защищены. В Америке ты приходишь на финальные пробы с продюсерами, тебе дают уже сверстанный под тебя контракт с прописанным гонораром и всеми условиями. И ты его подписываешь, зная обо всех условиях до проб. Если вместе с тобой пробуются еще пять актеров, а утверждают тебя, то именно этот контракт подписывает продюсер. У нас же часто происходит так, что все актеры ансамблем проходят финальный этап проб, всех утверждают, и вдруг у кого-то меняется график, кто-то отказывается от проекта, кто-то из агентов не договаривается с продакшеном о ставке, об условиях, актер слетает и начинает меняться весь ансамбль. Другие актеры начинают терять роли не по своей вине, а только потому, что что-то изменилось в этом процессе. 

Юридически наша киноиндустрия не совершенна во многих областях. Трудно сказать, кто в какой степени за это ответственен. Сами актеры тоже очень сильно себя подводят, когда просто боятся обратиться к юристу, говорить о правках или лишний раз задать какой-то вопрос. На съемках в первый съемочный день тебе просто могут дать контракт и сказать: «Подписывай и иди в кадр». Мало кто из актеров из огромного желания сниматься и исполнить свою мечту не подпишет договор. 

Я, конечно, очень бы хотела, чтобы и Гильдия актеров кино активней поднимала этот вопрос, в том числе на уровне институтов, чтобы в образовательных заведениях регулярно проводились хотя бы факультативные лекции на тему правовой защиты актеров. 

И еще, не нужно бояться гуглить. Многие ответы можно найти в интернете, даже контакты топовых кастинг-агентов в России.

Какие навыки необходимы актеру именно сейчас, в изменившихся условиях?

Для актера, помимо таланта, важны навыки коммуникации. У студентов-актеров огромный ресурс: у них есть одногруппники, соседние факультеты – продюсирование, режиссура, сценаристы. Если актеры во время учебы в институте научатся общаться с такими «соседями» и поймут, что именно эти люди в ближайшие пять-десять лет будут снимать фантастическое кино, вот тогда у них появится суперсила. Я считаю, что актерам очень важно много общаться со своими сверстниками, с победителями кинофестивалей, с начинающими кинематографистами – вместе они будут расти и укреплять свои эмоциональные связи. Актерам, которые приезжают в Москву, в Питер, в Киев, в Минск без каких-либо эмоциональных связей прошлого, пережитых вместе событий в институте, очень тяжело эти связи наращивать. Потому что на них нужно время: год, два и так далее. Поэтому я бы советовала очень много общаться с разными профессионалами из киносферы и задавать им вопросы: а как происходит написание сценария, как продюсируют проект, как утверждают актеров. Это первое.

Второе вытекает из первого –  очень сильно изменился процесс кастинга. Актеры, которые ищут информацию о текущих пробах – уже опоздали. Потому что до этого проходит много этапов создания проекта. Рождается идея, пишется сценарий, разрабатываются персонажи, снимается тизер и происходит поиск актеров. Проект питчингуется. Если на этапе идеи о проекте знает пара человек, то на этапе питчинга уже все официально есть в интернете. После питчинга начинается сбор съемочной группы. Когда обсуждаются персонажи и актеры, все подсказывают подходящих актеров. Список претендентов, которых необходимо пригласить на пробы, формируется до этапа кастинга, потому что продюсер, режиссер, сценарист, кастинг-директор – каждый уже предложил актеров. Актеру важно понимать, как работает процесс создания проекта и доставлять свои актерские материалы всем создателям заранее. 

Третий важный момент: пути коммуникации с кастингом, вообще с проектами – разные. И то, какие материалы ты показываешь на всех этих этапах – тоже разные. Мы творческие люди, поэтому можем сценаристу  рассказать что-то и у него уже рождается идея, история. Режиссера мы можем впечатлить, например, своими сильными чертами, которые совпадают с чертами героя, и он позовет нас на соответствующую роль. Кастинг-директору нужны базовые, чистые и понятные фотографии и видео. То есть актерам важно быть гибкими, творческими, креативными.  

На что бы Вы посоветовали обратить особое внимание актерам в текущих условиях?

На развитие кино в регионах, на питчинги дебютантов. В каждом регионе есть своя точка, где рождается кино. Сейчас все в восторге от Якутии, активизировалась Карелия. Обожаю идти от глобального к локальному. Сейчас глобальный интерес к разным культурам. Это стало очевидно на платформах за рубежом. Российские продюсеры, в том числе, заинтересованы в аутентичных историях. Весь мир начал смотреть друг на друга – на разный менталитет, на разные культуры. Каждый регион в России фантастически интересен для всего мира, и для самой России. И если актеры начнут общаться с местными кинематографистами, режиссерами короткометражек, режиссерами-документалистами, то они получат большой сегмент рынка кино, где будут востребованы. Вот я лично прогнозирую, что через три года документальное кино возьмет верх и на его основе будут снимать кино.

Актерам из крупных городов я очень советую знакомиться с режиссерами из регионов. Потому что они будут снимать очень интересные истории, которые мы увидим на кинофестивалях. А кинофестивали смотрят все топовые кинематографисты. Актерам из регионов, соответственно, я советую прокачиваться технически, учиться записывать самопробы, смотреть вебинары, прямые эфиры кастинг-директоров, агентов, режиссеров из крупных городов. Важно соответствовать технически и жанрово тем проектам, в которых хочешь сниматься. Например, то как снимают актерское портфолио в регионах не соответствует тому, какие фотографии нужны в Москве в больших проектах.  

Все-таки сколько процентов примерно занимает талант актера в принятии решения о его утверждении?

Я считаю, если актер талантлив, ни один продюсер, ни один режиссер, ни одни кастинг-директор не упустит возможность его утвердить и открыть звезду. Будут менять сценарий, искать другую роль, подбирать эпизодик под этого актера, мечтать вызвать его на пробы еще раз. Будут рекомендовать его всем и писать во всех чатах, что он талантлив.  

Насколько выбор актера – субъективный процесс, на Ваш взгляд?

Я оставлю это под грифом – «тайна кинематографа». Потому что мы, безусловно, работаем в творческой сфере: мы вдохновляемся, впечатляемся, и только за счет этого делаем крутые проекты. Я даже не скажу, что это пятьдесят на пятьдесят, потому что это спор из разряда, что было первым – курица или яйцо.

На определенном этапе в работе актера удача играет очень большую роль. Многие могут выстрелить за счет органики, свежести. Но со временем каждый из них начинает чувствовать, что ему не хватает техники, либо работы с камерой, какой-то другой актерской краски. И если он вовремя это не прокачает, то все закончится гораздо быстрее, чем могло бы. Чтобы оставаться в профессии долго, актеру нужно своему потенциалу вовремя давать инструмент для вскрытия следующего уровня глубины. Вот так, постепенно, если ты даёшь своему потенциалу возможность раскрыться, он и раскроется. Если не дашь ему этот инструмент, то просто исчерпаешь, то что у тебя есть, а дальше копнуть не получится, потому что лопата тупая.

Как Вам кажется, насколько востребованы российские актеры на западе? И могут ли быть востребованы? Или их удел – играть русских бандитов, русских жен и так далее? 

Конечно, интерес есть. Но, есть очень много препятствий. Например, для того чтобы утвердить российского актера в проект, кастинг-директор и продакшн должны доказать, что они не нашли такого актера с нужными документами, с нужным паспортом в своей стране. Это первое препятствие – документы. Второе препятствие, например, знание языка. Либо он играет русских с ломанным английским, либо он играет другого иностранца с другим акцентом. Третье препятствие – найти, в принципе, российских актеров. Где они? Тех, кто зарегистрирован на Spotlight, очень мало. Российских агентов, которые работают на международном рынке систематизировано и суперпрофессионально, а в Европе и Америке нужен суперпрофессионализм, единицы. Вот смотрите, мы сейчас столкнулись, как минимум с тремя очень серьезными препятствиями. Если их все преодолеть, то все будет круто. Как в случае с Мартой Тимофеевой, которая сейчас снимается в Канаде в проекте «Тайное общество мистера Бенедикта». Марта – действительно уникальный талант. Они захотели ее снимать, потому что она уникальна. Авторы проекта доказали, что другой такой девочки нет. У Марты прекрасный английский язык, более того кастинг длился около года и была возможность улучшить произношение. Также Марту представляет отличный агент.

Нет ничего невозможного. И вопрос только в том, есть ли у актера воля к успеху. Воля к тому, чтобы дойти, преодолеть все препятствия, и, в том числе, морально выдержать нагрузку, потому что это очень тяжело.  

Вы – актриса. Как удается совмещать актерскую профессию и профессию агента?

Наверное, у меня такой склад ума. Я хочу, чтобы актеры понимали, и я в последнее время гораздо чаще об этом говорю: мы разные. И актеры бывают разные. Для кого-то важно иметь тысячу дел, а для кого-то важно сделать один проект, и через какое-то время уже заниматься другим. Также у меня высокий уровень самодисциплины и график, расписанный по часам. Я умею концентрироваться. То есть, если я сейчас даю интервью, то я делаю только это. Если через час я разговариваю со своим продюсерам, то я сосредоточена на разговоре. Я не делаю два дела одновременно. А третье – у меня много помощников, я научилась делегировать. Это было очень страшно. Уверена, что и актерам будет первое время страшно, может быть такое неопределенное состояние, когда ты должен кому-то доверить свою карьеру, свой рост. Я работаю с прекрасным агентом и очень рада, что мы всегда находим компромиссы и она позволяет мне заниматься развитием индустрии кино, помимо актерской карьеры. У моего агента есть менеджер, закрепленный за мной. У меня есть мой личный менеджер, который занимается поставленными задачами, а также pr-директор, продюсер онлайн-школы, команда программистов, монтажер, композитор. Это серьезная поддержка и пришло время актерам дать себе возможность освободиться от выполнения вынужденных задач. Желаю каждому найти помощника, которому можно доверить важную организационную работу и продолжать развиваться в профессии актера кино.

Еще больше полезной информации от Олеси Грибок можно найти в ее книге «Менеджмент и продвижение киноактера», а также в статьях, посвященных короткому метруновым форматамособенностям начала сезона пробнетворкингу и актерским студенческим сообществам.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять