В рамках Уральского питчинга обсудили модели развития регионального кино
Форсайт-сессия по развитию кинематографа на Урале прошла 2 ноября в рамках Уральского питчинга дебютантов-2021. Участники обсудили перспективы развития регионального кино в России и уральского региона в частности.
Модератором встречи выступил Дмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, руководитель Всероссийского молодежного кинофорума.
Он отметил, что в последние годы государство оказывает всё более ощутимую поддержку отрасли.
«Кино в регионах достаточно активно развивается – благодаря инициативам Минкультуры, Фонду президентских грантов, частным киностудиям и т.д. Если говорить о цифрах, в 2020 году на кино в регионах было выделено 250 млн рублей, в этом году – порядка 500 млн рублей», – уточнил спикер.
Он напомнил, что Молодежный центр Союза кинематографистов России активно участвует в развитии регионального кино: помимо питчингов дебютантов, проходящих по всей стране, организуются круглые столы, форсайт-сессии и т.д.
По мнению генерального продюсера компании Art Pictures Vision Дмитрия Табарчука, для развития регионального кино необходимы два условия.
«Первое – нужна кооперация энтузиастов, во-первых, с разными госструктурами, а во-вторых, – с аналогичными энтузиастами из соседних регионов – Тюменской, Свердловской областей, Башкортостана. У нас много общего, и мне кажется, что наша сила – в кооперации. Второй момент: было бы круто, если бы основные средства были направлены на поддержку тех проектов, которые родились на территории этих регионов, а также на развитие кластеров. Опыт питчингов свидетельствует о том, что не все ещё переехали в Москву, и в регионах есть талантливые люди, которые реализуют интересные проекты, вот их и надо поддерживать», – подчеркнул Табарчук и напомнил, что одной из успешных работ является сериал «Выжившие», съёмки которого проходили в районе города Златоуста.
При этом продюсер отметил, что на сегодняшний день высоким спросом у «большого кино» на местах пользуются кадры второго звена – гримёры, художники-постановщики, ассистенты художников-постановщиков, видеоинженеры и т.д.
Начальник Управления культуры Администрации Челябинской области Элеонора Халикова отметила, что несмотря на трудности, руководство Челябинской области старается оказывать поддержку кинематографистам.
«Мы рады, что в этом году удастся провести международный фестиваль “Предчувствие”. Мероприятие пройдет четвертый раз подряд. Нас поддерживают и глава города, и губернатор, который взял на себя расходы на проведение фестиваля в этом году. Со своей стороны мы проводим большую работу по развитию отрасли, и нам бы хотелось объединиться с нашими отраслевыми вузами, продолжить сотрудничество с Челябинским институтом культуры», – пояснила представитель ведомства.
Руководитель представительства Союза кинематографистов России в Челябинской области Николай Тележников добавил, что благодаря сотрудничеству с Управлением культуры Челябинска в институте была успешно проведена школа «Успешный питчинг», учащиеся которой проходили подготовку для презентации своих проектов на крупных конкурсных площадках. Также на базе института проводятся различные образовательные мероприятия – школа мобильного кино, сценарная школа, планируется создание кинокампуса и т.д.
При этом спикер обратил внимание на проблемы: во-первых, это отток креативной части жителей Урала в центр, во-вторых, – сокращение бюджетных мест в вузах и аннулирование специальности «режиссёр кино и телевидения».
«На сегодняшний день в 19 вузах страны закрыта специальность “режиссура кино и телевидения”, то есть мы, строго говоря, набираем руководителей студий кино и телевидения, а не режиссёров. Пока непонятно, с чем это связно, надеюсь, что рано или поздно эта специальность вернётся так же, как вернутся и бюджетные места. Потому что потребность в таких специалистах есть», – заключил Тележников.
Заместитель директора по развитию Свердловской киностудии Евгений Григорьев призвал рассматривать Челябинскую, Тюменскую области и Пермский край как единую – уральскую – агломерацию, состоящую из 15 млн человек.
«Это отдельная аудитория, и я не думаю, что мы являемся конкурентами в этом отношении. Напротив – нам надо объединяться, унифицировать документооборот, следовать единым правилам и стандартам. Что касается развития киноотрасли в регионах, то я свожу это к трём параметрам – образованию, системе рибейтов и административной поддержке. Кино – это дорого, и без этих трёх составляющих оно в регионах не получится», – резюмировал спикер и рассказал о программе подготовке кадров на студии, включая специальные курсы для актёров кино.
Солидарность с коллегами выразила Мария Онипкина, руководитель челябинского киносообщества, программный директор фестиваля «Человечное кино». Она отметила, что для развития отрасли необходима инициатива снизу, а также площадка, вокруг которой произошло бы объединение кинематографистов разного уровня (и начинающих, и опытных).
«Я понимаю, каково это – оказаться в месте, где вся твоя творческая энергия активизируется ещё больше. Нам, кинематографистам, необходимо свое место. Нужен большой киноцентр, на базе которого будут реализованы разные инициативы», – пояснила Онипкина и добавила, что современные авторы всё чаще выражают желание непрерывно совершенствоваться в своём ремесле.
«Если раньше люди заканчивали вуз и старались уехать туда, где можно сразу приступить к работе, то сейчас многие по окончании вуза стараются продолжать обучение. Они хотят осваивать профессии, которых пока нет», – отметила участник дискуссии.
Инициатор создания Челябинской кинокомиссии Артем Инглин подвёл первые итоги деятельности Ассоциации производителей кино и анимации Челябинской области, учреждённой в марте 2021 года. Ее участники успели выступить со своими работами на питчинге, также Инглин анонсировал работу школы анимации и создание кинокомиссии.
Также на форсайт-сессии были объявлены лауреаты Уральского питчинга дебютантов и подчёркнута значимость мероприятия для начинающих авторов.
Уральский питчинг дебютантов стал ключевым событием Уральского молодёжного кинофорума, который, в свою очередь, прошёл в рамках Всероссийского молодёжного кинофорума 1-2 ноября в онлайн-формате.
Текст Аля Колдунова