MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Лили Шерозия, первый заместитель директора ТВ-3, маркетинг-директор ТВ-3 и 1-2-3 Production: «Язык веб-сериала – это язык новых улиц, которые находятся в виртуальном мире»

Лили Шерозия, первый заместитель директора ТВ-3, маркетинг-директор ТВ-3 и 1-2-3 Production: «Язык веб-сериала – это язык новых улиц, которые находятся в виртуальном мире»

В 2019 году телеканалом ТВ-3 был запущен жанровый акселератор, в рамках которого принимают заявки проектов веб-сериалов с целью их дальнейшей реализации. Лили Шерозия, первый заместитель директора ТВ-3, маркетинг-директор ТВ-3 и 1-23 Production, рассказала редакции Moviestart о работе Акселератора, мире веб-сериалов и новых форматах контента.

Как возникла идея АкселератораКак он устроен?

Акселератор – совместный проект канала ТВ-3 и его дочерней компании «1-2-3 Production». Как телеканал, мы всегда находимся в поиске новых идей, новых проектов, как продакшн, мы ищем новых людей и таланты. Поэтому нам нужна была форма, которая позволит находить молодых и талантливых с их идеями. Мы понимаем, что все таланты сосредоточены не только в киношколах. Но до многих тяжело дотянуться, и мы попытались построить мостик, который бы соединил нас с людьми, способными генерить что-то новое и интересное, в том числе, в различных жанрах. Мы решили не изобретать велосипед, а оттолкнулись от идеи бизнес-инкубаторов, которые позволяют работать со стартапами, и создали по образу и подобию свой, творческий инкубатор. Суть Акселератора заключается в том, что мы объявляем прием сценарных заявок, выбранные идеи должны быть реализованы в рамках Акселератора командой проекта. У сценариста, у продюсера и режиссера должно быть желание довести свой продукт до финального вида.  

Первый этап – это сбор заявок. В заявке команда должна представить себя и прислать нам сценарий первой серии своего проекта. Далее мы проводим селекцию и приглашаем авторов отобранных идей на питчинг. Мы должны понять, кто перед нами, насколько эти люди имеют опыт съемок.  Были случаи, когда интересную заявку присылал, например, писатель… У него нет команды и нет представления о том, что из себя представляет съемочный процесс. На этапе питчинга мы это видим и понимаем, что человек не справится с задачей. На питчинге мы отбираем финалистов, которые смогут снять пилотную серию. В первых акселераторах мы стремились добиться того, чтобы у нас обязательно было десять финалистов. В последнем комедийном акселераторе мы решили, что качество важнее, чем количество, и у нас было всего 4 финалиста. В итоге получились 4 потрясающие работы.

Когда мы отбираем сценаристов, и они получают финансирование, мы им предоставляем креативного продюсера, который для своей команды становится ментором. Красивый финальный аккорд проекта – премьерный показ в кинотеатре «Октябрь», где у съемочных групп есть возможность выйти на сцену и представить свои работы. Затем проекты попадают на голосование.

У нас есть два формата голосования: открытое как в хоррор-акселераторе. Это народное голосование на платформе ВКонтакте. Также есть экспертное голосование, как в случае с комедийным акселератором: на платформе Premier у нас проводится закрытое экспертное голосование жюри. Победители получают финансирование сезона своего веб-сериала.

Акселераторы жанровые. Один посвящен комедиям, второй – хоррорам. Бывает, что на этапе питчинга какие-то заявки сразу попадают на обработку к нашим продюсерам, не проходя этап голосования. Например, попадается заявка на классный полный метр, и мы сразу начинаем с ним работать.

Несколько сериалов Акселератора уже выходили на федеральных каналах. Из нашего Акселератора вырос проект «Маньячелло», который этим летом прошел на ТНТ. Еще один сериал «Мне плевать, кто вы», который был представлен на фестивале «Пилот» в Иваново, также снят нашей выпускницей. Большое количество проектов получают путевку в жизнь, и это приятно. В этом году пилоты финалистов хоррор-акселератора были показаны на ТВ-3. Зрителям проекты понравились, судя по высокой доле, которую они собрали.

Вы упомянули, что ищете участников не только в киношколах, но и во всем кинематографическом пространстве, возможно, из регионов. Какова доля выпускников киношкол среди участников и финалистовОхотно ли вам присылают заявки из регионов?

У нас очень много заявок из регионов. Тот же «Маньячелло», который я уже упоминала. Это ребята из Бурятии, которых мы бы вряд ли встретили просто так… У одного из четырех финалистов комедийного акселератора в этом году нет профильного киношного образования. Это новое поколение людей, которые ближе к блогерству, чем к миру кино. Им есть, что сказать.

Получается, что веб-сериалы отходят от киноязыка и уходят в какой-то свой новый формат и жанр?

Самое главное, определиться, что мы называем веб-сериалами. С этим термином не так все просто. Есть проекты, которые идут на онлайн-платформах, но я бы предложила в нашем случае веб-сериалами называть короткие сериалы, созданные для широкой аудитории и размещенные на общедоступных платформах. Я бы не трогала большие драматические сериалы, которые лежат на Netflix, а говорила бы про формат проекта, который сегодня может появиться на YouTube, завтра – «Вконтакте», послезавтра – на платформе, но он малобюджетный и не очень длинный. Скорее, это как новый виток развития блоггинга… Мы же видим, с чего начинали блогеры, какое было качество контента, и как это выглядит сейчас. Видео топовых блогеров, у которых миллионы просмотров, уже более изобретательное, с хорошей графикой, с профессиональной озвучкой, дизайном, купленной музыкой. Логично, что помимо традиционных телевизионных форматов, например, интервью, расследование, док, блоггинг будет осваивать и художественные форматы, которые требуют большую команду, больших ресурсов, в том числе, и материальных.

Думаю, что веб-сериалы – это все-таки разговор на языке интернета. На мой взгляд, язык веб-сериала – это язык новых улиц, которые находятся в виртуальном мире. Веб-сериалы должна отличать какая-то степень свободы, которую не могут себе позволить коммерческие площадки. Я имею в виду не свободу от цензуры, а внутреннюю свободу: как ты видишь, чувствуешь и хочешь, не оглядываясь на бренд платформы. Думаю, что веб-сериалы должны начать отличаться от того, к чему мы привыкли, иначе они не смогут найти своего зрителя.

Скажите, пожалуйста, на уровне заявки, питчинга и на уровне сценария пилота, который вам присылают для участия в Акселераторе, чувствуется ли эта свобода, нарушение правил Когда Вы понимаете, что это будет что-то особенное, непохожее ни на что?

У нас участники очень разного возраста: от совсем юных (есть даже школьники), до взрослых и зрелых (члены Союза писателей). Многие тяготеют к тому, чтобы взять классическую идею и поработать с ней. В принципе, новый формат сейчас только зарождается, осмысливается, поэтому заявок таких не очень много, но они есть. Их сразу видно. Когда мы думали о том, как выставлять оценки заявкам, в том числе и за хорроры, я наткнулась на интервью Джейсона Блума, главного по хоррорам в Голливуде. У него критерии выбора нового IP сводились к тому, страшно или нет, оригинально или неоригинально. Искусство заключается в том, чтобы сказать что-то новое. Это хороший фильтр и для нас тоже.

Много нового и оригинального мы открыли для себя, когда объявили сбор заявок в Акселератор документального кино, который был устроен по-другому. Буквально за пару дней мы набрали достаточное количество заявок на самые разные темы. Большинство проектов еще в работе – потому что часто такое кино или сериал это наблюдение, тебе надо прожить внутри истории, с камерой год или два. Это совершенно другой подход к производству, поэтому часть тех проектов, которые мы набрали весной прошлого года, еще снимаются. По части проектов мы уже сотрудничаем с платформой Premier, которой это направление показалось очень перспективным. Думаю, что в конце этого года состоятся первые документальные премьеры.

Для Акселератора вы выбрали самые популярные жанры. Но все-таки, что больше заходит российскому зрителю: хорроры или комедии?

И то и другое, думаю. Наверное, комедия – более широкий жанр, но зато хоррор – более плотный жанр, с точки зрения фан-аудитории. Это сплоченная аудитория. Хоррор-франшизы стабильны по своим кассовым сборам в кинотеатрах, даже в ковидный период.

Можно ли выделить какие-то тренды, темы в хорроре и в комедии, которые четко вырисовываютсяИли заявки абсолютно разнообразные?

Заявки очень разные. Может быть подсознательно наша новая ковидная и постковидная реальность подняла темы самоидентификации и одиночества. Я говорю о социальном одиночестве, когда у тебя есть друзья, но ты все равно одинок. Эти темы, на мой взгляд, производны от той реальности, в которой мы живем.

В региональных заявках есть местный колорит или все-таки все стремится к универсальности?

Победитель хоррор-акселератора, пилот веб-сериала «Escape» снимался в общежитии в Уфе. Ребята вложили туда много подростковых воспоминаний об этом месте. Один из финалистов хоррор-акселератора снимался в Петербурге и сами авторы из Петербурга. Сейчас очень много заявок хорроров, связанных с зимой, вечной мерзлотой. Участники из Сибири, они знают, о чем пишут.

Как Вам кажется, существуют ли какие-то национальные русские страхи и отражены ли они в веб-сериалах?

Приятно, что в России любят фантастику. Возможно, это наследие советского времени и нам повезло с писателями-фантастами. Люди по-прежнему любят заглядывать в будущее и представлять себе или себя в роли спасителя всего человечества или того, что от него останется. Я думаю, это наследие наших советских вкусов, любимых книг, того, что нас вдохновляло, когда мы росли. 

В заявках не чувствуется большого влияния Запада, нет голливудских штампов, мало материала, основанного на комиксах или в стилистике комикса.

Но жаль, что нет каких-то крутых фольклорных историй, или мне просто пока не попадалось интересное исследование на эту тему. Самобытность есть, но она не на уровне фольклора, а на уровне контекста, в котором мы живем.

Теперь о комедии. Есть ли темы, которые покажутся смешными именно русскому человеку?

Считается, что комедия как жанр очень плохо путешествует. Комедии плохо продаются на международный рынок – ведь зрителю всегда приятнее смеяться над собой, а это очень локальная эмоциональная вещь. Комедии с трудом пересекают границы, потому что они про то, что у тебя происходит здесь и сейчас.

Например, один из финалистов нашего комедийного акселератора – проект «Осетинский пирог» про молодого выпускника медицинского ВУЗа, который случайным образом снял свой выпускной и выложил в непонятном состоянии в Instagram. Строгий папа увидел подборку видео и фото и решил срочно спасать сына. Он приехал в Москву, чтобы его забрать и устроить на работу в нормальную клинику в Осетии, и у сына есть немного времени, чтобы убедить папу, что у него все хорошо и его друзья – нормальные люди. Здесь встречаются не только два поколения, но и два мира. Задача отца и сына – научиться понимать друг друга и взглянуть на мир глазами друг друга. Понятно, что это местная история с московскими искушениями против традиционных взглядов, и она будет близка людям, которые живут в России.

Если продолжать тему творческой свободы и экспериментов в веб-сериалах, насколько она сейчас распространена в России?

Да, есть новые форматы. Например, наш проект «Цех», который тоже является финалистом хоррор-акселератора. Изначально он был написан как интерактивный сериал с разветвлением сюжета. В новом сезоне мы хотим сделать интерактивной только финальную серию, чтобы попробовать новый формат. Так как мы выкладываем серии в интернет, в интернете зрители не настолько пассивны, сериалы могут сильнее впускать в себя аудиторию. Учитывая, что производство сейчас упрощается, я надеюсь, что будут развиваться форматы, в которых зритель будет влиять на события текущей серии. На мой взгляд, в целом, благодаря веб-сериалам, разрыв между играми, кино и сериалами будет сокращаться. Это случится быстрее, чем мы думаем.

Люди уже будут выбирать один из многих заготовленных вариантов, или есть возможность, что они выберут какое-то направление, и под это будет сниматься продолжение проекта?

Думаю, что оба сценария будут проигрываться и победит сильнейший. Возможно, будет общее влияние на ход сюжета для того, чтобы серии снимались после того, как появляется комментарий на серию. Выложил серию, получил миллион комментариев, посмотрел, что хотел зритель и скорректировал свой сценарий. Одна история – это влияние зрительского видения на сюжетную линию, вторая – это выбор из заготовленных сценарных деревьев. Но это совершенно не новая история. Известно много случаев, когда после писем разгневанных зрителей сценаристам приходилось оживлять погибших персонажей ТВ-сериалов.

Со всеми этими новыми форматами как Вам кажется, нужно ли менять нашу систему кинообразования?

В сфере кино преподают люди практикующие, поэтому это образование не останавливается. Мне повезло меньше, я по образованию социолог, и мне кажется, что мой предмет преподают более канонично, чем кино. К примеру, Московская школа кино вполне соответствует духу времени – там работают увлеченные и разбирающиеся в этой теме люди, которые стремятся дать студентам что-то новое. В прошлом году, например, мы пропустили набор на курс «маркетинг кино» с формулировкой «давайте проживем ковидный год», потому что мы не понимаем, каким будет кино через этот промежуток времени, что будет с кинотеатрами и прокатом. Мы не имеем права преподавать сейчас маркетинг кино, потому что маркетинг – это, в том числе, и продажа в кинотеатрах. А где эти кинотеатры? Мы спокойно пропустили год для того, чтобы не загружать студентов данными, которые, скорее всего, через год сильно 

изменятся.

Как монетизировать веб-сериалы?

Так же, как и любой видео-контент. Есть три вида монетизации. Первый способ – вам за что-то платит зритель. Он может не платить за просмотр либо деньгами, либо своим вниманием, и тогда деньгами за него платит рекламодатель. Еще зритель может стать фанатом вашего проекта и пойти по пути донатов, то есть спонсировать выход следующих серий, чтобы вам не приходилось идти на рынок, искать рекламные деньги. Либо он может донатить другим способом: если он фанат сериала, он может что-то приобрести, например, атрибуты, связанные с вашим проектом. Если же вы ему показываете вместе со своим веб-сериалом рекламу, тогда он ничего не платит, а за него платит рекламодатель. Плохая новость заключается в том, что веб-сериалы стоят очень дорого в производстве, и, чтобы вернуть вложенные средства обычной прямой рекламой, видео должно набрать от десяти миллионов просмотров. Веб-сериалы далеки от этих цифр, они еще не стали популярным жанром в интернете. 

Существует какая-то стратегия создания успешного веб-сериала и его позиционирования, как Вам кажется?

Пока успешные веб-сериалы удается создавать блогерам. Когда блогер на своем канале начинает, помимо привычного для своей аудитории блога, еще и делать сериал. Тогда этот сериал попадает на большое количество подписчиков, которые готовы от своего любимого блогера увидеть что-то еще. Эта модель позволяет сразу получить аудиторию. Ведь самое сложное – это набрать базу подписчиков.

Для начинающих, у кого еще нет аудитории, лучше искать такого рода акселераторы, грантовые конкурсы, где выдаются деньги на продвижение, чтобы их идея была реализована и представлена на достойном уровне?

Я видела несколько работ, у которых есть большое количество просмотров, свыше миллиона. Обычно это достигается большим количеством времени и тем, что сам проект попал в фокус внимания специализированных СМИ, которые вдруг про него написали, оставили ссылку. Фактором, способствующим успеху, могут также быть победы на фестивалях. В целом, тяжело найти иголку в стоге сена… Но, например, проект «Кибердеревня» взлетел за счет того, что это было очень оригинально, что-то новое, свежее, не похожее ни на что, рассказанное на том самом на языке виртуальных улиц. Это нельзя увидеть на Netflix, например. Все это должно вдохновлять молодых людей. Нужно пробовать и быть оригинальным.

Графику «Кибердеревни» делает наше крыло постпродакшена. Поэтому мы следили за проектом с момента его зарождения. И знаете, почему им все удалось? Потому что они – фанаты своего проекта, они его очень любят – горят им. Ребята – перфекционисты и ничего не упускают. Они вкладываются в свой проект и точно знают, что делают. Это как раз такой уровень неравнодушия, который сегодня очень тяжело встретить. Поэтому у них все  получается.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять