MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Ведущий продюсер KION Сергей Маевский: Лучше хороший тизер, чем плохой «пилот»

Ведущий продюсер KION Сергей Маевский: Лучше хороший тизер, чем плохой «пилот»

В рамках Уральского молодежного кинофорума свой мастер-класс провёл ведущий продюсер МТС Медиаонлайн-платформы KION Сергей Маевский. Он рассказал, как выстраивается работа с авторами, почему проекты, победившие на фестивалях, не всегда попадают на платформу, о настроениях зрителя, а также об отношении стримингов к документальному и вертикальному контенту. Приводим тезисы выступления.

Об онлайн-платформах

Первые российские онлайн-платформы появились гораздо раньше, чем вышел KION. KIONзаходил уже на сформировавшийся рынок, пусть и растущий и обладающий достаточно большим потенциалом. ОТТ-рынок начал формироваться не так давно, но платформы за это время прошли определённый путь. Кто-то, как PREMIER или MoreTV, является частью медийных холдингов или, как в случае с «Кинопоиском», OKKO и нами (KION) – частью крупных экосистемных копаний. В этом смысле, конечно, каждая платформа пытается учесть уже существующий опыт, найти свое уникальное место на рынке и как-то определить себя. Если говорить про текущий тренд, очевидно, что это отстройка одной платформы от другой с помощью так называемых оригинальных проектов (всё что выходит эксклюзивно в линейке ориджиналс). Мы понимаем, что именно уникальные платформенные проекты, которые можно посмотреть на том или ином сервисе, привлекают максимальное количество новых пользователей. Именно с этими проектами ассоциируется тот или иной сервис – когда возникает вопрос, что на платформе можно посмотреть. 

О зрителе

Зритель обращает внимание не только на тот контент, который его привлёк, но и на набор услуг, который он может получить внутри онлайн-платформы. Иными словами, он начинает сравнивать, насколько широкий ассортимент фильмов и сериалов можно получить именно на этом сервисе, насколько им удобно пользоваться. Сложный процесс выбора утомляет, зритель привыкает заходить на определённую платформу и больше никуда не переключаться, если его все устраивает в ней устраивает. 

Но он уйдёт, если перестанет находить что-то новое для себя (например, жанр, к которому привык). Поэтому существует как минимум две задачи: привлечь и удержать зрителя.

О контенте

Раньше онлайн-платформы были в поиске контента, который по определённым причинам не мог выйти на эфирном телевидении, был дерзким. При этом он должен был быть определённого качества, а не просто смелым – принципы драматургии по-прежнему оставались на первом месте.

Затем стриминг-платформы анализировали отобранные материалы и выбирали из них то, что на их взгляд, подходит им по формату: отбирали уже не только с точки зрения жанра, истории и героев. 

Сейчас рынок усложняется и появляются коллаборации, очень много проектов производится сразу для нескольких платформ или для определенной платформы и эфирного телеканала одновременно. Все это влияет на формат проекта, но требования к качеству истории по-прежнему на первом месте.

Много лет назад я был на мастер-классе Сергея Сельянова, и когда ему задали вопрос, как он отбирает хорошие проекты из множества проектов которые ему присылают, он посмеялся и сказал: «Когда прочитаете хороший сценарий, вы его не пропустите». Это правда. Если ты видишь проект, в котором есть энергия и жизнь, то не будешь отметать его только потому, что это проект сложный или для какой-то узкой аудитории. Эти рациональные ограничители начинают действовать на следующем этапе. Разумеется, если ты понимаешь, что это проект для узкой аудитории, то те производственные возможности, которые можешь себе позволить, ты соизмеряешь с размером потенциальной целевой группы зрителей проекта. Этим платформы кардинально отличаются от телевизионных каналов: телевизионному каналу важно удержать свою аудиторию и очень важно не обмануть её ожидания; у платформ же нет настолько четкой узкой целевой группы, мы можем предлагать более широкую палитру проектов в расчете на сегментацию зрителя.

О киносторис 

Формат киносторис стал одной из визитных карточек KION. Мы попытались заново открыть формат короткометражных сериалов – скрестить подход, который привычен для того, что мы называем веб-сериалами, с телевизионными или платформенными сериалами, чтобы получить короткие серии, но с качеством «больших» сериалов. Мы рассматриваем эту попытку как успешную, потому что это как минимум возможность пробовать что-то новое: новых авторов, новые менее очевидные форматы. То есть, работая с «большими» режиссёрами, знаменитыми актёрами, создавая дорогой продукт, мы при этом имеем возможность экспериментировать, затрачивая меньше ресурсов по сравнению с производством «стандартных» восьми серий по 50 минут. Нам кажется, что этот формат себя оправдывает и хорошо набирает обороты.

О доке

В России документальное кино никогда не переставало быть интересным. Сегодня в доке наблюдается некий ренессанс, когда производится много качественных и интересных проектов. Если вы видели, какие документальные фильмы выходили на KION, то наверняка сделали вывод, что мы «цепляем» зрителя либо за счет весомых героев, которые могут быть интересны широкой аудитории, либо создаем фильмы, используя необычные художественные средства.

Каждая платформа стремится представить зрителю сбалансированный пакет контентного предложения. 

Для нас документальное кино – это всегда отдельная специальная история и некий мотиватор, побуждающий к обсуждению какой-то общественно значимой темы. Вспомнить даже наши громкие проекты «Дуров» и «Сахаров. Две жизни».

О вертикальном контенте

Попытка изменить привычные паттерны смотрения это всегда немножко эксперимент, и я полагаю, что часть этого эксперимента с «вертикалками» (проведённый МТС Медиа конкурс «Вертикалка» – ред.) скоро дойдёт до производства, и зритель сможет оценить его результаты. Но, конечно, мы в любом случае большую часть проектов делаем в классических форматах. Когда мы смотрим горизонтально, видим больше вокруг, когда смотрим вертикально, вокруг видим мало. Поэтому выразительность, с художественной точки зрения, конечно, превалирует в горизонтальном формате. «Вертикалка» – это некая проба. Такие эксперименты будут, но вряд ли они составят основной базис производимых проектов.

Как начать работать с платформой

Когда мы говорим про проекты, которые делаются для оригинальной линейки KION, то мы включаемся в них на любой стадии. Гораздо чаще на начальной, когда есть только заявка или какой-то первичный пакет – заявка, синопсис, первая серия.

Если говорить о нашей программе инвестирования в кинопроизводство от МТС Медиа (https://investments.mtsmedia.ru/), то авторы проектов подают заявки на сайт программы, заполняют определённые формы, в которых отмечается всё то, что запрашивает производитель, с учётом того, какой бюджет у картины уже есть, сколько требуется, на какой стадии находится проект. Соответственно, предоставляется детальная информация для заполнения заявки. Далее заявки рассматривает контентный комитет, и, если проект кажется интересным,  то дальше он рассматривается как кейс с точки зрения бизнес-процессов.

О работе с регионами

Все киношники давно знают, что, снимать только в Москве – это уже стало привычным и это дорого, также иногда для правильной «картинки» мы выезжаем и ищем идеальную визуализацию, чтобы передать в кадре корректные смыслы и погрузить зрителя в нужную интонацию. Так, например, сериал «Коса» производился в Калининграде, а «Хрустальный» – в Ростовской области. Были проекты в Выборге, в Питере. Сейчас география съемок у кинокомпаний расширяется, для всех важны такие факторы как стоимость производства и результат. Поэтому в тех областях, где пока что только развивается профессиональный рынок, довольно сложно что-то производить, и тем более без участия больших продюсерских компаний. Кстати, часто таланты из различных регионов могут быть замечены кинокомпаниями, в социальных сетях, например, на Youtube.

Важно понимать, что в идеальной ситуации платформы работают не с одиночками-талантами, а с продюсерскими компаниями, со сложившимися авторскими коллективами. Это не значит, что рынок избегает каких-то «бриллиантов», которые могут быть найдены. Но для всех очень важна ритмичность производства, предсказуемость и получение результата.  

Если выбрали не тебя, или что делать начинающим авторам

Отказ является маркером того, что по тем или иным причинам проект не дотягиваем до готового результата. Это не значит, что проект плохой и не стоит ничего с ним делать. Это говорит о том, что любая кинокомпания или платформа не может тратить на девелопмент чужого проекта большое количество времени и ресурсов. Важно понимать, что платформа – это всё-таки «конечный потребитель» продукта, который производит автор. В этом смысле она не подменяет собой продюсерские компании, не подменяет авторские коллективы. Очень часто в заявке есть определённые положительные моменты, но компании понимают, что для ее доработки потребуется много времени. Это касается не только новых авторов. У каждого есть свои особенности. Если у автора или производственных компаний уже есть отлаженный процесс подготовки – тогда появляется больше уверенности. С новыми авторами нужно проделать длинный путь – путь проб и ошибок, который реже приводит к результату. Но если ты видишь, что потенциал заявки можно довести до производства, не расплескав идею и сделав это хорошо, то, как правило, на это идут кинокомпании. 

Вообще, я всегда говорю студентам, которые готовят какую-то выпускную работу, лучше снимите меньший объем, но сделайте это очень хорошо и достойно. Лучше хороший тизер, чем плохая пилотная серия. Потому что не будет второй возможности произвести первое впечатление. И профессионально сделанное короткое видео, какой-то объём работы, который тебя завлекает, но не разочаровывает – это гораздо правильнее, чем большой объём работы, сделанный не так идеально.

Текст подготовила Аля Колдунова 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять