История русского рекламщика, который стал мастером виртуального продакшена в Голливуде
Глобализация и цифровизация подарили современному человеку невероятные возможности передвижения и профессиональной самореализации. Сегодня можно жить, учиться и работать в любой точке мира. Причём если эмиграции прошлых столетий были характерны расставанием с Родиной «раз и навсегда», то в XXI веке исследователи предлагают пересмотреть терминологию. Эмиграция в наши дни вовсе не означает отрыв от места, где ты родился, – всё больше людей покидает свой дом временно, меняя несколько мест проживания за свою жизнь, или вовсе живя на две страны.
Естественным местом притяжения для кинематографистов по-прежнему является Голливуд. В эту мекку киноиндустрии ежедневно приезжают люди из разных стран мира, и наши соотечественники не исключение. В этом материале – история Дмитрия Ковалёва, который несколько лет назад продал свою квартиру для того, чтобы начать учиться в одной из лучших киношкол мира, в Южной Калифорнии. Бывший арт-директор BBDO, Дмитрий рассказал «Мувистарту», как после десятилетней работы в рекламе он сменил профессию и стал участвовать в проектах для HBO и Disney+.
С чего всё началось
Несмотря на то, что в начале своей карьеры Дмитрий в основном занимался граф-дизайном и 2D-анимацией, ему всегда хотелось участвовать в съёмочном процессе. Это удалось в агентстве BBDO Moscow, которое занимается производством коммерческих роликов. Желание развиваться в этом направлении привело к решению получить дополнительное образование, причем если учиться, то у лучших! Так молодой человек оказался в Голливуде, когда в 2017 году поступил в магистратуру Киношколы Южнокалифорнийского университета (USC School of Cinematic Arts). Для того чтобы оплатить обучение, он – ни много ни мало – продал квартиру. По его словам, это было сложным решением.
«Реальная квартира с настоящими стенами и дверями внезапно превратилась в инвестицию без каких-либо осязаемых гарантий», – подытожил Дмитрий Ковалёв рассказ о том, как он оказался в Голливуде.
Можно ли «без этого»?
Можно, отвечает Дмитрий. Теоретически можно приехать в США со своими дипломом, опытом и портфолио. Только этим мало кого удивишь, а точнее, вовсе никого не удивишь – всё нужно будет начинать сначала.
«Существующая в США индустрия дико конкурентна, ведь сюда приезжают со всего мира, каждый со своими проектами, мечтами и амбициями. И тебе надо потратить немалое количество времени и сил, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание, обзавестись знакомствами. В этом смысле киношкола предоставляет отличную стартовую площадку и условия для бесценного нетворкинга. Ведь твои сокурсники являются, по сути, будущими коллегами. Более того, люди в условиях учебного процесса находятся в равной позиции по отношению друг к другу. Иная ситуация складывается на работе, когда у каждого свой статус и послужной список. Как известно, нередко более опытные сотрудники начинают “харрасить” новеньких и т.д. Такова реальность. Киношкола ставит всех в одинаковые условия, и это сближает. Также в киношколе у тебя есть возможность знакомиться не только с местными ребятами, но и приезжими из разных стран мира. Таким образом, ты быстрее вливаешься в интернациональную среду, и это идёт на пользу во всех отношениях», – пояснил собеседник «Мувистарта».
Что такое виртуальный продакшен и почему именно он?
Виртуальный продакшен (VP) – это новая технология, которую начинают осваивать те, кто может себе это позволить.
«Современный виртуальный продакшен легко понять на примере старых фильмов о Бонде, где Шон Коннери крутит руль в машине, а позади него дрожит уходящая вдаль дорога. Принцип с тех пор не поменялся, но вместо рушащей иллюзию своей очевидностью кинопроекции на заднем плане теперь используется LED-экран (по сути, большой телевизор), изображение на котором можно настроить с такой точностью, что картинка с камеры будет выглядеть крайне правдоподобно. А если добавить трекинг (информацию о физическом положении камеры в реальном времени) и перемещать фон вслед за камерой, эффект параллакса ещё больше усилит иллюзию», – пояснил Дмитрий Ковалёв.
Он добавил, что сегодня среди крупных игроков считается престижным иметь пару проектов с LED-экранами. Дошло до того, что студии начали соревноваться, у кого на съёмках экран больше. Но это совмещение сразу нескольких технологий: начиная от самих экранов (часто это экраны для концертов и шоу) и заканчивая высокопроизводительными компьютерами, игровыми движками и видео высокого разрешения. Первопроходцами в виртуальном продакшене являются создатели сериала «Мандалорец», они разработали эту технологию буквально три года назад.
«Мне всегда нравилось изучать и придумывать визуальные эффекты, также интересны технологии создания иллюзии в кадре, поэтому как только мне подвернулась возможность работать в компании Stargate Studios, занимающейся VP (однокурсник, меняя место работы, порекомендовал Дмитрия прежнему боссу – ред.), я сразу же ухватился за неё. В отличие от других частей кинопроизводства, виртуальный продакшен сложно изучать в домашних условиях просто в силу своей многогранности и требуемых минимальных вложений в оборудование, поэтому я рад, что мне посчастливилось изучать технологию VP, работая на реальных проектах», – рассказал Дмитрий.
О проектах
Весной этого года наш соотечественник работал на съёмках музыкального клипа в поддержку фильма Spin (проект для Disney+).
«Я был оператором камеры – одновременно реальной и виртуальной. Мы использовали трекинг через Unreal Engine, и было необходимо не только уметь снимать, но и знать ограничения и особенности игрового движка и LED-экранов. Например, перемещение камеры транслируется на стену с небольшой задержкой, что незаметно только при медленном движении камеры. Такие нюансы необходимо учитывать при планировании кадров. Далее я начал участвовать не только в процессе виртуального продакшена на площадке во время киносъёмок, но также в создании “плейтов” – того материала, который мы используем на экранах.
Сразу после диснеевского проекта Дмитрий был задействован в новом сериале для НВО Ourflag means death, который должен выйти в конце 2022 – начале 2023 гг.
«Это комедийный сериал про пиратов. Тайка Вайтити – один из его создателей – сыграет одну из главных ролей, он же режиссировал первую серию. Мы ездили в Пуэрто-Рико снимать виды океана с лодки. Спустя несколько недель мы уже использовали эти «плейты» на больших LED-стенах, построенных в павильонах Warner Bros. В отличие от традиционных визуальных эффектов, где дни работы могут уйти на один быстро промелькнувший на экране кадр, наше участие в виде виртуального продакшена будет видно на протяжении всего сезона. Однажды VFX-супервайзер проекта сказал, что то, что мы делаем, – это “визуальные эффекты в реальном времени”», – продолжил Ковалёв.
Он добавил, что использование LED-стен открывает дополнительные возможности в работе со светом: как известно, свет отражают предметы, люди, животные и т.д. И так как LED-стены излучают свет, любые отражения изображений, транслируемых на стене (особенно на стеклянных и металлических поверхностях) выглядят очень правдоподобно. В отличие от традиционного хромакея, где таких отражений на площадке просто невозможно добиться в силу ограниченности технологии.
Также Дмитрий уточнил, что для успешной работы в VP нужно посвятить этому много времени на пре-продакшене. Если все сделано правильно, то материал с площадки может сразу отдаваться на монтаж. Это ещё одно отличие от традиционных визуальных эффектов, где отснятые на хромакее кадры, не требующие детальной подготовки до съёмок, необходимо обрабатывать на пост-продакшене.
Поскольку технология виртуального продакшена новая, многие (даже опытные) кинематографисты поначалу воспринимают её с заметной долей скепсиса и тревоги. Но увидев, как она работает и каких результатов позволяет достигать, осваивают и применяют её.
Ноа Баумбах
Следующим проектом, в котором принял участие наш соотечественник, стал фильм Ноа Баумбаха «Белый шум» (White Noise) с Адамом Дугласом Драйвером и Гретой Гервиг в главных ролях. Дмитрий вместе с коллегами провели шесть недель в Кливленде (штат Огайо).
«Все сцены, над которыми мы работали, происходят ночью, в машине. В традиционном кинопроизводстве это сложно снимать, так как, по правилам профсоюзов, работа с детьми ночью ограничена буквально парой часов. Более того, из-за масштаба этих сцен возвращение на начальную точку заняло бы минимум час. Поэтому было принято решение снимать в павильоне с использованием виртуального продакшена. За несколько ночей мы отсняли весь необходимый материал на специальные стабилизированные риги — восемь камер по кругу и одна камера вверх (камера вверх нужна для проекции отражения неба в лобовом стекле автомобиля), где рисэт – возвращение на начальную точку – занимало ровно две секунды», – рассказал Дмитрий.
На этом проекте он выступал уже в роли супервайзера виртуального продакшена. В данный момент Дмитрий Ковалёв с командой готовится к участию в двух проектах – снова для НВО иApple TV+.
Развитие индустрии после пандемии
Голливуд и весь мировой рынок кино были затронуты ковидом, ограничения, связанные с пандемией, сильно ударили по бюджету. Затраты на производство видеоконтента выросли на 30%.
«За три дня съёмок музыкального клипа мы потратили на ПЦР-тесты, маски и прочие атрибуты, ставшие с недавнего времени неотъемлемой частью рабочего процесса, – это порядка 20 тыс. долларов. Конечно, это большой удар по бюджету. Один ПЦР-тест стоит порядка 100-250 долларов, в зависимости от срочности. Когда я работал над сериалом Our flag means death, то увидел, что ежедневно на площадке тестируются сотни людей – на крупных проектах эта процедура поставлена на поток, и остаётся только представить, сколько денег тратится на это», – отметил Дмитрий Ковалёв.
По его прогнозам, в ближайшие два-три года мы будем видеть лишь контент, производимый большими студиями. Производство же независимого кино сильно пошатнулось – маленькие продакшены могут не пережить пандемию.
Но даже крупные производители контента стараются избегать лишних офлайн-активностей и не собирать съёмочную экспедицию по мере возможности. И здесь оказывается востребованным виртуальный продакшн, который позволяет выполнять значительный объем работы в условиях павильона.
«Многие ограничения частично нивелируются, потому что мы снимаем на фоне LED-стен. Люди становятся открытыми к новым технологиям: после 1,5 лет “зумов” и сидения дома всех всё устраивает, все готовы экспериментировать и рассказывать истории. Технологии позволяют это сделать, при этом они не стоят каких-то сумасшедших денег, а обеспечивают высококачественный результат», – резюмировал Ковалёв.
О лидерах в киноиндустрии
Наш герой считает, что в ближайшее время США сохранят лидерство в киноиндустрии. Те же европейские и азиатские игроки, невзирая на свои успехи на локальном или международном рынках, по-прежнему открывают свои офисы в Америке и везут сюда свои проекты, потому что здесь – эпицентр дистрибьюции.
Причина во многом заключается в том, что представители отрасли находятся в тесном взаимодействии между собой, в независимости от величины и длительности существования на рынке. Здесь крупные студии взаимодействуют со стартапами и малыми объединениями, а производители софта и «железа» с мировым именем внимательно прислушиваются ко мнению каждого клиента.
«Мы – небольшая компания. Однако активно сотрудничаем с Sony, Black Magic, Kino Flo, и все они учитывают наше мнение – какие вещи оказались более или менее подходящими для нашего производства, что нам ещё необходимо и т.д. Мы получаем ещё не вышедшие софт и оборудование, и это происходит постоянно – компании непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Я думаю, это очень сильно влияет на рынок: когда у тебя тесное взаимодействие с ключевыми игроками бизнеса, совместные решения затем распространяются по всему миру», – резюмировал Дмитрий Ковалёв.
Проблемы российского рынка
По мнению нашего собеседника, их две. Первая – производителям контента приходится подстраиваться под запрос широкой аудитории. И не всегда наши режиссёры и продюсеры снимают то, что было бы интересно снимать самим.
Таким образом рынок консервируется и не оставляет места для новых талантов – Дмитрий встречал немало талантливых ребят, которые, не сумев реализоваться в России, уехали за рубеж. Это вторая проблема.
«Если и говорить об отставании России от Голливуда, то на некоем концептуальном уровне: узость потребления, неготовность индустрии в силу разных причин принять всех, кто готов работать в ней, не даёт реализоваться людям в полной мере. Если говорить о технологическом потенциале, то вследствие ограниченного размера рынка Россия тоже отстаёт, но это не проблема. Есть много хороших проектов, которые сделаны с помощью технологий, доступных в России. Просто в США их больше, они более доступны. Но сказать, что наши специалисты работают по каким-то устаревшим технологиям, тоже нельзя: тот же виртуальный продакшен есть и в Питере, и в Москве. Там сидят грамотные, отличные ребята, которые внимательно следят за трендами и прекрасно знают, что происходит в Голливуде. Главное – производить контент, который может резонировать с глобальной аудиторией», – пояснил Дмитрий, напомнив известную формулу успеха Голливуда – создавать универсальные истории, понятные зрителю из каждого уголка планеты.
Текст – Аля Колдунова