Дмитрий Якунин: «Для молодых кинематографистов открываются новые возможности»
В декабре состоялись последние мероприятия Всероссийского молодежного кинофорума-2021, одного из крупнейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов.
Руководитель проекта Всероссийский молодежный кинофорум, продюсер Дмитрий Якунин рассказал ПрофиСинема о новых программах и конкурсах, поддержанных проектах, о создании Фонда поддержки регионального кинематографа, а также о Всероссийской акции День короткометражного кино, лауреаты которой были объявлены вчера, 21 декабря.
В декабре состоялись последние мероприятия Всероссийского молодежного кинофорума-2021. Расскажите о программах этого года.
У нашего проекта, который совместно проводят Союз кинематографистов и Молодежный центр уже более 8 лет и который на слуху не только у молодых кинематографистов, но и у всей киноиндустрии, – Всероссийского питчинга дебютантов – в этом году произошел ребрендинг. В 2021 году мы провели Всероссийский молодежный кинофорум. Помимо питчинга дебютантов, в ряде регионов прошли локейшн-туры, состоялось несколько форсайт-сессий по развитию регионального кино и презентаций кинокомиссий и кинокластеров, стала более масштабной образовательная программа, включающая в себя тренинги для участников питчинга, а также мастер-классы представителей киноиндустрии.
Площадками для проведения этапов Кинофорума стали такие знаковые кинофестивали какие как ММКФ, Будем жить (Москва), Евразийский мост (Ялта), Короче (Калининград), Realist Web-Fest (Нижний Новгород), ПитерКит (Санкт-Петербург), Человек и Природа (Иркутск), Arctic open (Архангельск), Предчувствие (Челябинск), От всей души (Ульяновск). Кроме того, в Хакасии и Карачаево-Черкесской республике прошли этапы Кинофорума без фестивальной привязки. Благодаря Фонду президентских грантов призовой фонд питчинга составил 20 миллионов рублей. Финансирование на создание промоматериалов или создание малобюджетных фильмов получили более 30 проектов – полнометражных и короткометражных игровых, документальных фильмов, веб-сериалов.
В этом году в Санкт-Петербурге мы впервые провели питчинг анимационных проектов, вызвавший немалый интерес у представителей анимационной отрасли. Несколькими проектами заинтересовались ведущие продюсеры, представители онлайн-платформ, и они получат не только грантовую, но и продюсерскую поддержку. Думаю, в ближайшие год-два мы увидим несколько очень качественных фильмов, в титрах которых будет стоять логотип Всероссийского молодежного кинофорума.
Призовой фонд Питчинга дебютантов в 2018-2019 годах составлял 10 миллионов, в 2020 – 12,5 миллиона, а в этом году, как вы уже упомянули, – 20 миллионов рублей. Можете рассказать немного о проектах, которые были поддержаны и созданы благодаря грантовой поддержке?
На каждом из питчингов эксперты распределяют по 500 000 рублей в различных категориях, в этом году на ММКФ вручался приз – 1 миллион рублей. Как мы понимаем, 500 000 рублей — зачастую сумма, которой не хватит на съемки не только полнометражного, но и документального или короткометражного фильма. Между тем, выдавая этот приз, эксперты питчинга как бы говорят лауреатам: «Ребята, мы верим в ваш проект. У вас все получится». Это признание придает дополнительные силы командам проектов, а денежный приз позволяет снять качественный тизер, в некоторых случаях — завершить фильм.
Часто происходило так, что первое финансирование на нашем питчинге и высокая оценка от экспертов позволяли в дальнейшем привлечь дополнительное финансирование на проект.
Можно привести примеры таких проектов, как «Хандра» Алексея Камынина – участника прошлогоднего Кинотавра и таллинского кинофестиваля класса «А» Темные ночи, документальной ленты «Уральское дерби» Арсения Кайдацкого, премьера которой состоялась на Кинопоиске, короткометражного фильма «Уличное освещение» – участника Кинотавра, победителя Национальной молодежной кинопремии, короткометражной ленты «Гильза» или картины «Африка» Дарьи Биневской – лауреата многих фестивалей уходящего года. Для нас очень приятно, что в этом году Министерство культуры РФ поддержало в категории «Дебюты» ряд проектов, получивших поддержку изначально на нашем питчинге – «Письмо» Амура Амирханова (Ингушетия), «Белый пароход» Инги Шепелевой (Якутия), «Испытание аулом» Ислама Сатырова (Карачаево-Черкесская республика), а в прошлом году – «Чекаго» Николая Рыбникова (Хакасия). Кроме того, в прошлом и в этом году Министерством культуры поддержано более 10 проектов-лауреатов наших питчингов в категории «Документальное кино».
В рамках Дня короткометражного кино мы провели скрининги фильмов-лауреатов питчингов последних двух лет, где ведущие эксперты познакомились с новыми перспективными проектами.
Каким образом принимают участие в проекте региональные власти? Насколько он им интересен?
Практически в каждом из наших мероприятий принимают участие региональные власти на уровне заместителей губернаторов или министров культуры. Мы видим, как они вовлечены в развитии кинематографа в своих городах, как заинтересованы в привлечении федеральных съемочных групп, так и в поддержке своих, прежде всего, дебютных проектов.
В этом году мы провели 10 презентаций региональных кинокластеров, в том числе, на таких площадках как ММКФ, Российская креативная неделя, Сибирская креативная неделя, Санкт-Петербургский международный Контент Форум, и для нас очень важно участие в этих мероприятиях представителей региональных властей. Приятно, что благодаря прошедшим этапам кинофорума, начинает развиваться кино в не самых «кинематографических» регионах – в этом году в Хакасии снимается 5 проектов, в Карачаево-Черкессии – 3. Во многом, это обусловлено инициативой чиновников и активностью местных региональных сообществ, прежде всего, молодежных.
В прошлом году ряд мероприятий в связи с пандемией Вы провели в онлайн-формате. Как обстояли дела в этом году?
В этом году пандемия снова внесла коррективы в наш график, но не так масштабно, как в прошлом году. В онлайн-формате мы провели только один этап кинофорума — в Челябинске. Помимо этого, архангельский этап, который мы планировали провести летом, с красочным локейшн-туром и поездкой на теплоходе, пришлось перенести на декабрь. Безусловно, мы заинтересованы в проведении мероприятий именно в офлайн-формате. Ведь успех любой деловой площадки именно в общении, новых знакомствах, обмене опытом. Именно живое общение способствует привлечению новых партнеров и налаживанию личных и деловых связей.
В этом году Вы организовали конкурс социальных видео «Хорошая история». Поделитесь впечатлениями от этого конкурса и итогами?
С мая по август этого года впервые Союз кинематографистов и Молодежный центр совместно с Фондом Президентских грантов организовали конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история». На самом деле в России реализуется много важных и нужных проектов, которые инициируют НКО и благотворительные фонды – волонтерские, экологические проекты, спасение животных, помощь бездомным и т.д. Поэтому возникла идея популяризировать эти социальные инициативы с помощью видеоконтента. На первый конкурс откликнулось более 600 организаций, как некоммерческих структур, так и имеющих опыт кинопроизводства. Из 408 присланных видеороликов жюри, в которое вошли ведущие представители киноиндустрии, выбрало шорт-лист и отобрало лауреатов, получивших денежные призы 1,4 млн рублей. Кроме того, видео, ставшие лауреатами конкурса, показали в рамках Дня короткометражного кино, они появятся и на портале добраястрана.рф.
С 13 по 21 декабря – уже в восьмой раз в России и других странах мира прошла традиционная Всероссийская акция День короткометражного кино. Чем отличалось мероприятие этого года от прошлого? Можете выделить что-то из деловой и образовательных программ?
Напомню, что наша акция, инициатором которой стал Молодежный центр Союза кинематографистов России, приурочена к самым коротким дням в году. В этом году нас поддержал Президентский фонд культурных инициатив, что позволило выделить лауреатам акции призовой фонд 2 миллиона рублей. В экспертный совет вошли Владимир Хотиненко, Юрий Быков, Антон Калинкин, Нина Ромодановская, Евгений Кулик и американский продюсер Стивен Мао, лауреат премии Оскар как раз в номинации Короткометражное кино. С этого года, надеюсь, и в дальнейшем, своих лауреатов определят Гильдии Союза кинематографистов России, что станет, на мой взгляд, новым фактором признания короткого метра профессиональным сообществом.
В программу вошли игровые, документальные анимационные картины, отобранные Юлией Свинцовой, Ольгой Филоновой, Аленой Сычевой. Среди них лауреаты фестиваля Короче – «Как разжечь потухший огонь» Сергея Филатова, «Авако» Ксении Пчелинцевой, лауреат Киношока и Национальной молодежной кинопремии филм «Гильза» Динары Абдрашитовой, дебютная работа Александра Петрова «Ангел» и много других замечательных работ.
Некоммерческие показы Акции проводятся более чем на 1000 площадках, в 70 регионах России и, благодаря Россотрудничеству, в 25 странах мира, а также на платформе Okko показы пройдут до 21 января. Гостем образовательной программы, благодаря агентству Vostok, стал французский режиссер и продюсер Франсуа Серр, организатор фестиваля иммерсивного кино Currant 3D. Помимо этого, состоялся важный круглый стол, посвященный присутствию документального кино на онлайн-платформах. Лауреатов Акции объявили 21 декабря, в самую длинную ночь в году на специальной вечеринке.
Для авторов короткометражных фильмов фестивали, порой, единственный шанс добраться до большого экрана и показать свои работы, но благодаря акции День короткометражного кино они получают возможность продемонстрировать широкому зрителю свои фильмы. Короткометражное кино – это визитная карточка начинающего режиссера. Есть ли универсальные советы для режиссеров, как продвигать свои короткие метры? И как, на ваш взгляд, развивать короткометражное кино в России, достаточно ли ресурсов сейчас для этого?
Короткий метр — это важная часть киноиндустрии. Недаром, многие продюсеры с удовольствием посещают программы короткого метра на ведущих кинофестивалях. Однако, долгие годы системного финансирования этого формата не существовало. Но, в последние год-два для молодых кинематографистов открываются новые возможности. Короткометражное кино начали финансировать крупные онлайн-платформы KION и Start, активно развиваются питчинги киношкол и опять же наши питчинги дебютантов. Помимо этого, появившиеся новые грантовые конкурсы – Институт развития интернета, Фонд культурных инициатив, а также конкурсы Росмолодежи и Тавриды финансируют проекты молодых кинематографистов. Но самую важную, пожалуй, новость сообщил генеральный продюсер фестиваля Короче Антон Калинкин на пресс-конференции, посвященной старту Дня короткометражного кино. Со следующего года Министерство культуры РФ планирует поддерживать короткометражное кино. Надеюсь, это будет не только поддержка в производстве, но и поддержка в прокате альманахов короткого метра, встреч молодых кинематографистов со зрителями, продвижение российского короткого метра на кинорынках. Так что я хочу поздравить молодых авторов с новыми возможностями, которые открываются перед ними. Осталось одно – подготовить интересный, яркий проект.
13 декабря прошел Съезд Союза кинематографистов, на котором в том числе речь шла и о создании Фонда поддержки регионального кинематографа. Расскажите подробнее о его задачах. И какие проблемные темы были подняты в рамках мероприятия, к каким решениям удалось прийти?
Съезд Союза кинематографистов России – важное для отрасли событие, ведь наша организация объединяет под своей эгидой более 4,5 тысяч человек и имеет свои филиалы в 62 регионах. Для нас очень важно, что участники Съезда поддержали деятельность Молодежного центра, и в дальнейшем мы планируем более тесно сотрудничать с Гильдиями, региональными представительствами и отделениями Союза при организации наших сетевых проектов.
Первый заместитель Председателя Союза Лариса Солоницына рассказала об идее создания в стенах Союза Фонда поддержки регионального кино. Ранее эта инициатива была представлена в рамках «Сибирской креативной недели» и была поддержана не только представителями регионов, но и представителями индустрии. Идея подобной структуры назрела достаточно давно – Фонд мог бы активно заниматься продвижением регионального кино, поддержкой дебютантов, сотрудничеством с региональными киностудиями. На данный момент решается ряд организационных и юридических вопросов и планируется, что первые результаты деятельности Фонда будут представлены в рамках бизнес-площадки 44 ММКФ.
В последние несколько лет только и говорят, что об успехах регионального кино, которое сейчас выходит на новый уровень. Всероссийский молодежный кинофорум всецело поддерживает региональные картины и их авторов. Творческий потенциал у регионов огромен. Каковы, на ваш взгляд, главные особенности и ценность региональных фильмов?
Развитие техники позволило демократизировать кинопроизводство. Кинообразование теперь можно получить и онлайн, для съемок фильмов, особенно документальных или короткометражных, не нужно везти «караван» с техникой. Потому в регионах, причем, не только в национальных, снимается кино местными силами. На наших питчингах при обсуждении с экспертами мы, безусловно, видим огрехи этих проектов – прежде всего, слабую актерскую игру, нестройность сценариев, недостатки художественного цеха.
Однако во многих региональных фильмах есть искренность, то, чего не хватает многим профессиональным картинам. Авторы региональных фильмов хотят через творчество донести «код» своей культуры, энергетику своего региона. И зачастую это получается.
В России – огромное число удивительных локаций, от Калининграда до Владивостока. В каждом регионе можно снять красивую содержательную историю, которая никого не оставит равнодушным.
Ярким примером регионального кино, безусловно, является кинематограф Якутии, завоевавший сердца зрителей и большое количество фестивальных наград по всему миру. Также самобытными национальными проектами известны Башкортостан и Татарстан. Сейчас мы очень ждем окончания съемок лауреатов питчингов в Хакасии и Карачаево-Черкесии – уверены, что эти регионы не менее ярко заявят о себе.
Важными вопросами для решения регионами на данном этапе остаются: подготовка специалистов, логистика, работа кинокомиссии или ведомства, которое бы координировало съемки, административная поддержка местного кинопроизводства, рибейты.
Ваш продюсерский центр Мувистарт участвует не только в организации общественных проектов, но и занимается продюсированием кино. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении Вашей деятельности.
Безусловно, большое внимание уходит на реализацию масштабных, сетевых, межрегиональных проектов. Но, мне кажется, очень важно, что наша команда, без ущерба в реализации общественных проектов, успевает реализовывать и свои продюсерские амбиции. В рамках продюсерской деятельности нам интересно то, что связано с новыми технологиями, новыми смыслами, будущим кино. Совместно с компанией Lestplay уже второй год мы при поддержке Института развития интернета произвели два сезона документального веб-сериала «Вы из будущего». В 2021 году сезон был посвящен новым технологиям в креативных индустриях. В нашем проекте рассказывается о будущем кинематографа, о современной музыке, создателях видеоигр, искусстве на карантине. Хотя, возможно, пока мы снимали наш веб-сериал, часть технологий уже устарела, и им на смену пришли новейшие изобретения. Значит, будем готовить новый альманах «Вы из будущего-3».
Также мы сняли документальный альманах о молодых ученых из регионов России «Займемся наукой». Наши герои — молодые биологи, физики, антропологи, инженеры. Первый сезон посвящен новейшим разработкам и исследованиям в области океанологии, биологии, археологии, биоинженерии, медицины и космоса. В фильме приняли участие ученые и исследователи из многих российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Омска, Тюмени, Новосибирска, Чебоксаров.
Помимо этого, по заказу компании Bazelevs сняли несколько VR-роликов, посвященных взаимоотношениях великих русских писателей- Льва Толстого и Ивана Тургенева. Съемки происходили в уникальных локациях усадьбы-музея Льва Толстого в Ясной Поляне, а историческим консультантом выступил советник Президента РФ Владимир Ильич Толстой. Все вышеперечисленные проекты были реализованы при поддержке Института развития интернета — нового грантового конкурса, который поддерживает многочисленные инициативы молодых продюсерских компаний.
Помимо этого, в работе у нас несколько документальных фильмов, которые выйдут в следующем году о молодежных субкультурах и их современных, ярких героях.
Как известно, в настоящее время долгосрочное планирование – дело неблагородное, поэтому хочется узнать о планах на ближайший 2022 год?
Каждый прошедший год для меня лично и для нашей команды – это подведение итогов, определенная инвентаризация того, что сделано за ушедший год. С другой стороны, новый год – это вызов и новые возможности. В 2022 году мы планируем, пусть небольшими шажками, но развивать все наши проекты. Безусловно, мы надеемся на поддержку грантовых конкурсов и от администраций регионов Всероссийского молодежного кинофорума. Не думаю, что мы его проведем в том же формате, скорее всего, будет сокращено количество регионов, однако увеличится статус проводимых нами мероприятий. Возможно, Всероссийская акция День короткометражного кино разовьется не в единовременный, а в более системный проект.
Мы также будем развивать сотрудничество с Министерством культуры РФ, Институтом развития интернета и онлайн-платформами по реализации продюсерских проектов. И, как всегда, активно участвовать в проектах Союза кинематографистов по реализации общественных проектов, направленных на поддержку дебютантов и региональных кинематографистов.
Источник: ProfiCinema