MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Тема космоса в российском кино – роман Толстого, чертежи Циолковского, приёмы для Кубрика и Лукаса и Пересильд на МКС

Тема космоса в российском кино – роман Толстого, чертежи Циолковского, приёмы для Кубрика и Лукаса и Пересильд на МКС

Фото: ЦПК/Роскосмос

Прошло 60 лет между первым полетом человека в космос и съемками фильма на МКС. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин облетел Землю на космическом корабле «Восток», а 5 октября 2021 года киноэкипаж фильма «Вызов» в лице актрисы Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко отправился в 12-дневную космическую экспедицию. За эти годы человечество сильно продвинулось в изучении космического пространства и ни на секунду не оставляло мысли об его освоении.

Тема космоса волновала режиссеров и сценаристов еще задолго до полета Юрия Гагарина. Уже в 1924 на экраны СССР вышла лента Якова Протазанова «Аэлита», которая стала первой полнометражной работой про космическое путешествие в мировом кинематографе и навсегда оставила отпечаток в его истории. Сюжет вольной экранизации одноименного романа Алексея Толстого повествует о том, как советские исследователи отправляются на Марс в компании красноармейца Гусева, мечтающего организовать на соседней планете социалистическую революцию. Картина буквально состояла из новаторских находок, которые, казалось, должны были обеспечить ей невиданные ранее кассовые сборы и расположение критиков. Однако ни громкая и даже провокационная рекламная компания в газете «Правда», ни конструктивистские костюмы, созданные одной из основоположниц стиля ар-деко Александрой Экстер, не помогли «Аэлите». Советская критика приняла фильм довольно холодно, обвинив его в недостаточной классовой сознательности и сумбурности. Тем не менее, советская кинолента стала общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом, ее даже называют предвестницей «Метрополиса» Фрица Ланга, который вышел в 1927 году, и американской фантастики 1930-х.

Следующий полет в космос на советских экранах произошел через 11 лет: в 1935 году вышел «Космический рейс» Василия Журавлева, который стал первым научно-фантастическим фильмом о покорении космоса в СССР. По сюжету, на большом космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» профессор Павел Иванович Седых, его ассистентка и юный изобретатель отправляются на Луну. «Космический рейс» интересен скрупулезной проработкой технического аспекта космического путешествия, ведь в написании сценария участвовал Константин Циолковский, он даже сделал 30 чертежей ракетоплана специально для съёмок картины.

В последующие годы советские кинематографисты еще много мечтали о звездах, далеких галактиках и других планетах. И отражение их фантазий можно найти в кинолентах того времени: «Дорога к звёздам» Павла Клушанцева (1957), «Небо зовёт» Александра Козыря и Михаила Карюкова (1959), «Я был спутником солнца» Виктора Моргенштерна (1959). Но им, как и всему миру, мечтать оставалось совсем недолго.

В 1961 году вместе с полетом Юрия Гагарина в космос наступила новая эпоха развития человечества и наших космических достижений. В тот же год 14 апреля в прокат выходит «Планета бурь» Павла Клушанцева – картина, которая также ознаменовала собой переход от иллюзорных и идеалистических фантазий к осмыслению космоса, как неизведанной территории, полной загадок и опасностей. Открытие новых миров и связанная с этим человеческая рефлексия, которую зародил Павел Клушанцев, станут для советской фантастики примером, и уже в новом формате со зрителем заговорят «Солярис», «Кин-Дза-Дза» и «Через тернии к звездам».

«Планета бурь», повествующая о совместной советско-американской экспедиции на Венеру, имела успех не только у советских зрителей – право на показ ленты приобрели 28 стран. Кроме того, спецэффекты, разработанные Клушанцевым, оказали огромное влияние на развитие кинофантастики в мире. Спустя несколько лет Стенли Кубрик изучал приёмы в фильмах Клушанцева для создания «Космической Одиссеи», а режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас называл советского кинематографиста «крестным отцом» своей космической саги, и не скрывал, что воспользовался многими идеями из «Планеты бурь».

Шестидесятые годы дали толчок развитию новому кино про космос. В 1967 году Евгений Шерстобитов экранизировал «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, а вслед за ним в 1972 году выходит знаменитая научно-фантастическая драма Андрея Тарковского «Солярис» по мотивам одноименного романа Станислава Лема. По сюжету, психолог Крис Кельвин прибывает на космическую станцию, изучающую загадочную планету Солярис. Ему кажется, что местный коллектив выжил из ума. Однако вскоре он сам становится жертвой наваждения – ему является возлюбленная, некогда покончившая с собой. Тарковский один из первых говорит о рефлексии человека, разлученного со своей родной планетой, об эмоциональных последствиях для исследователей космоса и о нравственных проблемах технологического прогресса.

«Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые, на первый взгляд, не связаны с моралью, например таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее», – размышлял Тарковский.

Вместе с технологическим прогрессом в людях, а следовательно и в кинематографе, начинает зарождаться страх перед разумными механизмами, которые могут заменить или уничтожить человека. Этот страх отражает советско-польский фантастический детектив Марека Пестрака «Дознание пилота Пиркса» (1978), в котором один из андроидов собирается подчинить себе всю человеческую расу. Также в это время появляются картины, которые можно причислить к детской научной фантастике – «Гостья из будущего» Павла Арсенова (1984), дилогия Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» (1973-74) и «Большое космическое путешествие» Валентина Селиванова (1975) по пьесе Сергея Михалкова – в этих лентах советские кинематографисты размышляли о контактах с инопланетянами, искусственном разуме, а космос представлялся людям загадочным, манящим, но непредсказуемым и даже опасным.

После распада Советского Союза финансирование киноиндустрии на время прекратилось. Чтобы создавать масштабные научно-фантастические блокбастеры, подобные «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика или «Звездным войнам», у российских кинематографистов просто не хватало ресурсов. И это во многом определило будущую репрезентацию космических путешествий в российском кино. Научная фантастика так и не получила должного развития: мы отставали от западных коллег по эффектам, графике, драматургии.

И к сожалению, большая часть фантастических проектов, несмотря на свою революционность и новизну, провалились в прокате. Например, экранизация одноименного романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» Федора Бондарчука (2009) – первый фильм, который рассказал о путешествии на другую планету. Действие картины разворачивается в 2157 году, когда на Земле царит расцвет человеческой цивилизации. Главный герой отправляется на планету Саракш, но неожиданно его корабль уничтожают, а он становится узником диктатуры. 

В 2014 году выходит фильм «Вычислитель» Дмитрия Грачева о неизведанной планете XT-59 и десяти заключенных, которых изгоняют с этой земли. Несмотря на большой бюджет, картина также не получила положительных рецензий от зрителей. И, наконец, одни из последних работ в этом жанре –это «Притяжение» Федора Бондарчука (2017) и «Вторжение» (2019) – сиквел режиссера к первоначальной истории. Оба фильма добились большего успеха, чем их предшественники. И по мнению кинокритиков, «Притяжение» задало для российской фантастики высокую планку и дало надежду на возрождение sci-fi проектов в России. Фантастический триллер Егора Абраменко «Спутник» (2020) на сегодняшний день является самым зрелищным и интригующим проектом в этом жанре. Хотя история разворачивается в СССР и обращена в прошлое, в ней присутствуют полностью фантастические перипетии.

Несмотря на все сложности, российские кинематографисты сильно преуспели в космическо-историческом жанре. Сейчас режиссеры в большей степени пытаются осмыслить историю, разобраться в эмоциях, которые испытывали первые советские астронавты и показать их отважные подвиги. По мнению отечественных кинематографистов, у российских зрителей есть спрос на фильмы про советскую историю, снятые по реальным событиям.

В числе таких картин – «Салют-7» Клима Шипенко, вышедший в 2017 году и рассказывающий о подвиге советских космонавтов. Действие разворачивается в 1985 году, когда орбитальная станция «Салют-7» неожиданно полностью теряет управление и перестает отвечать на сигналы. Вероятное падение объекта может привести к гибели людей, поэтому принимается решение отправить двух самых опытных астронавтов на поиски «мертвой» станции и предотвратить катастрофу. В этом же году на экранах появляется картина «Время первых» Дмитрия Киселева, которая повествует о первом выходе советских астронавтов в открытый космос. А самый главный подвиг российской космонавтики – первый полет человека в космос нашел свое отражение в биографическое драме «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко (2013).

И вот уже в прошлом году началось производство новой картины Клима Шипенко «Вызов», посвященной героизму российских астронавтов и врачей. По сюжету, героиня Юлии Пересильд отправляется на МКС, чтобы провести операцию на сердце в полной невесомости, иначе астронавт Иванов вернется на Землю уже мертвым. Ключевая сцена операции будет действительно происходить в космосе, а не в павильонах или на хромакее. Художественный кинематограф, который всю свою историю лишь фантазировал и воссоздавал космические декорации и атмосферу полета, наконец-то встретится со своей заветной мечтой. Пока неизвестно, когда состоится премьера картины, но ясно одно – «Вызов» станет еще одной отправной точкой для развития космического кинематографа.

 

Елизавета Хисамиева – специально для газеты «СК Новости»

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять