Цифровая медиасфера в новых реалиях – обзор TeleMultiMedia Forum 2022
В Москве 25 мая прошел шестой ежегодный «TeleMultiMedia Forum 2022: лидеры цифровой медиасферы», в ходе которого ведущие игроки и эксперты отрасли обсудили, как перестроится медиателеком в условиях ухода из России крупных зарубежных цифровых платформ и мейджоров, а также прекращения поставок популярного видеоконтента.
Мероприятие было организовано ТМТ Conference, совместно с «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. На площадке мероприятия собралось более 120 делегатов, онлайн-трансляция собрала более 300 зрителей.
Телеком и медиа – устойчивый тренд для отрасли
Деловую программу TeleMultiMedia Forum 2022 открыла пленарная дискуссия «Трансформация российского рынка медиапотребления». В ходе нее первые лица крупнейших российских медиахолдингов, поставщиков и производителей видеоконтента, а также операторы цифрового ТВ и ведущие отраслевые аналитики дали прогнозы изменения медиапотребления и телесмотрения под влиянием экономических и геополитических факторов.
Заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев отметил, что в прошлом году не было никаких существенных изменений в медиапотреблении, связанных с жанровыми предпочтениями и социогеографической структурой зрителей.
«В этом году с конца февраля по понятным причинам произошло множество событий одновременно, которые показали, что России необходим собственный оригинальный контент, причем в очень большом количестве», – заявил он.
Заместитель генерального директора «Газпром-медиа» Александр Моисеев акцентировал внимание на том, что в настоящее время зрители хотят смотреть больше новостного контента. «Люди смотрят новости, потому, что хотят понимать, что происходит. Так, например, на Rutube в топе просмотров находится Соловьёв LIVE», – рассказал эксперт. При этом, по его словам, средний срез по интересам постоянно меняется.
«Развлекательное телевидение не стоит на месте. Люди потихоньку устают от новостного фона и возвращаются на просмотр развлекательного контента», – уточнил генеральный директор more.tv Дмитрий Гранов.
Вице-президент по цифровому бизнесу b2c «Ростелекома» Диана Самошкина также заметила, что текущая ситуация в потреблении контента характеризуется ростом внимания к новостной повестке. При этом, по ее мнению, аудитория нуждается в психологической разгрузке. В связи с этим потребление развлекательного контента (фильмов, сериалов, включая зарубежные) будет увеличиваться, прогнозирует эксперт. В «Ростелекоме» фиксируют ежегодный рост потребления нелинейного контента и полагают, что на текущем этапе этот тренд сохраняется. Также Диана Самошкина отметила важность повышения эффективности работы телеком-операторов в сложившейся ситуации. По ее словам, достижению этой цели будет способствовать включение медийной составляющей в их продуктовое предложение. «Практически все игроки на телеком-рынке признали для себя логичным включение в свой бизнес медиаактивов. Сегодня телеком и медиа – это устойчивый тренд для отрасли», – заявила участница дискуссии.
Председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров «Триколора» Николай Орлов подчеркнул значение конструктивного диалога игроков рынка с регулятором, парламентариями и профильными министерствами. «В последние годы у отрасли сложилось неплохое взаимодействие с государственными регуляторами. Все законопроекты, которые выносились Государственной думой на публичные обсуждения, рассматривались с представителями отрасли. Однако, к сожалению, власть от этого все чаще уходит. <…> Недавно в прессе появилась информация об изменении работы рекомендательных сервисов. Это никак не обсуждалось с отраслью, поэтому мы опасаемся, что после принятия данного закона, мы уже не сможем донести свою позицию. Такая тенденция нас, по меньшей мере, волнует», — объяснил Николай Орлов.
Новые вызовы для рынка онлайн-видеосервисов
Продолжила форум дискуссионная сессия под названием «Отечественный рынок онлайн-видеосервисов на пороге передела». Предваряя дискуссию, директор по производству контента «Триколора» Марина Гаспарян представила новое важное направление развития компании – суббренд мультплатформенного оператора «Триколор детям». «Запуск проекта – 1 июня. У нас исторически сложилось все так, что мы изначально очень много запускали проектов, связанных либо с детским направлением, либо нацеленных на родительскую аудиторию. <…> В какой-то момент мы решили, что это все пора упорядочить и вывести в отдельный суббренд, чтобы клиентам было проще ориентироваться и у нас была более ясная коммуникация по всему, что связано со смотрением и пользованием детских услуг. Главная миссия данного проекта – дать такое пространство родителю и ребенку, внутри которого детям будет максимально безопасно находиться», – сообщила Марина Гаспарян.
Описывая один из ключевых вызовов, стоящих перед российскими операторами платного ТВ и OTT-платформами, – риск потери доступа к лицензионным библиотекам контента зарубежных правообладателей, прежде всего голливудских студий – Марина Гаспарян высказала мнение, что этот контент заменить невозможно.
«Ушедших мейджоров можно заменить количественно, посмотрев в сторону, к примеру, немецких или скандинавских сериалов, но это все не смысловая замена. Поэтому данная проблема сейчас самая острая. <…> Понятно, что можно посмотреть в сторону каких-то стран, с которыми мы работали раньше, или вообще не работали, или же работали, но не так активно, или, например, эти страны стали год от года стали производить все больше интересного контента. Однако здесь надо понимать, что если отдельно взять Universal с его огромной библиотекой и Warner Brothers, то мы за один год не сможем произвести такое количество контента, при чем такого же уровня. Этого бы даже не смогли сделать в самом Universal, так как это накопленная библиотека, которая производилась годами и проходила различные проверки временем и смотрением. Да, мы будем смотреть, что делать в этой ситуации, но я не думаю, что, во-первых, увеличение количества релизов отечественного контента каким-то образом поможет заменить мейджоров, а во-вторых, что это будет так легко реализовать», – резюмировала она.
Генеральный директор Start Дмитрий Гудумак рассказал, что возглавляемая им платформа имеет позитивный опыт пополнения библиотеки сериалами из европейских стран, в частности, Бельгии и Германии, при том, что изначально Start позиционировал себя как сервис с российским эксклюзивным контентом. «Start имеет зарубежный контент. У нас есть каталог под названием “Лучшие неанглоязычные сериалы мира”, в котором присутствует и бельгийский, и немецкий контент, а также много другого», – сообщил он.
Дмитрий Гудумак также пояснил, что в текущем году Start планирует выпустить 25 оригинальных проектов. «В прошлом было 28. Это не уменьшение числа проектов в производстве, потому что все они разные. Отрицательной динамики точно нет», – добавил он.
В свою очередь, генеральный директор «МТС Медиа»/Kion Игорь Мишин поделился планами развития проекта Kion. По его словам, видеосервис не планирует сокращать производственный бюджет, запланировав создание около 25 originals. «Число релизов на Kion – около 25. Может быть, будет 22. А может – 30. Все будет зависеть от того, как мы будем проживать конкретный квартал, полугодие и какой у нас будет прогноз по бизнесу. Бюджет на производство не снизился по сравнению с запланированным. Но он все равно меньше, чем хотелось бы», – сообщил Игорь Мишин.
Вторую сессию «Новая реальность российского рынка originals», модератором которой выступил директор проекта «Медиалогистика», MSK-IX Григорий Кузин, открыл генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий. Он рассказал о том, как изменился трафик русскоязычных интернет-пользователей с февраля этого года. В компании выяснили, что в первые две недели после начала спецоперации у аудиовизуальных сервисов был зафиксирован рост трафика в +10%. Однако в апреле относительно февраля произошло его снижение на 18%, в основном из-за оттока украинских пользователей. Также Ярослав Городецкий акцентировал внимание на том, что поведение аудитории не меняется, пики трафика все еще приходятся на вечернее время и выходные дни. В сегменте онлайн-телевидения итоговый рост трафика составил +123,4%, рассказал генеральный директор CDNvideo. Он добавил, что на радио по итогам апреля объем трафика остался на прежнем уровне, у интернет-магазинов он снизился на 20%, а у игр стал больше на 8%.
Директор по ТВ-закупкам Media Direction Group Илья Куценко напомнил, что с каждым годом телевидение смотрят все меньше и меньше людей. «Ему лояльна только аудитория возрастом больше 60 лет, а телесмотрение для более молодых аудиторий упала в 1,5-2 раза», – добавил он. По его мнению, сейчас необходимо интегрировать телеканалы в цифровую среду, привлекать профи из диджитал в цифровое ТВ, а также создавать для каждого человека персонализирвоанный канал.
Генеральный продюсер ГК «Рики» Юлия Николаева выразила надежду на то, что востребованность российского анимационного контента будет расти, как у отечественных игроков, так и у рынков Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Также она рассказала, что ряд их проектов очень популярен в Азии на digital-платформах, поэтому свое присутствие на этой территории в дальнейшем они собираются только наращивать. «Однако в некоторых странах даже при сильном желании этого сделать не получится, так как из-за геополитических событий они остановили с ними переговоры», – констатировала она.
Доставка видеоконтента – технологический фундамент медиарынка
Важные технологические аспекты развития отрасли обсудили участники сессии «Условия и возможности для развития доставки видеоконтента в РФ». Как подчеркнул модератор сессии, генеральный директор компании «Синтерра Медиа» Григорий Урьев, доставка видеоконтента – технологический фундамент медиарынка во всем мире и Россия не исключение. Являясь частью нескольких отраслевых рынков (спутникового, ИКТ, телекома, медиа), сервисы доставки зависимы от перемен на каждом из них, объяснил эксперт. Он добавил, что в условиях вынужденного импортозамещения развитие сетей доставки контента возможно только в тесном партнерстве с отечественными поставщиками технологических решений».
Отвечая на вопрос, могут ли сети доставки не справиться с ростом потребления российского контента, который придет на смену иностранному, в условиях ограничения доступности импортного ПО и оборудования, Ярослав Городецкий высказал мнение, что имеющегося запаса прочности операторов CDN достаточно для преодоления текущих сложностей. Кроме того, у операторов, и в частности у CDNvideo, сохраняется доступ к китайскому оборудованию. «Сейчас в России 100 млн интернет-пользователей и вряд ли эта цифра радикально вырастет в ближайшие годы. Сейчас того оборудования, которое есть, в принципе, достаточно. Через нашу сеть делают трансляции 4k-контента, и все прекрасно работает», – подчеркнул он.
Директор проекта «Медиалогистика», MSK-IX Григорий Кузин привлек внимание аудитории рассказом о новых российских телепроектах в сетях операторов доставки. «С нами ведут переговоры несколько вещателей по поводу запуска к этому сентябрю новых тематических телеканалов. Мы это приветствуем и готовы с ними сотрудничать», – заявил он. На место ушедших зарубежных телеканалов приходят новые, рассказал эксперт. Он добавил, что в общей сложности в связи с геополитическими событиями с каталога «Медиалогистики» ушло всего 7% иностранных телеканалов.
В ходе завершающей сессии «Будущее российского рынка цифровых платформ в условиях геополитических сдвигов» представители российских интернет-компаний, социальных сетей и цифровых платформ, а также аналитики медиателекома обсудили последствия санкций для цифровой медиасферы в России, оценили новые вызовы и дали прогнозы развития бизнеса на будущее.
Руководитель службы развития продукта «Триколора» Роман Кузнецов поделился прогнозами развития соцсетей, мессенджеров и OTT-платформ. «Снижение доступности зарубежных технологий сейчас немного остановит тренд развития дополнительных возможностей сервисов. Не самые основные способы потребления, которые способствуют более технологическому совершенствованию платформ, уйдут на второй план. Развитие рынка в этом отношении замедлится», – обратил внимание эксперт.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков добавил, что количество авторов на Youtube и количество опубликованного контента за весну стало уменьшаться.
«Они принимали во внимание, что вслед за запрещенными в РФ соцсетями может «полететь» еще и Youtube», – считает он. По словам эксперта, его аналоги в России растут, но это не может произойти «за день» в отличие от Youtube, который, по факту, является «долго формировавшейся экосистемой». «И сейчас блогеры активно дублируют свой контент на другие российские площадки: Rutube, VK и «Одноклассники», – заметил Владимир Зыков. Менеджер по стратегическому развитию «Одноклассников» Павел Борисов в свою очередь отметил, что соцсеть «Одноклассники» не планирует стать «российским Youtube», а pr-директор социальной сети TenChat Юлия Галкина, заметила, что TenChat не идентифицирует себя с только с Linkedin.
В финале конференции организаторы вручили призы победителям квиза, организованного телекомпанией «Первый ТВЧ», который проходил в течение всего дня работы форума в телеграмм-канале TeleMultiMedia Forum 2022.
Текст – Виктория Егорова