Проблемы кинематографа в СЗФО обсудили на фестивале «Кинолес»
В рамках деловой программы фестиваля «Кинолес» 16 июля прошел круглый стол на тему «Развитие кинопроизводства и кинопоказа в Северо-Западном федеральном округе».
В ходе дискуссии спикеры обсудили основные проблемы и перспективы регионального кино, участие кинематографистов в различных грантовых программах, проведение совместных проектов и мероприятий. Также на мероприятии прошла презентация Фонда регионального кинематографа (ФПРК) Союза кинематографистов России.
Участие в работе круглого стола приняли:
Михаил Калинин – оргсекретарь Союза кинематографистов РФ;
Сергей Снежкин – председатель Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов РФ;
Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) Союза кинематографистов РФ;
Ольга Филонова – ведущий продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа;
Андрей Петровский – председатель Фонда социально-экономического развития кинематографистов Вологодской области, член Гильдии неигрового кино и телевидения, член кинокомиссии Вологодской области;
Екатерина Чумак – начальник отдела кинематографии АНО «Фестивальная дирекция», секретарь кинокомиссии Калининградской области;
Марина Лукашова – руководитель кинокомиссии Новгородской области;
Светлана Солдатова – директор АНО «Продюсерский центр «Северный Характер»», руководитель Мурманского представительства Союза кинематографистов РФ
Юлия Сибирцева – помощник руководителя Союза кинематографистов Архангельской области.
Алексей Бабенко – член правления Союза кинематографистов РФ, председатель Союза кинематографистов Карелии
Модератором выступил Александр Бабаян – оргсекретарь Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов РФ.
Михаил Калинин подчеркнул, что Северо-Западный федеральный округ обладает хорошим потенциалом для развития кинематографа в нём.
«Северо-Западный федеральный округ является не просто одним из самых живописных регионов страны, но и стратегически важных. Отсюда Россия выходит в Европу, отсюда – путь в Арктику. Здесь живут народы, являющиеся носителями уникальной культуры. Это настоящая сокровищница для разных жанров повествования, и нам очень важно показать потенциал этого региона российским и зарубежным кинематографистам», – отметил Михаил Германович.
На круглом столе прошли оживлённые дискуссии. Представители регионов не только рассказали о преимуществах киноиндустрии в своем родном крае, но и подняли ряд важных проблем, которые присущи региональному кинопроизводству. Светлана Солдатова подчеркнула необходимость кинопроката документальных и региональных фильмов.
«В Мурманской области снимается очень много игрового и документального кино, но оно, зачастую, не доходит до зрителя. Замечательно устроено в Москве и в Питере, там все фильмы можно посмотреть в кинотеатрах, где-то есть локальные показы. В Мурманской области есть только коммерческое кино, и это проблема. Коммерческие кинотеатры не берут фильмы, снятые местными режиссерами, они берут совершенно другое, исходя из своих коммерческих интересов. Хотя в коммерческий интерес можно было бы вложить зрительский интерес к фильму, произведенному на этой территории», – отметила эксперт.
Также во время встречи спикеры активно обсуждали проблему нехватки настоящих талантов и ограниченность кинообразования. Алексей Бабенко рассказал об отсутствии средств на кино в региональном бюджете, из-за чего ресурсы местных кинопроизводителей очень ограничены.
«На данный момент я понимаю, что именно в Карелии кино не будет развиваться, потому что на это нет региональных денег, ставки делаются лишь на коммерцию либо проектную деятельность», – пояснил он.
При этом спикер отметил нехватку мотивации у местных кинематографистов развивать свои профессиональные навыки.
«Есть люди, которые любят кино, часть из них хочет снимать как любители, часть – которая уже снимает как любители, но хочет перейти на новый уровень, и те, кто профессионально снимает и хочет оторваться наверх, припасть к стопам мастеров, получить образование. И вот на этой цепочке, по которой они пойдут из любителя-зрителя до профессионала-изготовителя, останутся следы, которые покажут дорогу другим. Но оказалось всё немножко не так. Мы приглашали большое количество специалистов, но из наших 20 региональных профессионалов никто не хочет пойти дальше», – пояснил Бабенко.
Дмитрий Якунин и Ольга Филонова в рамках встречи представили обширную программу мероприятий Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) и поделились первыми итогами деятельности организации. Самое главное событие с момента основания Фонда – проведение конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», в ходе которого было обработано более 300 заявок из самых разных регионов нашей страны. Сейчас лауреаты конкурса активно занимаются производством киноальманахов и новелл, и уже к концу этого года будет готово 60 новых документальных картин. По словам Дмитрия Якунина, спрос на будущие фильмы участников очень высок, «выстроилась целая очередь из прокатчиков и платформ».
«Есть направления, которые проседают – кинопрокат, собственная киностудия, кинопроизводство, поддержка, грантовая деятельность, не во всех регионах активна работа Союза кинематографистов. Поэтому и создан наш Фонд: для того чтобы развивать все перечисленные направления и создавать ту самую экосистему регионального кино», – поделился Дмитрий Якунин.
Ольга Филонова добавила несколько важных комментариев к презентации. Продюсер подчеркнула основные отличия ФПРК от остальных организаций и рассказала, как происходит работа с подопечными Фонда.
«В Фонде в конкурсе нет никаких ограничений по возрасту и по опыту участника. Допустим, питчинг дебютантов всегда строго ограничивает участников: до 35 лет с небольшим опытом в создании фильмов. Министерство культуры, наоборот, всегда приветствует кинематографистов с опытом, в Фонде президентских грантов непременно нужно подтвердить свой опыт в создании фильмов. У нас таких строгих требований нет, мы всегда очень рады кинематографистам из регионов, у которых есть опыт в создании кино. Дальше мы фиксируем бюджеты, никогда не берем проекты с “плавающим” бюджетом, и сразу прописываем, что короткий метр стоит 1,5 миллиона, и альманах стоит 7,5 миллионов», – пояснила представитель ФПРК. Она добавила, что принципиальным отличием также является наличие кураторов – продюсеров Фонда.
«В Фонде на данный момент заняты три продюсера и один координатор. И 24/7 мы находимся на связи с нашими исполнителями, у них возникает огромное количество вопросов. Потому что у нас есть кинематографисты, у которых нет опыта. Мы с ними работаем достаточно плотно, все рассказываем, подсказываем, проверяем их документы, отправляем это все в Министерство культуры», – пояснила она.
VII фестиваль живого кино «Кинолес» прошел 13-17 июля на берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. В рамках мероприятия проходили показы конкурсных короткометражных фильмов молодых режиссеров, мастер-классы и творческие встречи с участием ведущих профессионалов киноиндустрии, обширная досуговая программа для гостей всех возрастов, кинотренинги по съемкам фильма, а также подведение итогов конкурса «Киноквест».