MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Интервью > Заурбек Димеев: Сюжеты нартских сказаний не уступают знаменитым историческим фильмам

Заурбек Димеев: Сюжеты нартских сказаний не уступают знаменитым историческим фильмам

фото: ФПРК

Главный герой фильма «Заур и музыка», снимаемого в Северной Осетии при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа, – о красоте, дедушке и прадедушке, своём учителе и о том, как музыка помогает человеку стать лучше.

— Заур, расскажи о своём жизненном пути. Почему ты резко повернул его в сторону музыки?

— Я учился на физико-техническом факультете, специализация – «физико-химические методы в криминалистике». В какой-то момент понял, что не буду работать по специальности, потому что это не моё. Затем ушёл в сельское хозяйство, у нас с друзьями была достаточно большая ферма.

Я и не думал изготавливать музыкальные инструменты. Но однажды познакомился с человеком, который занимался этим видом ремесла, и мне стало интересно. Его звали Сослан Моураов, он был мастером по изготовлению осетинских инструментов. Мы познакомились, начали общаться, много беседовали на разные темы. Когда его не стало, я решил доделать инструменты, которые он не успел изготовить. У него было желание разослать их детям, отличившимся в науке, спорте, музыке.

— То есть ты захотел продолжить дело своего учителя?

— Сначала мне казалось, что я не смогу завершить эту работу, – не было усидчивости. Тогда решил всё же закончить начатое и продолжить заниматься своими делами. Но когда приступил к работе, мне стало всё больше и больше нравиться этим заниматься.

— Он делал изначально инструменты для детей?

— В своей мастерской Сослан изготавливал инструменты для ансамбля музыкальных народных инструментов «Къона», а также для других творческих коллективов. Конечно, для меня это была большая ответственность: я остался совсем один в этой мастерской, но не мог просто так всё это оставить. Я совершенствовал музыкальные инструменты, добавлял в них что-то своё, а потом у меня возникло желание обучать этому детей. Что-то я узнал от учителя, что-то привнёс сам. Мне кажется, человек обязательно должен передавать свои знания, а не уносить их с собой в другой мир. У каждого мастера свои секреты.

— Ты продаешь инструменты?

— Иногда продаю, иногда дарю. В целом я это делаю для детей. Также изготавливаю инструменты по заказу училищ, институтов, местных музыкальных коллективов. 

— Где ты научился играть?

— Есть такое место в городе – называется Центр «Заря», там я делал свои первые шаги в музыке. Сначала хотел научиться играть на свирели, но оказалось, что именно в «Заре» обучают игре на дала-фандыре. У дала-фандыра мне тоже нравилось звучание – моим учителем была Зема Агнаева.

фото: ФПРК

— Какие у вас есть национальные инструменты? Расскажи немного о традиционной кавказской музыке.

— Основные – осетинская двенадцатиструнная арфа дыууадастанон-фандыр, балалайка дала-фандыр, предшественник скрипки – хъисын фандыр. Если взять осетинскую музыку, то она очень отличается от музыки других кавказских народов – у нас более классический вариант. Если взять старинные песни, то они немного похожи на европейские. У нас очень богатая музыкальная культура, осетинская музыка затрагивает душу человека.

— Как в современной Осетии воспринимают традиционную музыку?

— Тех, у кого есть вкус и кто разбирается в музыке, она не может оставить равнодушным. Вообще я считаю, что этому виду искусства необходимо уделять больше внимания и в культуре, и в образовании. Национальную музыку нужно развивать и продвигать в массы.

— Какое влияние музыка оказывает на детей, на твой взгляд?

— Уверен, что человек меняется в лучшую сторону. В своей жизни я много чем занимался, совершал ошибки, но именно музыка вывела меня на правильный путь. Что касается детей, то очень важно занять их время полезными делами, в числе которых, безусловно, находится музыка.

— На тебя также повлияли твои дедушка и прадедушка – сказители осетинских сказок. Расскажи, пожалуйста, о них.

— Мой дедушка Елиоз Демеев рассказывал сказки и нартские сказания. Нарты являются предками алан – осетин. Дедушка прожил 90 лет, и последние пять лет был слепым. Тогда я был маленьким мальчиком, водил его к односельчанам. Они друг другу рассказывали эти легенды, а я сидел рядом и слушал. Потом я пересказывал их своим двоюродным братьям.

Что касается моего прадеда Иликъо Маргиева, один ученый-филолог, Василий Иванович Абаев, жил у него три месяца. Прадедушка рассказал ему девять нартских сказаний. Он играл на хъисын фандыре и на дала-фандыре.

— То есть сказки тоже повлияли на становление тебя как личности?

— Ребёнок воспринимает сказание как сказку, а когда взрослеет, то понимает, что это уже притча. Например, двенадцатиструнная арфа описывается в нартских сказаниях. Там сказано, что пока у нас есть этот инструмент и люди на нём играют, мы будем жить.

Ещё был герой Ацамаз, который играл на свирели… По преданию, когда он играл, все животные собирались вокруг него и слушали его прекрасную музыку. Его игрой была очарована даже гордая и неприступная красавица – услышав эту мелодию, девушка сразу же захотела выйти за него замуж. Если по нартским сказаниям снять фильм, то никакому другому историческому блокбастеру он не уступит! 

 

Беседовала Василиса Юренкова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять