MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Круглый стол «Москва – столица креативных индустрий» прошел на «Будем жить»

Круглый стол «Москва – столица креативных индустрий» прошел на «Будем жить»

фото: Елена Мартынова

В рамках XI Международного кинофестиваля «Будем жить» 25 августа в Центральном доме кинематографистов состоялся круглый стол на тему «Москва – столица креативных индустрий».

 В дискуссии приняли участие президент Московского международного кинофестиваля «Будем жить», председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской Городской Думы, председатель Московской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов; программный директор Московского международного кинофестиваля «Будем жить», начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК Нина Кочеляева; генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая, директор по развитию Web3 Tech, основатель NFT-агентства Digital Art Expo  Герберт Шопник;  руководитель Московской кинокомиссии Анастасия Зуенко, представители регионов  и другие. Модератором встречи выступил директор Московского международного кинофестиваля «Будем жить» Дмитрий Якунин

В ходе беседы спикеры обсудили развитие креативных индустрий в России, роль NFT-технологий, образовательные проекты и планы на будущее.

Круглый стол начался со вступительного слова Президента фестиваля «Будем жить» Евгения Герасимова. Он поблагодарил участников и гостей фестиваля за участие в конкурсных программах и образовательных мастер-классах, а также рассказал о том, какие позитивные изменения в сфере кинопроизводства произошли в Москве и России.

«В последнее время Москва делает большие усилия и шаги для того, чтобы кинематографисты снимали в столице. Москва стала более доступным и дешевым городом для съемок. Но мы собрались здесь не для того, чтобы обсудить, как много всего создается, а для того, чтобы увидеть кино на экране – самый важный результат.  И этот результат есть как в полнометражном кино, так и в коротком метре и документальном жанре. Несмотря на то что короткометражные картины, на мой взгляд, сейчас вырываются вперед, полнометражные фильмы тоже стали особенно интересны. Наши республики, наши отдаленные районы начали самостоятельно заниматься съемками кинолент. Очень хорошо, что там тоже развивается кинематография», – подчеркнул Герасимов.

После открывающей речи выступил Герберт Шопник, основатель NFT-агентства Digital Art Expo. Спикер задал основные темы для обсуждения на круглом столе и рассказал о том, как новые технологии уже сейчас полностью меняют мир кинематографа. Например, NFT уже активно проникает во все сферы корпоративной среды: в виде криптографических токенов вручают награды, продают последние главы романов, билеты, создают афиши или сценарии. По мнению Шопника, применение блокчейн-системы в киноиндустрии может дать несколько важных преимуществ, в том числе привлечение инвестиций и получение дополнительной выручки. 

«Еще одно направление – это разговор с новым поколением, до которого достаточно трудно достучаться при помощи тех средств, которые используются на протяжении последних 50, а то и 60 лет. Да, это новые потребители, эти люди по-другому воспринимают контент. Это поколение диктует новые условия, в том числе и индустрии кино. Накладываются новые ограничения, новые форматы – это и операторская работа, и длительность фрагментов, и то, насколько динамично должны меняться кадры. И эту аудиторию очень интересует все то, что связано с цифрой, потому что они родились вместе с цифровыми технологиями. Это для них по умолчанию существующая реальность, в которой они живут с рождения», – отметил спикер.

Также эксперт рассказал о том, как кинематографисты уже сейчас могут черпать вдохновение внутри современных реалий. 

«Если говорить про метавселенные, это тоже не фантастика. Огромное количество людей проводит внутри метавселенных большое количество времени, там происходят финансовые транзакции, купля-продажа, аренда виртуальных земельных участков. Может, для кого-то звучит как фантастика, но это происходит прямо сейчас, пока мы находимся здесь в зале.  И для сценаристов или креаторов там есть очень интересные вещи, потому что у нас множество и социальных, и общественных, и моральных проблем, которые до сих пор не раскрыты. Они по сути лежат на поверхности. Они связаны со смертью, с любовью, с вечной жизнью, с моральными аспектами. Поэтому цифровое пространство – огромное поле для деятельности тех, кто создает кино, пишет сценарии. Нужно обращать на это внимание».

Руководитель Московскй кинокомиссии Анастасия Зуенко на встрече рассказала о том, как изменилась финансовая поддержка в столице и кто теперь может на нее претендовать. По словам Зуенко, теперь «за отображение образа Москвы в киноискусстве» на помощь могут претендовать не только игровые и короткометражные фильмы, но и студенты со своими учебными работами и продакшены, снимающие сериалы. Кроме того, если раньше проект должен был быть только для проката в кинотеатре, то с этого года опция расширена до телевидения и онлайн-платформ. 

Еще одно важное новшество – это учреждение гранта для поддержки талантливых студентов в частных школах кинематографии. Эти учебные заведения могут подать заявки на оплату обучения для двух учащихся в размере до 500 тыс. рублей, в среднем это стоимость обучения за целый курс. Также, как сообщила спикер, Московская кинокомиссия занимается проведением специальных лекций во всех киношколах Москвы о том, как правильно проводить съемки в столице. 

В перерыве между выступлениями спикеров модератор круглого стола Дмитрий Якунин представил презентацию о деятельности Фонда поддержки регионального кино. Он рассказал о существующих бизнес-моделях, которые можно применить к самым разным регионам нашей страны для развития и поддержки кинопроизводства. 

«Мы считаем, что развитие регионального кино проходит по четырем направлениям. Первая модель – якутская модель, согласно которой, прежде всего, должна идти поддержка местных творцов <…>. Калининградская модель, наоборот, больше направлена в сторону бизнеса, чем творчества. Здесь акцент делается на привлечении съемочных групп в регион. По этой модели развиваются и многие другие города. В Мурманске в прошлом году снималось 12 проектов, в Перми – 5, в Новгороде – исторические сериалы. При этом вряд ли мы услышим о новых новгородских или мурманских кинематографистах. Пермская модель, как нам кажется, совмещает в себе синтез – и поддержку местных творцов, и развитие их творчества, и поддержку кинокомиссии. И Омская модель – когда бизнес идет в творчество. В этом городе много активных рекламных продакшенов, и на этом фоне развиваются те самые креативные индустрии, аниматоры, клипмейкеры», – поделился Якунин.

Представитель Красноярской кинокомиссии Мария Липовка в рамках круглого стола презентовала отчет о том, какие новшества и улучшения были введены для развития кинопроизводства в регионе. По словам спикера, в Красноярске был создан отдел по содействию в организации киносъемок, который занимается подбором артистов, поиском оборудования и локаций. Первым проектом, который был снят при поддержке этого отдела, стал восьмисерийный исторический сериал кинокомпании 3XMedia.

«Действительно, Красноярский край находится в центре России, и из центральных регионов добраться до него достаточно сложно, особенно привезти оборудование. Поэтому было принято решение о приобретении “Енисей Кино” большой светобазы. Также кинокомпания 3XMedia по итогам съемок сериала приняла решение об открытии филиала в нашем регионе – “Сибирь 3XMedia”. Сейчас наш край находится на пике развития кинопроизводства, и мы всех приглашаем снимать, потому что, не выезжая из города, можно найти как глухую тайгу, так и большую реку или локации урбанистического характера. <…> Сейчас кинокомпания обучает более 50-ти наших специалистов на базе СПбГИКиТа, это будут локейшн-менеджеры, администраторы на площадке, ассистенты режиссеров, ассистенты кастинг-директоров, ассистенты художников. Прямо сейчас в Санкт-Петербурге находится 18 человек, которым 3XMedia полностью оплатило обучение. Ближайшие три года специалисты не смогут покинуть Красноярский край, а мы, в свою очередь, будем привлекать проекты в регион, чтобы они начали работать», – отметила представитель Красноярска.

Следующим спикером на круглом столе «Москва – столица креативных индустрий» была Ольга Гончарова, директор школы №518. Она рассказала об открытии первого кинокласса в Москве, в котором будут растить молодых кинооператоров, режиссеров и сценаристов. Для этого школа заключила сетевые соглашение с киноколледжами-партнерами и ведущими московскими институтами – ВГИКом и ГИТИСом. 

Председатель Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России Александр Герасимов поразмышлял о том, как креативные индустрии проникают в сферу анимации и поделился первыми итогами деятельности комиссии в этом году. 

«Могу похвастаться, что анимация во многих вещах идет впереди планеты всей. Еще четыре года назад наша российская студия запустила первый в мире NFT-анимационный сериал, а создатель “Смешариков” Илья Попов сейчас является одним из ведущих экспертов в мире по NFT. Я очень рад, что то, что говорится на этом круглом столе, – это не первые ростки, это звенья общего креативного пространства. Мы можем уже с гордостью говорить, что центр анимации, кроме Москвы и Питера, – это Екатеринбург, Пермь, Воронеж, Хабаровск, потому что там везде есть люди, которые проявили инициативу и которые хотят что-то сделать в своем регионе. Еще один прекрасный пример – это продвижение детских анимационных студий: у нас в стране уже порядка 600 детских студий, причем подавляющее большинство из них в регионах», – рассказал Герасимов.

В завершении круглого стола выступила программный директор фестиваля «Будем жить» Нина Кочеляева. По итогам обсуждения, спикер пришла к выводу, что не только Москва – столица креативных индустрий, но и десятки других регионов нашей страны. По мнению Кочеляевой, все что происходит в анимации и киноиндустрии сегодня, внушает большие надежды на будущее. 

«Сегодня мы видим большую, серьезную панораму, связанную с развитием кинематографа, причем с разными вариантами развития разных регионов. На мой взгляд, это процесс, который заслуживает очень пристального внимания и уважения. Более того, сейчас на крупнейших международных кинофестивалях, в частности на ММКФ, региональные картины представлены и в основном конкурсе,  и в конкурсе “Русская премьера”, и на спецпоказах. Это означает, что уровень кинопроизводства в регионах России постепенно начинает набирать обороты и достигает определенных вершин. Завершая свою речь, я бы сказала, что нам нужно много кино хорошего и разного, из разных регионов. Нам нужно много разных креативных индустрий – и старых, и новых, потому что от этого зависит наше будущее», – подытожила дискуссию Нина Кочеляева.

Организаторы фестиваля – Фонд развития социальных и культурных инициатив «Кинематографист», продюсерский центр «Мувистарт».

Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы;Департамента СМИ города Москвы; сети кинотеатров «Московское кино»;Столичного Цеха Деятелей Культуры и Союза кинематографистов России.

Партнёр фестиваля– строительная компания «Империя».

Информационные партнеры – «Абзац-Медиа», «Арт-Московия», «Афиша.КП», «Кинобизнес сегодня», «Московский комсомолец», «Работники ТВ», медиахолдинг «Цифровое телевидение», CinePromo, Cinemaplex, ProfiCinema, канал Shot TV.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять